![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нападающие удары
Трудно найти физическое упражнение, подобное нападающему удару в волейболе, которое так органично включало бы в себя бег, прыжки и метания. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего. Упомянутый в разделе «Исходные положения» скачок используется и как напрыгивание для прыжка, которое в свою очередь имеет важное значение для последующих действий спортсмена. И главное здесь—взаимодействие рук и ног. Как уже упоминалось, еще бытует мнение, что при на-прыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога—это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину—другой. Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще отталкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20). Эта последовательность нужна не только для правильной координации — взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по вре- Рис. 20 мени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм. Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары. В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами. Из всего сказанного следует сделать вывод, что глазным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется трехшажный разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге—грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающая возможность встречи с мячом в удобном положении. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте—это не ошибка. Главное—не пойти вперед преждевременно и на опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего. Таким образом первым шагом при трехшажном разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг — напрыгивание—необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2—3 м и более. Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлыстообразное движение бьющей руки. Прямой нападающий удар. Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно зано- сить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головой (такие рекомендации тоже существуют)? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта. Поэтому следует выбрать среднее положение: кисть над плечом. Тогда кисть будет перемещаться и от вращения по вертикальной оси и от наклона туловища вперед. В сумме эти два движения и дадут наибольшее ускорение. Локоть отведен в сторону, но ни в коем случае не опускается ниже плеча. Плечевой сустав почти закреплен, и руку в момент удара будут удерживать не только связки, но и все мышцы плечевого сустава. Именно это предохраняет плечевой сустав от тяжелых травм. Особенно это важно для юных волейболистов, у которых связочный аппарат еще не окреп. В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча). В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти. Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч. Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чаще всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в аут, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча. Другой пример. Мяч находится в удобном для удара положении. В этом случае движения волейболиста будут похожи на финальную фазу действий метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь волейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение. Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара—работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом в конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для игроков, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике—само совершенство, если это касание не делается нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку—«работает кисть», не попал—«кисть не работает». В чем же здесь дело? Угол между направлением полета мяча от удара и поверхностью площадки зависит от перемещения кисти ч лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета иплоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти з момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10—20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар становится главным, единственным целесообразным ударом. В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока—дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особого исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыть намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара. Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом суставе и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении. Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение право» ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Еще раз повторим, что именно от первого шага зависит своевременность выхода игрока для нападающего удара, а дальнейшее движение носит слитный характер, не терпящий никаких остановок. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движения Рис. 21 или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встречаются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом. Признаком мастерства в нападающем ударе является умение игрока встречаться с мячом в трех фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке или при опускании. Но таким комплексом умений могут овладеть немногие. Однако, отдавая предпочтение какому-либо положению для удара, следует помнить, что постоянно применяемое одно и то же положение при встрече с мячом рано или поздно приведет к снижению эффективности удара. Выполнив удар, игрок должен правильно приземлиться на согнутые в коленях ноги, иногда до глубокого приседа и даже касания руками о пол. Мягкое приземление предупреждает травмы коленных и голеностопных суставов. Кроме того, приземление на согнутые ноги способствует успешному выполнению любых последующих игровых приемов. Боковой нападающий удар. В первой своей фазе (разбег и прыжок) этот удар ничем не отличается от прямого нападающего удара. Однако если игрок хорошо владеет ранним выходом на удар и ударом в момент опускания в прыжке, то ему нетрудно овладеть боковым нападающим ударом. В некоторых же случаях этот удар становится единственно возможным. Так может произойти, например, в том случае, когда в верхней точке прыжка игрок