![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение подачам
Обучение всем игровым приемам, в том числе и подачам, начинают с показа, объяснения и опробывания приема с целью создания правильного представления о характере движения. Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению подач в игре. И наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием передач: после первых успехов в овладении нижними подачами их совершенствуют, сочетая с верхними передачами, а верхние подачи—с нижними передачами. Подачи изучают в такой последовательности: нижние подачи (боковая и прямая), верхние подачи (прямая и боковая), после чего занимающихся можно познакомить с «планирующей» подачей. Нижние боковая и прямая подачи. После опробования изучаемого способа нижней подачи целесообразно выполнять специальные упражнения. Примерные упражнения 1. Имитация изучаемого способа подач. Занимающихся строят в две шеренги лицом друг к другу на боковых линиях площадки. Упражнение выполняют посменно. Желательно имитировать подачунатри счета: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание, «три»— удар по мячу. 2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения — научить детей правильно подбрасывать мяч. 3. Подача мяча в направлении своего партнера.
4. Подача в направлении своего партнера с высокой и низкой траекторией полета мяча. 5. Подача мяча точно в своего партнера на дистанции 9 м, затем 12 м. Организация выполнения упражнений 1—5 одинаковая: на двух занимающихся один мяч. После уверенного выполнения упражнения 5 приступают к подачам через сетку. 6. Подача мяча на сторону противника через сетку. В тех случаях, когда кому-либо из игроков не удается выполнить подачу через сетку с 9 л, можно уменьшить расстояние, с тем чтобы желание во что бы то ни стало перебить мяч через сетку не приводило к неверному навыку. 7. Подача мяча через сетку на площадку противника. 8. Подача мяча через сетку в зону защиты противоположной площадки. 9. Подача мяча в левую и правую часть зоны защиты площадки противника. 10. Подача мяча на своего партнера, находящегося в зоне защиты противоположной площадки. 11. Выполнение упражнений 8—10 с места подачи. 12. Подача мяча в зону нападения противоположной площадки и в уязвимые места площадки (вдоль боковых линий между зонами 1—2 и 4—5). 13. Соревнования между занимающимися на количество правильно и точно выполненных подач в определенную зону. Подачи выполняют сериями по 5—10 попыток. 14. Эстафета с подачами. Две команды выстраиваются на месте подачи в колонну по одному на противоположных площадках. У впередистоящих игроков в руках волейбольный мяч. По одному игроку из каждой команды идут на противоположную площадку и становятся лицом к своей команде в зоне 4, По общей команде (свистку) впередистоящие подают мяч точно своему игроку и бегут на его место. Находящийся в зоне 4 игрок ловит мяч, бегом несет в свою команду и отдает его впередистоящему игроку, а сам становится в конец своей колонны игроков. Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету с наименьшим количеством ошибок. Для слабо осваивающих нижние подачи можно рекомендовать индивидуальные упражнения: 1. Имитация изучаемого способа подачи. 2. Подбрасывание и ловля мяча в сочетании с имитацией. 3. Подача мяча в стену с расстояния 9 м через воображаемую или нарисованную на стене сетку. 4. Подача мяча через сетку с места подачи сериями по 10—20 подач. Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач. Однако если техника нижних подач в связи со своей простотой не требует специальных подготовительных упражнений, то при обучении верхним подачам, представляющим значительную сложность, подготовительные упражнения необходимы. Это обусловлено и тем, что верхние подачи являются основой для изучения нападающих ударов. Верхняя прямая подача. При овладении верхней прямой подачей применяют упражнения, направленные на овладение составными частями движения. Примерные упражнения 1. Имитация верхней прямой подачи, которую целесообразно выполнять под счет по разделениям: на счет «раз» — движением тела из стойки вскинуть руку в положение замаха (проверить положение), «два»—подбрасывание мяча, «три»—с разгибанием сзади стоящей ноги и рывком тазом назад выполнить ударное движение. 