![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. Каждый, даже начинающий волейболист как-то движется по площадке, воспринимая это как само собой разумеющееся
Каждый, даже начинающий волейболист как-то движется по площадке, воспринимая это как само собой разумеющееся. Однако не каждый игрок умеет быстро и правильно занять удобное положение, гарантирующее четкое выполнение игрового приема. Технике перемещений нужно учить, постепенно вырабатывая у волейболистов хорошую подвижность. Не следует, однако, путать хорошую подвижность с суетливостью, когда игроки бесцельно мечутся по площадке. Подвижность должна быть осмысленной. Шаги —самый простой способ передвижения на площадке. Продолжая оставаться в стойке, волейболист делает так называемый приставной шаг, который (независимо от направления движения) всегда начинают с ноги, находящейся впереди. При необходимости увеличить расстояние перемещения делают двойной шаг. В этом случае движение начинают с ноги, стоящей сзади по отношению к направлению перемещения (вперед—с правой ноги, а назад—с левой). В методической литературе часто высказывается мнение, что в волейболе нельзя применять двойные шаги в стороны. В результате этого игроки, находящиеся на задней линии и выполняющие защитные функции, при движении по флангам скорее «пританцовывают», нежели перемещаются, а во время блокирования из-за опасения наступить на ногу партнеру боятся к нему приблизиться. Между тем двойной шаг позволяет быстро и четко преодолевать довольно большие расстояния, а при блокировании—двигаться с партнером бок о бок. Поэтому полностью отвергать двойной шаг в сторону не следует, но для его выполнения нужно предварительно сделать полуоборот в сторону движения. Скачок — это двойной шаг, но только с фазой полета в конце движения. Он дает возможность быстро перемещаться и в то же время создает устойчивое положение для выполнения последующего игрового приема. Бег. Передвигаясь, волейболист находится в стойке, и это несколько сковывает его движения. При беге же игрок заботится лишь о конечной фазе движения, где он занимает исходное положение для выполнения игрового приема. Для этого волейболист должен быть готовым стартовать еще до того, как мяч начал свой полет, и уже в начале бега определить направление перемещения. Падения (в прямом смысле этого слова) трудно отнести к исходным положениям, так как его выполняют после взаимодействия с мячом. Однако падение не должно выключать волейболиста из игры. Оно является как бы переходным моментом для принятия нового исходного положения. Вот почему падения целесообразно включить в раздел техники перемещений. Рис. 3 Необходимость в падении возникает в случаях, когда волейболист стремится расширить зону своих действии, сблизиться с далеко летящим мячом. Чтобы избежать ушибов при падении, применяют перекат. Наиболее простой перекат на спину (рис. 3). Волейболист делает энергичный выпад к мячу (а), не теряя равновесия, поворачивается на носке опорной ноги в сторону падения и садится на пятку (б, в). Затем нога опирается на всю ступню, что приближает волейболиста к полу (г), с чего собственно и начинается перекат. Сам перекат нужно выполнять не на середине спины, а несколько сбоку, с тем, чтобы избежать ушибов остистых отростков позвоночника, рельефно выделяющихся у подростков. Надо принять положение «круглой спины» {е, ж, з), подбородок прижать к груди, чтобы избежать удара затылком о площадку. Опытные волейболисты для увеличения радиуса действий в момент приседания не опускаются нл пятку, а разгибают опорную ногу в колене, что обеспечивает дальность перемещения. Так можно делать только тогда, когда игрок опустился достаточно низко и перемещение его Рис. 4 происходит над самым полом (разгибание ноги вверх опасно для последующего приземления). Падение на бедро — это своего рода разновидность падения с опорой (рис. 4). Приземляются в такой последовательности: сначала поверхности площадки касается колено, потом бедро и, наконец, руки. И тут волейболисту не обойтись без наколенников, предохраняющих боковую поверхность колена. Важно не опираться непосредственно на колено, а как бы «убрать» его под себя. Благодаря этому и достигается касание пола