![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерные упражнения. 1. Упражнение в парах (игроки по обе стороны сетки)
1. Упражнение в парах (игроки по обе стороны сетки). Один игрок на месте выполняет имитацию нападающего удара, другой из стойки (руки на уровне головы), выпрямляя ноги, выносит руки, имитируя блок. 2. Упражнение в парах с метанием мячей в сетку и имитацией закрывания нападающего удара (на месте). 3. Упражнение с метанием мячей через сетку в прыжке и имитацией закрывания нападающего удара. 4. Нападающий удар со своего подбрасывания и блокирование без прыжка (с возвышения — скамейка, стол, гимнастические маты и т. д.). Нападающий удар выполняют вначале в заранее обусловленном направлении, чтобы блокирующий мог почувствовать удар по рукам (чувство блока). 5. То же, но нападающий удар выполняют в различных направлениях, с переводом, и блокирующий сам определяет наиболее вероятное направление перехода мяча через сетку, закрывая его руками. 6. Блокирование в прыжке с места и после перемещения нападающего удара с собственного подбрасывания. 7. Блокирование нападающих ударов после передачи, вначале встречной, затем вдоль сетки. Блокирование нападающих ударов после встречной передачи чаще выполняют с места, а ударов после передачи вдоль сетки — в движении. Блокирующий сначала выполняет встречную передачу для удара, затем выходит к сетке и блокирует нападающий удар партнера. В дальнейшем совершенствование техники блокирования следует сочетать с нападающими ударами и с защитными действиями на задней линии в различных упражнениях. Групповое блокирование с места не представляет особой сложности для занимающихся, овладевших одиночным блокированием, требуется только некоторая согласованность их действий. Большую сложность представляет групповое блокирование после перемещений, успех которого в основном зависит от согласованности действий партнеров, правильной техники перемещения и хорошей физической подготовки. Здесь полезно выполнять прыжки после перемещения двойным шагом в парах, серии таких прыжков у сетки, прыжки после перемещения партнеров навстречу друг другу, а также сочетания этих прыжков с нападающими ударами. Технику одиночного и группового блокирования совершенствуют в учебных играх и соревнованиях. В работе с юными волейболистами рекомендуется возможно чаще применять подвижные игры. Они могут быть использованы при отборе школьников в секцию, для воспитания двигательных качеств, совершенствования технической, тактической подготовки и морально-волевых качеств. В игре дети ведут себя непринужденно и способности их раскрываются естественно и полно. Учитывая это, при отборе в секцию подбирают несколько игр с различным двигательным содержанием. Например, в одной из игр проверяется общая двигательная способность (салки на ограниченной площадке с одним или двумя водящими), во второй—точность движений в ограниченное время («Перекатывание набивного мяча» и другие игры с метаниями в цель), в третьей—способность распределять внимание («Борьба за флажки», «Перестрелка»), в четвертой—координационные способности («Удочка», эстафеты с преодолением препятствий), в пятой—смелость («Защита укрепления», «Защищай товарища») и т. д.