2. Имитация составных частей движения подачи, особенно замаха и ударного движения. 3. Упражнение для лучшего освоения движения замаха: в стойке взять кисть партнера (как при рукопожатии), разгибая ноги и выпрямляясь, «вытащить» бьющую руку в положение замаха локтем вверх—в сторону, кисть опущена. Упражнение выполняют с небольшим сопротивлением партнера. 4. Упражнение для освоения ударного движения: выпрямленная бьющая рука опущенной кистью упирается в кисти поднятых вверх рук партнера. Сгибаясь в тазобедренных суставах (таз идет назад, а плечи и руки вперед), нажать на кисти партнера. Мышцы, удерживающие плечевой сустав, напряжены, локоть бьющей руки не опускается, Важно убедить занимающихся в том, что ударное движение начинают от тазобедренных суставов, а не от плечевых. 5. То же, но сгибание в тазобедренных суставах сочетают с небольшим винтообразным движением тела в сторону, противоположную бьющей руке. 6. Бросок мяча двумя руками. Взять мяч двумя руками, опустить вниз перед собой, немного наклониться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки вверх с мячом, но не заносить его за голову. Затем за счет короткого рывка тазом назад бросить мяч вперед, не опуская локти вниз. 7. Бросок мяча одной рукой: то же, что в предыдущем упражнении, но с переводом мяча в одну руку. 8. Бросок мяча одной рукой. Игрок держит мяч двумя руками: правой сверху, левой снизу (мяч внизу перед собой) и энергичным движением вскидывает мяч над правым плечом (левая рука посылает мяч в положение над правым плечом). В конце вскидывания левую руку отводят, а правой из исходного положения выполняют бросок описанным выше движением. После освоения упражнений с бросками мяча можно перейти к подачам мяча. 9. Подача мяча в направлении партнера, строго соблюдая последовательность движений: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание мяча, «три» — удар по мячу Упражнение выполняют в парах поперек площадки, дистанция 9 м. 10. Подача мяча на своего партнера (на точность попадания), дистанция 9 м, затем 12 м. После уверенного выполнения упражнений 9 и 10 можно приступить к подачам через сетку и выполнять упражнения в той же последовательности, как и при изучении нижних подач. Верхняя боковая подача —технически сложный игровой прием, требующей хорошей физической и специальной подготовки. К обучению этой подаче приступают позже, когда занимающиеся приобретут значительный опыт взаимодействия с мячом. Верхняя боковая подача в современном волейболе уже не является столь грозным оружием, как прежде, но она расширяет игровые возможности волейболиста и является важной ступенькой к овладению планирующей подачей и боковым нападающим ударом. Примерные упражнения 1. Имитация верхней боковой подачи. 2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Подбросить вверх мяч, сделать замах и, выполняя ударное движение, поймать мяч перед собой вверху. В этих упражнениях подбрасывание осуществляют сначала одной рукой, потом двумя, с тем чтобы занимающиеся нашли наиболее удобный для них способ. 3. Бросок мяча одной рукой. Взять мяч двумя руками. Вынося мяч в исходное положение, отвести левую руку, а правой ударным движением выполнить бросок. В этом упражнении все внимание сосредоточивается на правильной последовательности работы ног, туловища, руки. Далее можно приступить к подачам мяча сначала поперек площадки, затем через сетку. Когда занимающиеся станут уверенно выполнять подачу, можно познакомить ихс боковой верхней подачей в движении. При совершенствовании подач осваивается техника «закручивания», «срезки» и «планирования». К планирующей можно перейти от нижней боковой подачи, где основное движение—вращение туловища в вертикальной плоскости. Несколько увеличив расстановку ног и откидывая корпус назад, мяч ударяют все в более высокой точке до тех пор, пока не будет найдено наиболее удобное положение для «проводки» мяча, придающей ему планирование. Эффекта планирования можно добиться и при верхней прямой подаче, что сложнее. Для этого игрок при выполнении подачи выставляет вперед ногу, одноименную бьющей руке, или выполняет подачу в движении. При изучении подач часто встречаются ошибки, связанные прежде всего с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением, для