не достает мяча. Для того чтобы задержаться в воздухе на долю секунды и «подождать» опускающийся мяч, игрок резко опускает руки вниз, а затем энергичным вращением туловища, продолжая кругообразное движе- Рис. 22 ние бьющей рукой, выполняет боковой удар (рис. 22). Игрок описывает рукой круг в вертикальной плоскости, тело отклоняет назад (все движения похожи на боковую верхнюю подачу). Полноценный боковой удар заканчивается поворотом туловища игрока лицом вниз. Техника бокового нападающего удара сложна и требует незаурядной ловкости, однако овладеть им имеет смысл, так как этот удар увеличивает диапазон действий нападающего, что особенно важно для противоборств против блока и нападения при доигровках. В доигровках, когда игрок оказывается между мячом и сеткой, практически только и возможен боковой нападающий удар, так как его начальная фаза характерна «тягой мяча на себя», а затем «от себя», в то время как при прямом нападающем ударе есть только фаза движения «от себя». Мы рассмотрели боковой удар, в котором замах имел два движения—прямое для прыжка и обратное для удара, почему он и получил название бокового удара с обратным замахом. Более простая разновидность бокового улара —это удар с прямого замаха. Здесь нет раннего выхода на мяч, нет задержки в воздухе. Игрок, продолжая движение рукой после прыжка, выводит ее в сторону и одновременно с движением туловища ударяет по мячу. Характер этого движения имеет полную аналогию с боковой подачей. Так же как и в боковой подаче, с нарастанием силы, в боковом нападающем ударе за счет резкого вращения туловища и отставания руки возможно переразгибание ее в локтевом суставе. Чтобы избежать травмировать еще не совсем окрепшего связочного аппарата у детей, рекомендуется незначительное сгибание руки в локте. Такая предосторожность позволяет перенести нагрузку от удара со связок сустава на мышцы, чем и достигается некоторая амортизация. С точки зрения естественной координации и большей эффективности представляет больший интерес боковой нападающий удар с обратным замахом. Во всех случаях, когда у человека появляется необходимость увеличить расстояние прыжка в длину (с разбега или с места) или поднять выше центр тяжести тела, он включает в работу руки, масса которых, перемещенная в обратном направлении, позволяет добиться нужного эффекта. В данном случае именно это обстоятельство и позволяет произвести полноценный нападающий удар. Интересно, что игроки, специально не обучавшиеся такой координации движений, сталкиваясь с необходимостью, зачастую сами овладевают этим способом удара. Сложность техники данного игрового приема состоит в том, что в короткие промежутки времени должны быть выполнены движения по большим амплитудам, поэтому в современном волейболе этот удар применяется крайне редко. БЛОКИРОВАНИЕ Выставление рук над верхним краем сетки для преграждения полета мяча после нападающего удара называется блокированием. Это защитное действие в некоторых случаях является и средством нападения. Блокирование выполняется одним игроком (одиночное блокирование), двумя или тремя игроками (групповое блокирование). Основным способом блокирования все же остается одиночное (рис. 23). Для постановки блока игрок должен как можно раньше определить наиболее вероятное место постановки блока и перемещаться в этом направлении. Перемещение служит не только для выхода к месту блокирования, но и для усиления толчка в прыжке. В современном волейболе только высокорослые игроки могут себе позволить блокирование в прыжке с места. Чтобы в совершенстве владеть своим телом в прыжке для блока (особенно при групповом блокировании), надо пос-
Рис. 23 ле перемещения получить возможность выполнить прыжок как с движением в сторону, так и (что особенно важно) строго вертикально. Для этого применяются приставной и двойной шаг в обе стороны (рис. 24). При групповом блокировании предпочтительнее, как указывалось выше, перемещение двойным шагом, исключающее наступание на ноги партнеру (рис. 25). Рис. 24
Руки в прыжке выносят вверх по укороченной амплитуде, чтобы избежать касания сетки и партнера. Однако положение рук должно быть таким, чтобы при ошибке пасующего игрока команды противника мяч, оказавшийся на стороне блокирующего, можно было отправить обратно полноценным нападающим ударом. И наоборот. Прыгнув для удара, игрок должен быть готов блокировать перешедший на другую сторону мяч. Поднимаясь вверх, игрок не должен преждевременно выносить руки над сеткой, а держать их на уровне головы. Только определив наиболее вероятное направление удара, он закрывает это направление. Руки всегда (в большей или меньшей мере) выносят в стороны. Даже в тех случаях, когда направление удара предполагается прямо в руки блокирующего, он уводит туловище в сторону, а руки смещает вправо или влево. Это смещение необходимо для того, чтобы одной рукой закрыть лицо. При значительном отклонении рук в сторону смещается прежде всего все туловище. В противном случае руки опишут дугу и крайняя из них опустится до уровня сетки, где ее положение для блокирования будет бессмысленным. Кисти рук при постановке блока (как и сами руки) излишне не напрягают. Проскакивание мяча между руками и сеткой является следствием не расслабленности рук, а неправильной их постановки. Чтобы избежать этого, надо держать как можно ближе к сетке локти. Это исключит не только переход мяча, но и касание сетки предплечьями в момент опускания блокирующего. При блоке не следует слишком разводить и напрягать пальцы рук. Так, отведенный в сторону мизинец не поможет блоку, если блок не туда поставлен, а удар по одному мизинцу может привести к травме. Удар в расслабленные кисти дает меньший отскок мяча, в чем заинтересован блокирующий, так как важно оставить мяч в пределах площадки как при его отскоке на сторону противника, так и на свою. К тому же ненапряженная кисть смягчает удар, а это немаловажно для избежания травм. Иногда игроки при блокировании опускают кисти вместе с мячом, как бы топят его. Этого делать не следует, так как подобные действия судья может квалифицировать как бросок. Как и в нападающем ударе, в