![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Волейбол на уроках физической культуры
Изучение техники и тактики игры в волейбол осуществляется или на уроках физической культуры, посвященных этой игре полностью, или в сочетании с изучением упражнений из других разделов школьной программы. В данном разделе пособия рассматривается организация урока, полностью отводимого на изучение учебного материала по волейболу. Как любой другой урок по физической культуре, урок по волейболу состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть урока (5—8 мин) включает организацию класса (построение, рапорт, сообщение задач урока) и упражнения, способствующие подготовке организма занимающихся к выполнению задач основной части занятия. Учебный материал вводной части должен быть органично связан с материалом основной части урока и содержать упражнения на внимание, строевые и порядковые упражнения, упражнения на осанку, различные виды ходьбы, бега и прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения. В эту часть урока включают упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов. В вводную часть необходимо включать ранее изученный материал из раздела «Стойки и перемещения», а также упражнения имитационного характера: приставной шаг—стойка—имитация передачи; двойной шаг—стойка—имитация передачи; скачок—стойка—имитация нижней передачи; разбег, напрыгивание, прыжок—имитация нападающего удара; перемещение вдоль сетки приставными или двойными шагами—прыжок—имитация блокирования; прыжок— имитация блокирования — приземление—поворот назад—выпад—имитация нижней передачи. Сочетание подобных упражнений может быть различным. Возможно включение в вводную часть урока также подвижных игр, сходных по содержанию с учебным материалом основной части урока. В основной части урока (30—35 мин) решают общие и частные задачи: повышение физической подготовленности, воспитание физических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости), изучение и совершенствование игровых приемов волейбола. В эту часть урока включают также специальные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техникой и тактикой игровых приемов, подвижные игры и эстафеты. Заключительная часть урока (3—5 мин) завершает занятие. Ее задачи: постепенное снижение нагрузки, приведение учащихся в сравнительно спокойное состояние, подведение итогов урока. В заключительную часть включают легкий бег, ходьбу, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и упражнения на осанку, игры и упражнения на внимание. Заканчивают урок общими и частными замечаниями, выводами, указаниями о домашних заданиях. Учебной программой по волейболу предусматривается изучение стоек и перемещений волейболиста и основных игровых приемов: верхних и нижних передач мяча, нижней п верхней прямой подачи, прямого нападающего удара по ходу разбега, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в нападении и защите. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ВОЛЕЙБОЛУ Занятия в кружках и секциях по волейболу во внеучебное время служат важным дополнением к урокам физической культуры. Внеклассные занятия могут быть и основной формой изучения этой игры в школе. (III —VIII классы). Главными задачами внеклассной работы по волейболу являются: привлечение школьников к систематическим занятиям волейболом, укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, воспитание у занимающихся высоких морально-волевых качеств, спортивно-техническое совершенствование школьников на основе разносторонней дви- гательной подготовки и овладения ими техникой и тактикой волейбола, подготовка юных инструкторов и судей по волейболу. Внеклассная работа по волейболу начинается с организации секции. В первой половине сентября производят запись школьников в секцию, распределение по учебным группам, выборы старост групп и бюро секции, составляют план работы и расписание занятий. В секцию принимают учеников III —X классов, имеющих разрешение родителей и прошедших предварительный медицинский осмотр. В дальнейшем медицинские осмотры занимающихся проводят один раз в год, а также перед соревнованиями или после перенесенного заболевания. Численность комплектуемых учебных групп следующая: детская учебная группа (III—IV классы)—по 25 человек, подростковая (V—VI классы)—до 20 человек, младшая юношеская (VII—VIII классы)—до 18 человек, старшая юношеская (IX—Х классы) —до 15 человек. Допускается комплектование смешанной детской группы (мальчики и девочки), остальные учебные группы комплектуются раздельно для мальчиков и девочек. Количество занятий в неделю и их продолжительность различны: в детской группе — 2 занятия по 45—60 мин, в подростковой —2 занятия по 90 мин, в юношеских группах—3 занятия по 90 мин. Во время каникул желательно увеличение количества занятий в неделю. При организации секции учитель может столкнуться с большим количеством детей, желающих заниматься волейболом, потому что интерес к волейболу у детей появляется рано. В этом случае возможно проведение конкурсного отбора по нормативам, позволяющим проверить не столько двигательную подготовленность