устранения которых необходимо вновь возвратиться к подводящим упражнениям. Этой же цели могут служить и подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др. Перекатывание набивного мяча. Играющие построены в две шеренги на лицевых линиях волейбольной площадки лицом друг к другу. В каждой шеренге (команде) 5—6 волейбольных мячей. На средней линии в центре площадки—набивной мяч весом 4—5 кг. По сигналу (свистку) обе команды играющих стараются попасть волейбольным мячом в набивной так, чтобы он откатился за линию нападения противоположной команды. За каждое удачное перекатывание команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая за 5—7 мин игры больше очков. После каждого перекатывания за линию нападения набивной мяч снова устанавливают в центре площадки, и в обеих командах уравнивается количество волейбольных мячей. Мяч бросают «ударным движением». Расстояние до набивного мяча варьируется в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности играющих. Переправа под обстрелом. В игре принимают участие две команды: первая—бьющая—построена в шеренгу за лицевой линией площадки (у каждого игрока волейбольный мяч), вторая—переправляющаяся—в 7—8 м. от нее за боковой линией и построена в одну колонну перед «мостом» (две гимнастические скамейки, установленные в один ряд поперек площадки), По сигналу игроки второй команды начинают по очереди «переправу через мост», а игроки первой «обстреливают» переправляющихся, стараясь попасть в игрока мячом. За каждое попадание команда получает одно очко. 2—3 игрока бьющей команды находятся в 4—5 м за мостом для возвращения мячей в свою команду. Когда все игроки второй команды закончат переправу, команды меняются ролями—и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Мяч бросают ударным движением. В случае, если игрок оступится («свалится с моста»), команде бьющих засчитывают попадание. ОБУЧЕНИЕ НАПАДАЮЩИМ УДАРАМ Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо, боковой
нападающий удар, который тоже может быть с переводом. Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающего удара изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивание толчком левой ноги. Полезно выполнять напрыгивание через какое-либо препятствие, например через гимнастическую скамейку. По мере овладения напрыгиванием скамейку переносят к сетке. Постепенно приближая скамейку к сетке, занимающихся приучают к вертикальному прыжку. Следят за тем, чтобы в момент напрыгивания учащиеся все больше выносили вперед ноги, к самой средней линии. Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сгибаясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты (гимнастические скамейки, маты, гимнастический козел), серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки), а также подвижные игры с прыжками («Чехарда», «Удочка») и различные эстафеты. Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Этого делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получится. Удар ногами о пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием. Далее изучают ударное движение. Здесь полезно повторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней прямой подаче. Особую ценность представляет следующее упражнение. Игрок, стоя на полу, поднимает вперед-вверх руку с мячом, затем, отклоняя (но немного) туловище назад и поворачиваясь вправо (отводя плечо назад), поднимает руку с мячом в положение замаха. Приняв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущение, что сгибание стало следствием рывка. Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократ- но повторять такое упражнение. Взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед. Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения. Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке прыжка и при опускании. Упражнения в бросках следует проводить в парах в такой последовательности. Примерные упражнения 1. Игрок держит мяч ладонями с боков. После 2—3-шажного разбега он прыгает вверх, выносит руки с мячом вверх (но не заносит за голову) и за счет короткого рывка тазом назад бросает мяч вперед-вниз, после чего приземляется на площадку. 