блокировании необходим навык в приземлении. Не умея правильно приземлиться, блокирующий становится беспомощным при следующем взаимодействии с мячом. Это неумение ограничивает сферу действия при блоке, так как игрок, боясь упасть, не решается уводить в сторону туловище при постановке блока. Если блок не состоялся, то вверху мяч трогать не следует, а взаимодействовать с ним нужно внизу, стоя на ногах, что и заставляет игрока сравнительно низко присесть, приземляясь после постановки блока. Все это возможно, если блокирующий своевременно прыгает для блока. Опаздывая с прыжком, блокирующий лишает себя возможности взаимодействовать с мячом внизу, так как мяч раньше игрока окажется на площадке. На принципе своевременного прыжка для блока базируется и самостраховка блокирующего, позволяющая игроку самому поднимать мячи, оказавшиеся з зоне его действия (см. рис. 48 на стр. 94). При хорошем владении самостраховкой эта зона расширяется до линии нападения, чем облегчается игра в защите на задней линии.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ ОБУЧЕНИЕ СТОЙКАМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ Обучение технике волейбола начинается с ознакомления занимающихся с исходными положениями (стойками) и перемещениями. Важно научить детей сочетать различные способы перемещения с последующей остановкой и принятием исходного положения (стойки), чередованию внезапного перемещения с положением ожидания, с последующими новыми движениями. Для этого в начальной стадии обучения волейболу применяют простейшие упражнения и подвижные игры. Изолированное изучение стоек малоинтересно для детей, поэтому их следует изучать в упражнениях, которые вынуждают занимающихся принять положение готовности для перемещения в любом направлении. Наилучшие упражнения для этого — подвижные игры, в которых ожидания чередуются с перемещениями. К их числу относится, например, игра «Воробьи и вороны», где положение ожидания соответствует в значительной мере стойке волейболиста. Проводя эту игру, обращают внимание на положение игрока в ожидании, вносят коррективы, приближающие детей к положению стойки. Воробьи и вороны. Две команды играющих расположены в колоннах по одному по обе стороны средней линии волейбольной площадки на расстоянии 1, 5—2 м одна от другой. Одна команда—«воробьи», другая—«вороны». По сигналу учителя, произносящего название одной из команд, игроки названной команды догоняют (до заранее условленной границы) и ловят игроков другой команды. Пойманных игроков подсчитывают — и игра продолжается. Через 5—6 мин игры по наибольшему ко- личеству пойманных определяют команду-победительницу. Учителю нужно стараться вызывать команды одинаковое количество раз. Примерные упражнения 1. По команде учителя занимающиеся принимают положение соответствующей стойки и выполняют шаги влево, вправо, вперед, назад. 2. Из положения заданной стойки учащиеся выполняют поворот вправо или влево и имитируют верхнюю передачу. После того как учащиеся усвоили стойки, специально изучают бег в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения. При обучении сочетаниям стоек и перемещений применяют игровые задания или подвижные игры, в которых преобладают соответствующие действия. Приводим описание двух таких игр. Зоркий глаз. Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу учащиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, учитель поднял руку вверх—дети делают скачок вперед, принимают стойку волейболиста и имитируют верхнюю передачу. Другой вариант: учитель поднял обе руки вверх — дети выполняют двойной шаг или скачок, поворачиваются направо, принимают низкую стойку волейболиста и имитируют верхнюю передачу и т. д. В зависимости от подготовленности группы можно предлагать занимающимся и более сложные задания. Падающая палка. Учащихся строят в круг диаметром 6—7 м, рассчитывают по порядку. В центре круга—водящий, придерживающий за верхний конец палку (в вертикальном положении). Водящий называет номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Вызванный должен сделать скачок и подхватить палку (не дать ей упасть на пол). Если названный игрок успел выполнить задание, то он возвращается на свое место, если не успел, то заменяет водящего — и игра продолжается. В конце игры отмечают лучших игроков, которые не были водящими, и игроков, чаще других исполнявших роль во-
дящего. Постепенно расстояние до палки увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим скачком. С освоением навыка перемещения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч». После усвоения правильных навыков в выполнении этих движений следует переходить к изучению прыжка. При этом обращают внимание на опережающее движение туловищем. Руки как бы отстают, с тем чтобы к моменту толчка ногами занять положение замаха для выполнения соответствующего игрового приема. Как только у учащихся будет создан необходимый навык в прыжках, переходят к освоению падений. Основное внимание при этом следует сосредоточить на правильном приземлении. Обучение начинается с падений перекатом на спине, затем изучают падения вперед с перекатом на груди. При освоении навыка упражнения выполняют со страховкой и при активной помощи партнера. Для выполнения упражнений более удобно построение парами. Один выполняет упражнение, второй помогает ему и страхует. Только после этого упражнение выполняет самостоятельно: вначале из низкой стойки, а потом после предшествующего движения. Примерные упражнения 1. Держась правой рукой за руку партнера, ученик выпадом правой ногой вперед принимает низкую стойку, поворачиваясь налево, приседает до касания пяткой правой ноги ягодицы и делает перекат на правой стороне спины. Обратным махом левой ногой, держась за руку партнера, встает. Партнер проходит сбоку от выполняющего упражнение. 2. Выполнить это же упражнение выпадом вперед левой ногой с перекатом на левой половине спины, держась за руку партнера. 3. Повторить эти же упражнения без помощи партнера. Страхующий подставляет ладонь в месте возможного касания пола головой (рис. 26). Одновременно осваиваю? быстрое вставание после падения.