В ходе неоднократного проведения подобных игр действия каждого школьника можно оценивать по очкам, тогда в итоге занятий можно получить сравнительно достоверную картину о способностях детей. Необходимо также учитывать результаты наблюдений за поведением школьников во время игр, требующих проявления быстроты и ловкости, так как эти двигательные качества труднее поддаются воспитанию. Такие игры можно проводить и в процессе занятий волейболом. Наиболее широко игры применяют для воспитания двигательных качеств, характерных и нужных для волейбола (быстроты, ловкости, силы; гибкости и отчасти выносливости). Подвижные игры в данном случае рассматривают как упражнения общего физического воздействия, избирательно направленные, но с преимущественным влиянием на развитие одного из двигательных качеств. Воспитанию быстроты, например, способствуют такие простейшие игры и эстафеты, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Наступление», «Салки», «Вызов», «Падающая палка», «Разведчик и часовой», «Рывок за мячом», в которых сочетаются основные показатели быстроты: реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела в пространстве. Этой же цели будут способствовать игры с активным противоборством команд, когда движения выполняют в предельном темпе, и игры с движениями скоростно-силового характера («Охотники и утки», «Скакуны и бегуны», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»). Для воспитания силы применяют игры, в которых занимающиеся преодолевают собственный вес или вес партнера, отягощение или сопротивление противника: «Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», «Тяни в круг», «Выталкивание из круга», эстафеты с переноской предметов и партнеров, «Кто сильнее». Развитие ловкости лучше протекает в том случае, если естественные движения и их сочетания выполняются в постоянно изменяющихся условиях. Большинство игр связано с проявлением ловкости, однако на занятиях с волейболистами надо отдавать предпочтение подвижным играм с мячом, в которых по условиям игры надо бросать и ловить мяч, увертываться от мяча и отбивать его, сочетая эти движения с действиями партнеров. К таким играм можно отнести: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Бег командами», «Белые медведи», «Невод», «Круговая лапта», «Город за городом», «Русская лапта», «Эстафеты с мячом». При проведении подобных подвижных игр развиваются также гибкость и выносливость. При обучении технике волейбола подвижные игры применяют как вспомогательное средство, в котором игровые приемы закрепляются и совершенствуются в условиях, максимально приближенных к игровым. Для совершенствования технической подготовки подвижные игры следует подбирать с учетом положительного переноса навыка, чтобы их двигательное содержание по структуре было сходно с движениями волейболиста. Подвижные игры на ранней стадии обучения волейболу позволяют создать двигательную основу, базу, для успешного совершенствования координации движений, от которой во многом зависит успех в обучении. По мере автоматизации спортивных навыков их следует закреплять и совершенствовать в изменяющейся игровой обстановке, где они становятся не только стабильными, но и вариативными. Юный волейболист учится применять в игре различные варианты движений. Подвижные игры также с успехом могут быть использованы для совершенствования тактической н морально-волевой подготовки волейболистов.
ТАКТИКА ИГРЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ По мере овладения техническими приемами занимающиеся изучают тактику игры. Как и в любом другом командном виде спорта, в волейболе различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. В этой же последовательности их и изучают. В процессе изучения индивидуальных тактических действий занимающиеся приучаются мыслить в игре, избирая наилучший путь для решения стоящей перед ними задачи. Наиболее отчетливо индивидуальная тактика выражена в подачах. Здесь игрок независимо от действий партнеров избирает наилучший путь для затруднения приема мяча противником. Рассмотрим основные тактические действия игрока, выполняющего подачу. /. Подача на «слабых». Зная различную подготовку игроков команды противника, игрок выполняет подачу так, чтобы принимающим был игрок, слабее других владеющий приемом мяча. 2. Затруднение или срыв готовящейся противником комбинации. Видя расстановку игроков противника, игрок старается предугадать возможный, наиболее вероятный дальнейший ход его действий и подает мяч с таким расчетом, чтобы помешать противнику осуществить свой тактический замысел. Если, например, игроки противника расположены с расчетом на первую передачу игроку зоны 3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 4, то мяч подают в направлении между зонами 1 и 2, с тем чтобы игрок зоны 3 был вынужден передать мяч для нападающего удара, стоя спиной к игроку зоны 4 (рис. 28).
Рис. 28 Рис. 29
Рис. 30 Рис. 31
При таком же расположении игроков противника, но, предвидя передачу для нападающего удара игроку зоны 2, мяч лучше подать в направлении между зонами 4 и 5 (рис. 29). Когда у сетки стоит игрок противника, хорошо владеющий нападающим ударом с первой подачи, то подавят, млч следует с таким расчетом, чтобы передача шла сосю-роны его спины; игрок в зоне 4 — подача на игрока в зону 5 (рис. 30); игрок в зоне 2—подача на игрока в зону 1 (рис. 31); игрок в зоне 3 владеет нападающим ударом только правой рукой—подача на игрока в зону 5 (ри< -. 32); игрок в зоне 3 владеет ударом левой рукой—подача на игрока в зону 1 (рис. 33). Если игроки команды противника неуверенно выполняют смену мест, в результате чего на его площадке образуются незащищенные места, то подавать нужно именно в эту часть площадки (рис. 34). В случае, если игрок при подготовке к нападающему удару отходит от сетки слишком далеко, то подавать нужно в его зону как можно ближе к сетке (рис. 35). В случае когда игрок задней линии заранее вышел для выполнения второй передачи, то подачу производят на то место, которое он оставил. 3. Применение разнообразных подач. Противник, учитывая характер подачи, соответственно располагает на площадке своих игроков. Подающий, чередуя подачи с различной скоростью и длиной траектории полета мяча, затрудняет действия противника.