именно боковой поверхностью бедра. Самое сложное приземление— падение с перекатом на груди (рис. 5), так как ему предшествует значительная фаза полета. Взаимодействие с мячом происходит в безопорном положении (а). Игрок после шага или бега отталкивается одной ногой (а не двумя, как это пытаются делать некоторые игроки чаще всего для внешнего эффекта) и направляют тело вперед-вниз. Отбив мяч внешней (обязательно внешней) стороной ладони или кулака, игрок ставит ладони рук на пол (б). От правильной постановки рук, совпадающей с направлением движения центра тяжести тела, зависит безопасность приземления. Если руки поставлены слишком близко, произойдет закидывание тела и волейболист может удариться о площадку подбородком. Здесь для самостраховки надо несколько отклонить голову, а затем опуститься на плечо сильнейшей руки и сделать кувырок. Если же руки поставлены слишком далеко, волейболист рискует упасть плашмя. Для некоторого смягчения приземления в таких случаях рекомендуется подтянуть тело вперед и сделать перекат на груди, а затем скользить на животе с последующим разведением рук в стороны для избежания травмы лучезапястного сустава (в). Лучший вариант приземления перекатом на груди — сочетание упругого (без задержки) сгибания рук и скольжения с перекатом на груди и животе. Прыжки. В отношении этого раздела перемещений существуют различные мнения. Есть попытки провести аналогию между волейбольными прыжками и прыжками легкоатлетического типа. Между тем техника выполнения волейбольных прыжков имеет свои специфические особенности, главная из которых заключается в так называемом напрыгивании. Что же такое напрыгивание и что оно дает волейболисту? Представим себе девочку, прыгающую через скакалку. Она это делает без устали. Но если та же девочка начинает прыгать через длинную веревку, которую вращают ее подруги, ритм прыжка замедляется и тогда девочка между прыжками делает «междускок», т. е. еще один небольшой прыжок. Если попросить девочку не делать «междускока», а дожидаться, когда можно прыгнуть непосредственно через веревку, то она быстро устанет, так как вынуждена прыгать с места. Русский физиолог И. М. Сеченов назвал подобное явление эффектом рессорности. Предварительно растянутая мышца сокращается с большим эффектом. Если же такое растягивание, сокращение и расслабление мышцы будет иметь оптимальный ритм, то утомление наступает не скоро. Девочка долго и свободно прыгает через скакалку, потому что в момент приземления мышцы-разгибатели, удерживая вес тела, растягиваются. Затем они, сокращаясь, подбрасывают тело, словно пружина, и расслабляют- ся. Все это происходит в большей степени рефлекторно. Такое напрыгивание естественно. Примерно то же происходит и с волейболистом. Если он хочет свободно и достаточно высоко прыгать, то должен прежде всего освоить напрыгивание. Для напрыгивания можно отталкиваться как левой, так и правой ногой. Проще всего отталкиваться толчковой ногой, но это не всегда правильно. Напрыгивание надо выполнять с таким расчетом, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для дальнейших действий руками. Если игрок выполняет передачу в прыжке, то не имеет значения, с какой ноги он начинает напрыгивание. Ведь обе руки работают равномерно. Другое дело — блокирование. Здесь имеет значение, в какую сторону будет перемещаться игрок. Если он перемещается влево, то напрыгивание осуществляется левой ногой, а правая идет вперед, и наоборот. При нападающем ударе напрыгивание зависит от того, какой рукой будет выполнен удар. Если игрок готовится провести удар правой рукой и в замахе перед прыжком отвел ее вниз-назад, то вперед должна пойти правая нога, а напрыгивание осуществляется левой ногой. И наоборот, при ударе левой рукой вперед идет левая нога, а для напрыгивания отталкиваются правой. Итак, перемещение волейболиста—это подготовка к основным игровым действиям, успех которых зависит от того, насколько тщательно они подготовлены. ПОДАЧИ Мяч в игру вводят подачей, и команда получает очко только в том случае, если мяч введен в игру ее игроком. Без успешной подачи команда никогда не получит очка, в лучшем случае она выиграет только право подачи. Команда, игроки которой плохо владеют