4. То же, что в упражнении 3, выполнить после выпада в сторону; после медленного бега и имитации приема мяча одной рукой. 5. По зрительному сигналу выполнить перекат на спине после различных способов перемещений, так же как в приведенной выше подвижной игре «3оркий глаз»: правая рука в сторону — падение вправо, левая рука в сторону—падение влево, При достаточно уверенном выполнении паления можно ознакомить учащихся с кувырком через плечо после выполнения переката. В тех случаях, когда перекату предшествовало стремительное перемещение и инерция движения значительная, игрок не выполняет обратного движения после переката па спине, а группируется, делает кувырок через плечо и принимает стойку. После того как выработан определенный навык в перекатах на спине, можно перейти к упражнениям с мячом в парах. Примерные упражнения 1. Ученик передает мяч на расстояние 2—3 м от выполняющего упражнения. Партнер, делая выпад вперед правой погон, отбивает его правой рукой и выполняет перекат на спине. 2. То же, по после выпада левой ногой и отбивания мяча левой рукой. По команде учителя учащиеся меняются ролями. Для закрепления навыка приземления с перекатом на спине можно провести подвижную игру «Салки волейболистов». На одной половине волейбольной площадки 6—8 учащихся играют в салки с одним водящим. Чтобы «спастись» от водящего, волейболист принимает низкую стойку и выполняет падение с перекатом на спине. Ученик, выполняющий упражнение неправильно, становится водящим. Падение с перекатом на груди изучают расчлененным методом. Вначале осваивают приземление. Для этого необходимо обучить положению напряженного прогиба туловища, лежа на полу. Примерные упражнения 1. Лежа на полу на животе, прогнуться назад, поднимая колени и грудь над полом. 2. Выполняющий упражнение занимает положение упора лежа на полу (рис. 27). Страхующий держит его за ноги у голеностопных суставов. Сгибая руки и прогибаясь в пояснице, занимающийся при активной помощи страхующего переходит в положение лежа на груди, перекатываясь зятем на живот. Это упражнение можно усложнить за счет движения тела вперед в момент сгибания рук. 3. Из положения упора присев на левой ноге сделать небольшой толчок опорной ногой с одновременным махом вверх другой ногой, после чего соединить ноги и приземлиться на грудь с перекатом на живот, используя амортизацию рук.
Рис. 27 4 То же выполнить из стойки с шагом вперед. 5. То же с шагом вперед и последующим отталкиванием вперед-вниз 6. То же выполнить после приема мяча, брошенного партнером. 7. То же после приема мяча, отскочившего от сетки. После того как приземление с перекатом на груди в основном освоено, его можно закрепить, проводя подвижную игру «Зоркий глаз» (применяя перекат на груди). Увеличивая расстояние между местом толчка и постановкой рук на опору, можно значительно удлинить полет. Совершенствовать навык в этом движении рекомендуется после различных перемещений: шага, скачка и даже бега. Совершенствование техники перемещений, в том числе и перекатов, проводят в различных сочетаниях, характерных для игры. При обучении девочек следует рекомендовать этот прием волейболисткам, имеющим хорошую физическую подготовку. В некоторых командах встречаются такие игроки, которые выполняют прием с падением в тех случаях, когда в этом нет необходимости (передачу можно выполнить к не прибегая к перекату). Тогда падение с перекатом выглядит как самоцель и не способствует хорошей, квалифицированной передаче мяча.
|