Рис. 32 Рис. 33 Групповая тактика предусматривает участие в игровом эпизоде двух и более волейболистов, т. е. группы игроков. Сюда прежде всего относится тактика передач для нападающего удара или обмана. Главной задачей при выполнении передач является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара. Слабо подготовленному игроку для удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на определенном месте, возможность разбега для прыжка. Более сложным является выведение игрока для выполнения удара в такое место, в котором противник сможет оказать наименьшее противодействие. С этой целью передачу производит игрок, который для выполнения этой функции старается занять ключевую позицию, позволяющую разнообразить передачи. Применяют следующие передачи; простые, со сменой мест; для удара с первой передачи; а также передачи в прыжке с отвлекающими действиями. Примерные простые передачи 1. Первая передача в зону 3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 4 (рис. 36), 2. То же, по с передачей для нападающего удара игроку зоны 2 (рис. 37). 3. Первая передача игроку зоны 2 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 3 (рис. 38). 4. То же, но с передачей для нападающего удара игроку зоны 4 (рис. 39). Примерные передачи со сменой мест 1. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3 (рис. 40), вторая передача—игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4. Последний выполняет нападающий удар из положения, обычного для игрока зоны 4. 2. То же, при смене между игроками зон 2 и 3. 3. При смене игроков передней и задней линии игрок задней линии выходит вперед заранее. В момент подачи игрок передней линии отступает назад. Таким образом, игрок задней линии оказывается впереди. Такой вариант смены мест требует от остальных игроков, не участвующих в смене, особого внимания, техничного приема мяча после подачи, так как для этого их остается практически четверо. При выполнении нападающего удара целесообразна смена мест только между игроками соседних зон. При всех сменах мест игрок, передвигающийся к мячу для пе-
редачи или нападающего удара, должен иметь свободную зону для прохода, так как ему необходимо наблюдать за мячом и действиями противника. В командных тактических действиях принимают участие все игроки команды. В нападении это или выход (предположение) для выполнения нападающего удара, или страховка игрока; выполняющего удар, или последовательные действия в том и другом плане. Чем больше игроков участвует в нападении, тем труднее противнику заранее организовать защиту. Чем активнее действуют игроки при страховке, тем большая вероятность в продолжении борьбы в случае неудачных действий бьющего. В наибольшей степени командная тактика проявляется в защитных действиях, где без согласованных действий всех игроков команды трудно рассчитывать на успех.
Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Одиночный блок в тактическом отношении представляет собой наибольшую трудность. Расположение нападающего игрока по отношению к мячу и сетке дает возможность определить наиболее вероятное направление полета мяча после удара (рис. 41). Если блок выполняет один игрок, а противник нападает с двух номеров, то блокирующий занимает среднее положение между ними. При выполнении одиночных блоков двумя игроками каждый из них располагается в середине своей половины сетки, а при трех блокирующих — против своей зоны. Кроме такого зонального распределения мест игроков, ставящих блок, применяют распределение в зависимости от нападающих игроков, для чего блокирующие распределяются в соответствии с положением игроков, производящих нападающие удары. В этих случаях появляется необходимость в смене мест между блокирующи-
Рис. 41 Рис. 42 Рис. 43 ми, при осуществлении которой игрок, идущий на блок» пользуется правом прохода около сетки, с тем чтобы быть в лучшем положении для наблюдения и постановки блока. При постановке двойного блока игроки тем больше выносят руки на блок в сторону боковой линии (своей стороны), чем дальше находятся от нее, так как в этом направлении возможность попадания мяча на площадку наибольшая (рис. 42). В случаях, когда есть необходимость постановки блока двумя игроками на нападающий удар с очень далекой передачи, блокирующие закрывают возможно большее пространство над сеткой в месте вероятного полета мяча. Боковые линии следует открывать, позволяя мячу свободно приземлиться после нападающего удара за пределами площадки (рис. 43). Против игрока команды противника, неуверенно выполняющего нападающий удар, применять двойной блок не рекомендуется. В этом случае двойной блок будет только облегчать действия нападающего, так как мячи, направленные им за пределы площадки, будут касаться блока. Тройной блок ставят в исключительных случаях, когда игрок, выполняющий удар, не наблюдает за блоком и не применяет обман. Однако при хорошей подвижности игроков защищающейся команды тройной блок может стать грозным оружием, особен-
но в острых игровых ситуациях. Сочетание подвижности и умения предугадать действия нападающего игрока противника позволяет опытным волейболистам успешно защищаться и втроем. В играх команд, имеющих высокий уровень подготовки, особую роль в блоке отводят центральному блокирующему, который должен иметь большой опыт, чтобы вовремя определить игровую обстановку и своевременно действовать, иметь хорошую физическую подготовку, особенно выносливость в прыжках, чтобы ставить блок при любой угрозе в нападении со стороны противника, успевая выполнять прыжки два и три раза подряд, владеть правильной постановкой как одиночного, так и группового блока с использованием любого способа прыжка. Перемещаясь между крайними блокирующими, центральный блокирующий прилагает усилия к тому, чтобы встретить нападающий удар противника двойным блоком. Однако в тех случаях, когда нападение ведется с трех номеров и игрок зоны 3 выполняет нападающий удар с короткой передачи, центральному блокирующему не следует надеяться на помощь соседей. Он встречает этот удар одиночным блоком. Тактика защитных действий игроков на задней линии строится не только в зависимости от положения мяча и качеств игрока, производящего нападающий удар, но прежде всего с учетом положения рук блокирующего.
Как показано на рисунке 44, блоком закрыт игрок, находящийся в зоне 1, который и занимает место у лицевой линии. Игрок зоны 5 выходит для приема мяча. Штрихом показан район деятельности (зона ответственности) игрока зоны 1. Сюда может отскочить от блока мяч, отсюда игрок защитной линии передаст его. Величина площади (зоны ответственное и) за пределами поля зависит от высоты полета мяча и подвижности игрока. Если блок поставлен в зоне 4 (рис. 45), то зоны ответственности каждого игрока (показаны пунктиром) увеличиваются по мере удаления от места удара, так как игроки в этих зонах имеют больше времени для перемещения по площадке до момента падения мяча после отскока от блока. При правильном двойном блоке возможность свободного перехода мяча через сетку после нападающего удара с близкой к сетке передачи (кроме удара выше блока) исключена, а поэтому основная защитная деятельность игроков сводится к передаче мяча от блока. На рисунках 46 и 47 показаны две наиболее распространенные схемы расположения игроков при двойном блоке. Блок ставят игроки зон 2 и 3 (рис. 46). Игрок зоны 6 выполняет только функцию страхующего, передавая основные действия в защите игрокам зон 4, 5 и 1. Такую расстановку называют углом вперед. Игрок зоны 6 (рис. 47) занимает место, наиболее удобное для передачи мяча от