школьников, сколько способности новичка в дальнейшем осваивать волейбол. Однако даже после конкурсного отбора в секцию учитель может столкнуться с отсевом занимающихся. В каждом отдельном случае учителю необходимо выяснить истинные причины, побудившие ребенка оставить секцию. Этому помогут изучение занимающихся и наблюдения за их поведением в процессе занятий. Если у школьника не хватает способностей заниматься волейболом, ему можно посоветовать заниматься другим видом спорта или в секции общей физической подготовки. Особую доброжелательность и внимание при приеме в секцию надо проявлять к слабо успевающим школьникам. Таких учеников необходимо зачислить в секцию, потому что укрепление их здоровья и улучшение физической подготовленности будут способствовать повышению успеваемости. По результатам конкурсного отбора и с учетом условий, позволяющих обеспечить успешную работу секции (наличие спортивной базы и инвентаря, тренеров-общественников), комплектуют возможное количество учебных групп. Общее руководство работой секции возлагается на учителя физкультуры, который привлекает для проведения занятий инструкторов-общественников, спортивный актив шефствующих организаций, родителей и выпускников школы. Работу секции волейбола проводят на основе программы, содержащей теоретический и практический материал, судейскую и инструкторскую практику. Основной формой секционных занятий является урок. Теоретические занятия проводят в виде 15—20-минутных бесед, обычно до начала урока. Их примерная тематика такова: физическая культура и спорт в СССР; история развития волейбола в нашей стране; краткие сведения о строении и функциях организма; влияние физических упражнений на организм человека; гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм и оказание первой помощи; основы техники и тактики игры; правила игры, организация и проведение занятий, оборудование и инвентарь; разбор проведенных игр. На практических занятиях изучают технику и тактику игры, а также совершенствуют физическую подготовку школьников. В содержание практических занятий входят: строевые упражнения, упражнения для различных мышечных групп, с предметами и сопротивлением, на гимнастических снарядах и акробатические упражнения; специальные упражнения для развития быстроты, прыгучести и ориентировки; элементы легкой атлетики, спортивных и подвижных игр; плавание, лыжи, коньки. Технико-тактическая подготовка включает: стойки и перемещения; передачи мяча двумя руками (верхняя и нижняя); передача мяча одной рукой с выпадом и в падении; передача мяча, отскочившего от сетки; подача мяча (нижние прямые и боковые, верхние прямые и боко- вые); прямой нападающий удар; блокирование (одиночное и групповое), страховка, расстановка игроков при своей подаче и подаче противника; тактика подач и нападающих ударов; тактика игры в защите; знакомство с тактикой игры лучших команд страны. На физическую, техническую и тактическую подготовку в занятиях отводят разное количество времени. Если в течение первых двух лет обучения на физическую подготовку планируют больше времени (слабая физическая подготовка детей этого возраста является тормозом при обучении технике), то на последующих этапах обучения больше времени отводят на техническую подготовку, а в период, предшествующий соревнованиям, на тактическую подготовку. Необходимо отметить, что волейбол, органично сочетая в себе бег, прыжки и метания, является хорошим средством физической подготовки, поэтому надо стараться строить занятия так, чтобы изучение техники и тактики игры обеспечило необходимую для игры физическую подготовку занимающихся и вместе с занятиями по другим видам спорта способствовало сдаче норм комплекса ГТО. На занятиях секции и внутришкольыых соревнованиях учащиеся приобретают навыки инструктора и судьи. Каждый школьник, занимающийся в секции, должен научиться правильно выполнять упражнения, уметь рассказать о них и знать последовательность их применения, а также проводить соревнования в классе и пионерском отряде, в лагере и по месту жительства. Спортивные соревнования занимают существенное место в подготовке юных волейболистов и значительно повышают эффективность тренировочных занятий. Помимо соревнований по волейболу, необходимо ввести в практику работы с детьми соревнования по физической подготовке и технике игры, которые нужны для контроля за уровнем физической и технической подготовки, для повышения интереса детей к занятиям и приближения тренировочных занятий к игре. Особое значение имеют соревнования по технике игры. Соревнования по волейболу, как и всю внеклассную работу, учитель планирует на весь учебный год. Самостоятельная работа учащихся— это чаще всего выполнение домашних заданий. Они носят чаще всего индивидуальный характер и направлены на устранение недостатков физической подготовки, на совершенствование техники и тактики игровых приемов, на изучение необходимого материала по рекомендуемой литературе, на участие в организации и проведении соревнований. Помимо улучшения физической и технической подготовки учащихся, такие задания развивают активность и самостоятельность учащихся.
|