2. То же, но с перезолом мяча на бьющую руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. При выполнении упражнения необходимо помнить, что в момент броска кисть бьющей руки должна быть на мяче. Для достижения этого нужно в момент отталкивания энергично послать мяч к бьющей руке. 3. Броски теннисного мяча в прыжке после 2—3-шажного разбега. Приведенные упражнения выполняют в парах сначала без сетки, затем через пониженную сетку, далее через сетку нормальной высоты. После этих упражнений рекомендуется освоить ловлю мяча со своего подбрасывания. 4. Игрок держит мяч перед собой двумя руками. С шагом левой ноги он поворачивает мяч, оставляя его в левой руке, отталкивается левой ногой, выполняя напрыгивание, подбрасывает мяч вперед-вверх и отводит правую руку в положение замаха. Совершив прыжок, игрок в воздухе ловит мяч двумя руками. В этом упражнении важно освоить ритм самого движения: на счет «раз»— шаг левой ногой, «два»—подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок, «три»—ловля мяча в воздухе. С освоением этого упражнения ловлю мяча заме-
няют ударом по нему сначала без сетки, потом через пониженную сетку, затем через сетку нормальной высоты. 5. Нападающий удар со своего подбрасывания выполняют в том же ритме, что и предыдущее упражнение: на счет «раз.» — шаг левой ногой, «два» — подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок с отведением правой руки в исходное для удара положение, «три» — удар но мячу, за счет короткого рывка тазом назад. Удар следует выполнять на некотором удалении от сетки, чтобы занимающиеся не боялись коснуться ее рукой. Удар со своего подбрасывания — наилучшее упражнение в совершенствовании приемов нападения и защиты. При правильной работе ног в прыжке и освоении верхних прямых подач овладение ударами со своего подбрасывания не представляет особой сложности. После уверенного выполнения нападающего удара со своего подбрасывания следует перейти к ударам после передачи сначала встречной, а затем вдоль сетки. Примерные упражнения 1. Ловля мяча со встречной передачи. Упражнение выполняют в парах, сначала без сетки, затем через сетку. Пасующий игрок выполняет верхнюю передачу с крутой траекторией навстречу нападающему, который разбегается, прыгает и ловит мяч в верхней точке своего прыжка, после чего приземляется я выполняет передачу своему партнеру. В дальнейшем мяч ловят в исходном для удара положении. 2. Нападающий удар со встречной передачи. Упражнение, аналогичное предыдущему, только ловлю мяча заменяют удалом. Передачу на удар выполняют сначала в сторону бьющей руки партнера, т. е. в удобное для удара положение, а затем в неудобное. В этом случае задача нападающего — сделать правильный выход к мячу. После освоения этих упражнений можно приступить к изучению прямого нападающего удара после передачи вдоль сетки (передающий стоит со стороны бьющей руки нападающего). Передачу на удар выполняют между игроками, она должна быть средней по высоте, примерно в полуметре от сетки. Лучше, если передачу на удар выполняет учитель. В дальнейшем нападающий удар выполняют со всех номеров зоны нападения, после различных по высоте и направлению передач. Особое внимание следует уделить нападающим ударам по мячу, находящемуся далеко от сетки. Это важное средство борьбы с плотным блоком. Важно как можно раньше. Убедить занимающихся в том, что удаленность мяча на 1—2 м от сетки (при правильной технике удара и своевременном выходе на мяч) не влияет ни на точность удара (мяч попадает на площадку противника), ни на его силу. Нападающие удары с переводом изучают на фоне совершенствования прямого нападающего удара по ходу разбега в различных упражнениях. Сначала занимающихся знакомят с нападающим ударом с переводом влево, затем вправо. Освоению этих ударов способствуют следующие упражнения: броски теннисного мяча в прыжке влево и вправо; нападающий удар со своего подбрасывания с переводом влево и вправо; то же со встречной передачи с переводом влево и вправо; то же с переводом влево и вправо после передач вдоль сетки. Освоению нападающих ударов с переводом способствует также и соответствующая организация учащихся. Так, броски мяча и нападающий удар с переводом влево легче выполнять из 4-й и 3-й зон площадки, а броски и удар с переводом вправо из 2-й и 3-й зон. Для индивидуальной работы при изучении прямого