![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сооружение и оборудование волейбольных площадок
Сооружение волейбольных площадок может проводиться специалистами-строителями или учащимися под руководством учителя. В обоих случаях учителю необходимо знать правила и нормы строительства площадок. Площадки могут иметь специальное грунтовое, деревянное или асфальтовое покрытие, а также упрощенное грунтовое покрытие, До начала строительства проверяют состав грунта на месте будущей площадки, выкопав несколько небольших ям (глубиной до 0, 5 м). Это необходимо для определения объема будущих работ, потому что на глинистых грунтах, плохо пропускающих воду, необходимо строить дренажную систему, которая будет отводить дождевую воду с площадки. На песчаных грунтах дренаж можно не делать, кроме того, можно частично использовать песчаный грунт для верхнего покрытия. Площадки рекомендуется ориентировать с севера на юг, с тем чтобы во время занятий солнце светило сбоку, а не в глаза играющим. Строительные размеры площадки 22Х11 -и. В углах ее забивают колышки и по всему периметру площадки натягивают веревку. Далее готовят «корыто» для покрытия, т. е. на всей площадке вынимают грунт на глубину 15—20 см, дно которого профилируется с уклоном от продольной оси к краям площадки (примерно 0, 5 см па 1 м). Середина по продольной оси должна быть выше продольных краев площадки на 2, 5—3 см. Дренажные канавки выкапывают глубиной 30 см и шириной 40 см с внешней стороны от боковых линий и заполняют сначала щебнем и гравием, а затем песком. Дно «корыта» тщательно выравнивают. Сначала убирают камни, срезают бугры и засыпают впадины, а затем укатывают катком. Посла первого прохода катка «корыто» выравнивают еще раз с тем, чтобы при усадке покрытия площадка была ровной. На подготовленное «корыто.» укладывают покрытие, состоящее из трех слоев. Нижний слой—битый кирпич, щебень, шлак с размерами частиц до 5 см. Толщина этого слоя 10—12 см. После укладки его увлажняют и укатывают. Промежуточный слой (состоит из такого же материала, но с более мелкими частицами—до 2 см) толщиной до 5 см укладывают на нижний, увлажняют и укатывают. Для верхнего слоя используют грунт, вынутый при подготовке «корыта», с необходимыми добавками. Если грунт представляет собой тяжелый суглинок, в него добавляют крупнозернистый песок (60% по объему), а сам грунт предварительно размельчают до порошкообразного состояния. При среднесуглинистой почве песок добавляют в меньшем количестве—до 50%. Хорошее покрытие получается из следующей смеси: строительно-известковые высевки (75%), строительный мусор, измельченный и просеянный через сито (размер частиц до 2 мм), средний суглинок, измельченный и просеянный через сито (15%), и песок (10°/о). Смесь для верхнего покрытия тщательно перемешивают до получения однородной массы и укладывают на хорошо увлажненный средний слой. Толщина верхнего слоя должна быть 8—10 см, так как при уплотнении он дает большую осадку. Уложенный слой разравнивают, уплотняют ручными трамбовками и обильно увлажняют, после чего укатывают катком сначала вдоль площадки, а затем поперек. В завершение всего площадку посыпают мелкозернистым речным песком. Во избежание ссадин у игроков при падениях покрытие площадки крупнозернистым песком запрещается. Поверхность площадки должна возвышаться над землей, чтобы во время дождя ее не заливало водой. Несколько труднее строить площадки с деревянным покрытием (из-за дефицитности материалов), но они удобнее тем, что их можно эксплуатировать с ранней весны до глубокой осени. Для строительства надо приготовить деревянные бруски сечением 50Х50 мм и доски толщиной 30—40 мм. Сухие, строганные с лицевой и боковых сторон бруски и доски обрабатывают составом, замедляющим гниение. Строительство начинают с подготовки «корыта» глубиной до 10 см и дренажных канавок, как было описано выше. На дно «корыта» поперек площадки плотно укладывают деревянные бруски на расстоянии до 70 см один от другого. Под бруски хорошо положить толевые ленты. На бруски вдоль площадки настилают вплотную доски, которые прибивают гвоздями, утопив их шляпки. Гвозди забивают под некоторым углом, так, чтобы они проходили через доску и брусок. Стыки досок делают в одном месте на бруске, поэтому не следует торопиться прибивать доски. Сначала необходимо рассчитать расстояние между брусками, учитывая длину имеющихся досок. Настил площадки должен несколько возвышаться над почвой и иметь щели с продольных сторон для свободной циркуляции воздуха под ним. Сверху настил окрашивают масляной краской и наносят разметку площадки. Площадку с асфальтовым покрытием готовят так же, как и грунтовую, но вместо верхнего слоя (на промежуточный) накладывают слой песчаного асфальта толщиной 5 см такого состава: битум № 3— 11 %, песок мелкозернистый—77%, отходы гашеной извести—12%. Асфальт укладывают вручную