подачей, не может рассчитывать на хорошие результаты в соревнованиях, так как подача является и средством нападения. Поэтому игрок обязан выполнять подачу так, чтобы затруднить действия противника, а подав мяч, быстро занять свое место на площадке для участия в игре. При выполнении подачи игрок наблюдает за противником только до подбрасывания мяча, а в момент подбрасывания и удара он должен смотреть па мяч, чтобы точно ударить рукой. Рис. 6 По характеру движения ударяющей руки и положения игрока по отношению к площадке в момент удара по мячу различают следующие способы подачи: нижние прямые и боковые подачи, верхние прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача (рис. 6) выполняется из исходного положения, когда игрок стоит лицом к сетке; сместив центр тяжести тела к сзадистоящей ноге. Бьющая рука отведена назад в положение замаха. Другой рукой, согнутой в локтевом суставе, игрок держит мяч перед собой на уровне пояса или несколько ниже. Подбросив мяч на высоту 20—30 см вверх, игрок маховым движением руки производит удар по мячу. Вместе с движением ударяющей руки игрок разгибает сзадистоящую ногу, перенося центр тяжести тела на ногу, стоящую впереди. Следует отдельно рассмотреть положение кисти бьющей руки. Раньше мяч ударяли основанием ладони. Теперь же считается наиболее рациональным удар мяча не крепко сжатым кулаком, когда большой палец вместе с указательным образуют своеобразную «площадку». Вот этой площадкой и надо ударять по мячу. Причем удар здесь можно наносить и без замаха, коротким и резким движением. Это удобнее и проще. Нижняя боковая подача (рис. 7) выполняется из исходного положения, когда игрок стоит боком к сетке (левым боком при ударе правой рукой и правым боком при ударе левой рукой). Ступни ног расставлены на ширину плеч на одной линии, параллельной лицевой. Ударяющую руку свободно отводят вниз—в сторону для замаха, рука с мячом на уровне пояса, туловище несколько наклонено вперед. Подбросив мяч на 50—70 см, игрок с началом опускания мяча посылает ударяющую руку вперед-вверх. перенося одновременно центр тяжести тела на ногу, стоя-
Рис. 7 тую впереди по движению, и ударяет по мячу. Рука после удара свободно продолжает движение, а игрок поворачивается лицом в сторону полета мяча и быстро занимает свое место на площадке. И в боковой подаче можно отказаться от удара по мячу основанием ладони, а перейти на удар не крепко сжатым кулаком, как при нижней прямой подаче. Такое положение кисти потребуется в последующем для выполнения планирующей подачи. Разновидностью описанных подач является подача без подбрасывания мяча, а с отведением из-под него руки. Важно, чтобы в момент удара мяч находился в воздухе, а не лежал на ладони. При этой подаче рука с мячом в исходном положении находится несколько выше. Подача без подбрасывания облегчает действия игрока со слабой координацией движений, Нижние подачи несложны, поэтому более доступны для начинающих игроков. Применяя нижние подачи, можно сравнительно легко добиться большой точности и скорости падения мяча (последнее достигается увеличением высоты траектории полета мяча). Успешное овладение нижними подачами позволяет перейти к двусторонним учебным играм значительно раньше. Верхняя прямая подача (рис. 8). В исходном положении игрок стоит лицом к сетке и держит мяч одной рукой на уровне груди. Ударяющая рука кистью опущена вниз-вперед (о). При подбрасывании мяча вверх игрок отклоняет туловище назад, а тяжесть тела переносит на сзади-стоящую ногу (б), затем ударяющую руку (опережая подбрасывание мяча) вскидывает вверх, локоть отводит в сторону, а плечо назад (а). При вскидывании локоть идет вверх — в сторону, как бы вытягивая за собой кисть «из кармана», с одновременным отведением плечевого сустава назад. Заняв нужное положение, локоть останавливается, а кисть продолжает движение вверх (но не за голову) (г). Наблюдая за подброшенным мячом, игрок не теряет из поля зрения и ударяющую руку. С последовательным разгибанием сзадистоящей ноги, движением туловища вперед и кистью руки вперед-вверх он производит удар по мячу (д) и заканчивает его винтообразным движением туловища с выводом руки к противоположному колену (е). Кисть руки должна