нападающего удара и отдельных его частей можно рекомендовать следующие упражнения: нападающий удар в пол с собственного подбрасывания в опорном положении; то же в опорном положении со встречной передачи; имитация нападающего удара у сетки; метание мячей без сетки и через сетку; нападающий удар со своего подбрасывания; то же через сетку со встречной передачи. С помощью этих упражнений можно устранить ошибки, появляющиеся в ходе обучения. Можно использовать и подвижные игры с прыжками, метанием мячей в цель, нападающим ударом. По наземной мишени, В игре участвуют две команды: первая размещается на одной части волейбольной площадки (у каждого игрока в руках мяч), вторая—за площадкой на скамейке. На противоположной части площадки чертят два круга диаметром 1—1, 5 м или кладут 2 гимнастических мата за линией нападения. Игроки первой команды поочередно выполняют разбег, прыгают вверх и ударным движением бросают мяч в любой круг (мат). За удачное попадание команда получает очко. Когда все игроки этой команды закончат броски, очки подсчитывают и в игру вступает другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Игру можно усложнить, разрешив игрокам второй команды поочередно блокировать броски соперников или ввести в игру защитника, который будет ловить или отбивать мячи, летящие в цель. В этом случае мишени (круг, мат) необходимо разме-
щать на 2—3 м одна от другой. Дальнейшее усложнение возможно за счет бросков и нападающих ударов со своего подбрасывания. Картошка. Играющие стоят в кругу, в центре которого водящий. Они передают мяч друг другу. Игрок, допустивший ошибку (неточная передача, прием мяча с ошибкой), садится в центре круга вместе с водящим на корточки. Стоящие в кругу игроки стараются точным нападающим ударом с передачи партнера попасть в сидящих в центре, которые в свою очередь стараются поймать мяч после нападающего удара не вставая. Если им это удается, все сидящие игроки встают в круг, а игрок, от которого был пойман мяч, становится водящим—и игра продолжается. Пионерский мяч (пионербол). Две команды располагаются по обе стороны сетки. Одна из них по свистку вводит мяч в игру подачей, другая отбивает его на сторону противника. Можно разыграть мяч для нападающего удара или броска мяча в прыжке через сетку, используя для этого не более трех касаний мяча и трех ударов мяча о пол. Каждая команда старается отправить мяч на противоположную сторону так, чтобы он не был принят или был бы отбит более чем тремя касаниями, за что и получает очко. Выигрывает команда, набравшая 15 или большее количество очков (при игре на время). Наиболее интересна игра, если в каждой команде по три или четыре игрока. Боковые нападающие удары, как наиболее сложные, изучают в последнюю очередь. Однако обучение им значительно облегчается уже имеющимся опытом волейболистов, их умениями и навыками в выполнении прыжков, передач, нападающих ударов. Обучение боковым нападающим ударам проводят параллельно с совершенствованием прямых ударов и верхних боковых подач. Сначала изучают боковой нападающий удар с прямым замахом, затем с обратным. Примерные упражнения 1. Имитация бокового нападающего удара на месте. В этом упражнении учащиеся осваивают замах и ударное движение. 2. То же, но с бросками теннисного мяча в пол. 3. Имитация бокового нападающего удара в прыжке. Занимающиеся выполняют разбег, прыжок и удар. В этом упражнении соединяют разбег с ударным движением. 4. То же, но с метанием теннисных мячей сначала без сетки, затем через сетку. Боковой нападающий удар у стены без прыжка с собственного подбрасывания. 6. То же, но мяч подбрасывает партнер. 7. Боковой нападающий удар без прыжка с передачи партнера. 8. Упражнение в тропках. Игроки расположены поперек площадки. Крайний игрок верхней передачей посылает мяч среднему, который выполняет удар, направляя мяч другому крайнему игроку, тот ловит мяч и верхней передачей посылает его среднему игроку на удар. Через 5—6 ударов средний игрок меняется. 9. То же, но удар выполняют после небольшого прыжка с мест, затем в прыжке после разбега. 10. Боковой нападающий удар через сетку после передачи партнера. Приведенные упражнения в такой же последовательности применяют и при обучении боковому нападающему удару с обратным замахом.
|