ровным слоем, затем укатывают катком, выравнивая впадины, добавляя асфальт, а затем укатывают окончательно. Поверхность асфальтовой площадки должна быть также выше окружающей почвы. Упрощенные грунтовые площадки строят на песчаных и легких суглинистых почвах. Сначала площадку очищают от мусора и травы, затем вскапывают на глубину 10 см, разрыхляют, выбирают камни, мусор, битое стекло и вносят необходимые добавки. Так, в песчаный грунт добавляют суглинок (до 15%) и торфяную золу (5— 10%). В суглинистый грунт в таких же пропорциях добавляют песок и торфяную золу. Далее весь грунт тщательно перемешивают, разравнивают, придают площадке необходимый уклон от продольной оси и укатывают катком. Чтобы площадки всегда были в хорошем состоянии, за ними нужен надлежащий уход. Сразу после строительства площадки и уборки лишнего грунта ее желательно огородить, чтобы мячи во время занятий и игр далеко не улетали. В школьном дворе вокруг площадки можно посадить кустарник. Играть на площадке надо только в спортивной обуви, потому что повседневная обувь с каблуками портит ее покрытие. Грунтовые площадки до занятий и после них необходимо поливать водой из шланга или лейки, чтобы не было излишней пыли. С деревянных и асфальтовых площадок тщательно сметают песок. До занятий все площадки необходимо внимательно осматривать, убирать с них камни, стекло, мусор, забивать поднявшиеся шляпки гвоздей на деревянной площадке, заливать щели битумом при асфальтовом ее покрытии. Ежегодно надо проводить ремонт площадок. На грунтовых площадках необходимо разрыхлять верхний слой, выравнивать его, укатывать и подсыпать песок с обильным последующим увлажнением. Следует также счищать траву возле площадки. На деревянных площадках нужно своевременно заменять доски, пришедшие в негодность, подкрашивать ее, обновлять разметку, а на площадках с асфальтовым покрытием—добавлять асфальт в местах оседания, заливать небольшие неровности битумом. Оборудование площадок и инвентарь для занятий волейболом просты и недороги. Часть оборудования можно изготовить своими силами. Площадку оборудуют двумя стойками (желательно стандартными, с подъемниками) и сеткой. Если нельзя приобрести стандартные стойки, то рекомендуется использовать деревянные столбы или металлические 2-дюймовые трубы. Столбы закапывают в грунт, а трубы можно сделать съемными, для чего их свободно опускают п предварительно врытые обрезки более широкой трубы. В этом случае необходимо делать растяжки, а для крепления сетки на различной высоте на трубу надевать передвижные хомутики с крючками. Так же можно вешать сетку и в спортивном зале, предварительно жестко при' крепив трубы к стене. Сетку обязательно оборудуют тросами (вверху и внизу). Для ее крепления к стойкам нужны два талрепа. Верх и низ сетки обшивают белой или цветной лентой. При желании можно сделать и ограничительные антенны. На занятиях по волейболу в школе применяется также дополнительное оборудование: скакалки, набивные теннисные и тряпичные мячи, гимнастические палки. Нужно иметь также судейскую вышку, свисток, протоколы для соревнований. ТЕХНИКА ВОЛЕЙБОЛА Техника волейбола включает комплекс приемов, с помощью которых ведется игра. Совершенная техника создает благоприятные условия для успешного решения игровых задач в защите и нападении и базируется на естественной координации движений человека. Только в этом случае можно достигнуть эффективности действий в игре, экономного расходования сил на протяжении всей встречи. Рациональная техника дает возможность игроку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов. Техника волейбола включает исходные положения, подачи, передачи, нападающие удары и блокирование. Между этими игровыми приемами существует определенная зависимость. Так, для блокирования необходим нападающий удар или обман, нападающему удару обычно предшествует передача, а чтобы передать мяч, надо ввести его в игру подачей. Здесь прослеживается не только зависимость, но и последовательность выполнения того или иного игрового приема. В обособленном положении, как игровые приемы, находятся исходные положения (стойки, перемещения), являющиеся основой для выполнения всех игровых действий с мячом. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В последнее время у волейболистов снизился, к сожалению, интерес к этому разделу техники, что связано с тенденцией формирования команд высокорослыми игроками, для которых исходные положения не имеют решающего значения. Например, если волейболисту с обычным ростом для приема высоколетящего мяча требуется совершенная техника исходного положения и последую- щего прыжка, то для достижения того же результата высокорослому игроку достаточно подняться на носки. Однако надо полагать, что если и высокорослый игрок в меру своих возможностей овладеет рациональными исходными положениями, то его техника будет эффективнее.
