Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первичные и вторичные рынки ценных бумаг⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Ценные бумаги являются товаром, который обращается на рынке ценных бумаг (фондовом рынке). В мировой практике различают: • международные и национальные рынки ценных бумаг; • национальные и региональные (территориальные) рынки; • рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.); • рынки государственных и корпоративных (негосударственных ценных бумаг); • рынки первичных и производных ценных бумаг. Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств. К функциям фондового рынка относятся: перераспределение прав собственности (купля-продажа долевых ценных бумаг, удостоверяющих права их владельцев на участие в управлении предприятием); спекулятивные операции (возможность перепродажи ценных бумаг, наличие ликвидного вторичного рынка); покрытие бюджетного дефицита (рынок государственных ценных бумаг). Рынок ценных бумаг выполняет и информационную функцию, т.е. обеспечивает общество сведениями о движении свободных капиталов и способствует принятию инвестиционных решений. Фондовый рынок подразделяется на первичные и вторичные рынки ценных бумаг. Первичный рынок — это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их на чальное размещение среди инвесторов. Целью первичного рынка ценных бумаг являются организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. К задачам первичного рынка ценных бумаг относятся: организация выпуска ценных бумаг, размещение и учет, поддержание баланса спроса и предложения.
Существуют две формы первичного рынка ценных бумаг: частное размещение и публичное предложение. Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи. Публичное предложение — это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявлений и продажи неограниченному количеству инвесторов. Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, проводимых правительством, и других факторов. Под вторичным рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой) рынки. Организованный рынок исчерпывается понятием фондовой биржи. Фондовая биржа — это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций. Для классической фондовой биржи характерны: • централизованный рынок с фиксированным местом торговли, т.е. торговой площадкой; • существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи; • наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур; • централизация регистрации сделок и расчетов по ним; • установление официальных (биржевых) котировок; • надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка). Функции фондовой биржи: • создание постоянно действующего рынка; • определение цен; • распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цене и условиях обращения; • поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников; • выработка правил торговли.
|