быть опущена как в исходном положении, так и в момент замаха. Постепенно игрок приобретает способность изменять степень напряжения кисти в момент удара в зависимости от его силы. По мере овладения верхней прямой подачей игрок может отводить ударяющую руку в исходное положение для удара до подбрасывания мяча, что позволяет ему наблюдать за командой противника до последнего момента и быстро подать мяч в нужное место. При этом способе подачи мяч подбрасывают на меньшую высоту, а удар производят по мячу, находящемуся почти в верхней точке или в начале его опускания. Чтобы попасть мячом в нужную часть площадки, при ударе необходимо правильно наложить кисть ударяющей руки на мяч. Для этого требуется своеобразное нацеливание рукой и зрительный контроль за ней. В этих условиях амплитуда движения руки будет минимальной, а ускорение кисти к моменту удара незначительным. Для увеличения силы удара энергично включают в работу туловище: в момент замаха рукой его отводят назад. Такое движение позволяет не только усилить удар, но одновременно сохранить хорошее нацеливание рукой, а следовательно, и точность. Однако наибольший эффект дает энергичная концовка движения туловищем и рукой, что обеспечивает высокую скорость полета мяча. Иногда в целях усиления удара игрок отводит кисть руки назад за голову, увеличивая этим амплитуду движения и ускорение кисти. Однако такой способ затрудняет возможность правильно наложить кисть руки на мяч, что снижает точность попадания мяча в нужную часть площадки. Сила удара в основном зависит не от работы рукой, а от движения туловищем. В верхней прямой подаче наилучшим образом сочетаются высокая точность и различная скорость полета мяча: от минимальной, с падением его возле сетки на площадке противника, до полета со средней скоростью нападающего удара. Особенно важна верхняя подача для разрушения тактических замыслов противника. Сильная, нацеленная подача на пасующего игрока может нарушить все замыслы противника в нападении. Верхняя боковая подача (рис. 9) выполняется из. того же исходного положения, что и нижняя боковая подача, только ноги несколько больше согнуты. Мяч держат одной рукой на уровне пояса или чуть ниже (а). При подбрасывании мяча туловище отклоняют назад и в сторону ударяющей руки, одноименную с ней ногу сгибают, руку свободно опускают в положение замаха вниз—в сторону (б). Удар по мячу производят разгибанием ноги, движением руки и, что самое главное, вращательным движением туловища (в). В результате этого удар по мячу рукой происходит не над головой, а как бы перед собой, для чего собственно и нужен наклон туловища назад. Подачу заканчивают поворотом лицом к сетке и выходом на площадку (г). Для увеличения силы удара игрок, овладев этой простой формой боковой подачи, может применять более совершенный способ подбрасывания мяча—вперед по движению. Рис. 9 В этом способе мяч подбрасывают вперед по направлению удара и выше, чем обычно. Выполняя удар, игрок к обычным движениям ног. туловища и руки добавляет «наваливание» тела в сторону удара с переступанием в этом направлении. Движение «наваливания» увеличивает силу удара. Рис.10 37 Ценность этой подачи—в большой скорости полета мяча. Поэтому перед игроком, выполняющим ее, стоит главная задача: не потеряв подачи, послать мяч с максимальной скоростью, иногда даже в ущерб точности. В тех случаях, когда подающий недостаточно уверенно выполняет подачу, амплитуда движения руки укорачивается. Для обеспечения большой точности мяч можно подбрасывать и двумя руками, но повыше, чтобы сделать полноценный замах для удара. Применяют и другой способ выполнения этой подачи, когда замах производят до подбрасывания мяча и удар выполняют не по опускающемуся мячу, а по мячу, находящемуся в верхней точке или взлетающему. В этом случае нужно подбрасывать мяч вверх и в сторону бьющей руки (рис. 10). Все другие подачи, существующие в практике, являются производными от вышеизложенных и применяются в зависимости от индивидуальных особенностей игроков. Наибольший интерес из всех разновидностей подач представляют собой подачи с вращением мяча, которое обязательно при сильных подачах, и подача без вращения мяча с эффектом так называемого планирования.
|