Стоика волейболиста. Все действия волейболиста начинаются из положения стойки. И если эта исходная позиция выбрана правильно, если стойка технически грамотна, то создаются предпосылки для высококоординированных движений, успешного выполнения всех элементов волейбольной техники. Особо важное значение имеет правильная стойка для начинающих волейболистов-школьников. Они не обладают достаточной подвижностью, им надо совершенствовать координацию движений, а все это, как было сказано, и базируется на правильном исходном положении. Есть одна рациональная стойка игрока, которая в прошлом была названа средней (рис. 1). То, что сейчас нередко называют низкой и высокой стойками, это всего лишь производные положения основной стойки. И таких исходных положений может быть бесконечное множество. Они возникают в зависимости от игровой ситуации и характера предстоящих действий. Ноги волейболиста могут быть почти прямыми или согнутыми до полного приседа, находиться рядом или расставленными до положения выпада вперед или в стороны и т. д. Туловище тоже в зависимости от ситуации может быть наклонено или выпрямлено. Но при всем этом многообразии структуры движений нельзя забывать о принципиальной основе. Она заключается в том, что стойка —это исходное положение, позволяющее выполнить любой игровой прием, а производные этой стойки служат для действий в той и.; и иной конкретной ситуации. Так, для приема мяча, отскочившего от сетки, игрок несколько прогибается, а при подаче его тело находится в выпрямленном положении. Если волейболисту предстоит выполнить верхнюю передачу, он уменьшает расстояние между ногами, а передзащитными действиями, наоборот, увеличивает это рас-
Рис. 2 стояние, понижая центр тяжести тела. Причем такое положение зависит не только от игровой ситуации (чем ниже центр тяжести, тем удобнее перемещаться в горизонтальном направлении), но и от причин чисто субъективных. Например, от юной спортсменки (в возрасте 13— 14 лет), играющей в защите, нельзя требовать исходного положения с сильно согнутыми ногами. Для нее это затруднительно (ноги еще недостаточно окрепли, а вес существенно увеличился), в таком положении она быстро утомляется. А вот опытные волейболисты, хорошо физически подготовленные, сгибая ноги, приобретают большую подвижность, особенно при действиях в защите. Рассмотрим механизм движения, обеспечивающего горизонтальное перемещение. На рисунке. 2 вектором А показано направление силы тяжести. Если одна из опор (в данном случае нога, находящаяся сзади) разгибается, то центр тяжести тела благодаря силе этого разгибания направляется вверх-вперед (вектор Б). Равнодействующая двух сил (В) будет направлена вперед (при равенстве силы тяжести и усилий разгибающейся ноги). Чем ниже опускается центр тяжести тела, тем больше вперед (именно вперед, а не вверх) будет направлен вектор Б, т. е. усилие разгибающейся ноги, значит, тем эффективнее горизонтальное перемещение (В), Принимая исходное положение, игрок выставляет вперед ногу, разноименную сильнейшей руке. Так, правша выставляет вперед левую ногу, левша— правую. Это объясняется следующим. При ходьбе рука человека движется в обратном направлении движению одноименной нога (перекрестная координация). Если правая нога впереди, то одноименная рука позади. Поэтому в волейболе (да и в других видах спорта, в которых наиболее важную роль имеют действия руками) движения ногами имеют второстепенное значение. Они помогают рукам, создают им удобные условия для работы. Так, для стойки правши характерно такое положение: когда правая рука впереди, одноименная нога находится сзади, а левая впереди, У левши обратное положение: впереди правая нога. Такая закономерность исходного положения присуща всем волейболистам-юношам. У девушек нет резкого различия между силой правой и левой руки. Об этой их особенности не следует забывать при рекомендациях относительно выбора той или иной стойки. Итак, игрок-правша, находясь в стойке, выставляет вперед левую ногу, левша — правую. Волейболистки же, ощущающие неудобство в таком положении, занимают наиболее удобную для них позицию. Руки в стойке располагают так, чтобы кисти были перед грудью. Это создает одинаковые удобства для переноса их в положение как для нижней, так и для верхней передачи. Кисти обращены ладонями друг к другу, пальцы свободно согнуты, а большие обращены кверху. Туловище наклонено вперед, вес тела перенесен в направлении наиболее вероятного движения вперед. Зачастую волейболисты грешат чрезмерной статичностью, в то время как самое элементарное переступание с ноги на ногу создает благоприятные условия для последующего маневра и движения. Занимая исходное положение и принимая соответствующую стойку, волейболист должен быть всегда в состоянии полной готовности к действиям, ни в коем случае не «закрепощать» себя, а постоянно чередовать расслабление с напряжением.
|