нападающего удара выше блока, между руками блокирующих и после отскока мяча от блока. С этой целью он оттягивается к лицевой линии. Такая расстановка игроков получила название углом назад. Эту расстановку можно рекомендовать только тем командам, в которых игроки зон 4 и 1 обладают высокой подвижностью и могут одновременно выполнять защитные и страхующие действия. Игрок задней линии, заметив ошибку, допущенную блокирующим (неправильную постановку блока с пространством между руками, достаточным для прохода мяча между ними, или оставленные незакрытыми направления полета мяча на площадку), поступает так же, как и во всех других случаях, когда ему виден мяч в момент проведения нападающего удара, т. е. выходит на мяч. Особенно эффективны действия игроков на задней линии в случаях, когда ими заранее хорошо изучен игрок, выполняющий нападающий удар. Зная, из какого положения, в каком направлении вероятнее всего полетит после удара мяч, защищающийся имеет преимущество при выборе места для его передачи. Рассмотрим действия игроков при страховке. Надобность в страховке может появиться во многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном владении ими передачей и т. д. Их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная же необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на действия противника. При выполнении нападающего удара страховку осуществляют все остальные игроки, смещаясь для этого вперед, в зону наиболее вероятного направления отскока мяча от блока. При блокировании же страховка может осуществляться несколькими способами. Первый способ— со специально страхующим игроком, который выходит в зону 6, а отсюда к игрокам, выполняющим блокирование. Этот выход нужно выполнять как можно раньше, с тем чтобы не мешать защитным действиям игроков в зонах 1 и 5. Второй способ— страховка всеми игроками задней линии в зависимости от зоны, в которую направлен мяч после нападающего удара противника. Так, блокирующих в зоне 4 страхует игрок зоны 5, блокирующих в зоне 2 страхует игрок зоны 1. В связи с тем, что при этом спо-
собе игрок зоны 6 оттягивается назад (к лицевой линии) для передач мяча, летящего от блока или выше блока, его функции может выполнить игрок передней линии, не участвующий в блоке. Например, если блок ставят игроки зон 2 и 3, то середину площадки прикрывает игрок зоны 4, не забывая, однако, и свою зону. Второй способ значительно усиливает защитные воз-можности команды, так как в защитных действиях принимают участие три игрока, а не два. Однако смещение игрока передней линии, не участвующего в блоке, к центру затрудняет его действия при доигровках, когда действия в нападении начинаются после успешной игры команды в защите. Более эффективной формой страховки является свободная страховка постоянным игроком. Этот способ возможен лишь при наличии опытных игроков, которые могут успешно определять наиболее вероятное дальнейшее развитие событий на площадке. Игрок, осуществляющий страховку, находясь на задней линии, остается там или переходит в зону 6 и по своему усмотрению избирает способ действий: выходит вперед для страховки или остается у лицевой линии, смещаясь в случае необходимости в стороны для прикрытия зоны 1 или 5, оставленной игроками при страховке блокирующих. В этом способе наиболее уязвимым становится центр площадки, так как игроки не знают, кому его прикрывать. Прикрытие центра площадки осуществляется или свободно страхующим игроком (при его выходе вперед) или поручается другому игроку в зависимости от направления полета мяча. Так, если при обмане в центр площадки мяч направляется из зоны 4, то для прикрытия центра выходит игрок из зоны 5, т. е. игрок идет навстречу мячу, а не вдогонку за ним. При свободном страхующем, если он оказался на передней линии, в его обязанности входит и передача для нападающего удара. Вот почему обязанности страхующего лучше поручать игрокам, выполняющим в команде функции пасующих. Такой страхующий должен всегда видеть и знать, где, в каком направлении от него в данный момент находятся игроки передней линии, имеющие возможность выполнить нападающий удар, а также видеть, как расположены игроки команды противника, готовящиеся к постановке блока. Наиболее совершенной формой является страховка в сочетании с самостраховкой. Самостраховка —это действие игрока после выполнения игрового приема в воздухе (нападающий удар, блокирование), направленное на то, чтобы после приземления поднять мяч, оказавшийся в зоне его действия (рис. 48). Сложность самостраховки состоит в переходе от одного игрового приема к другому, например от блокирования или нападающего удара к нижней или даже верхней передаче. Ключевыми моментами этого перехода являются правильное приземление и своевременность прыжка. Для самостраховки игрок еще в воздухе после выполнения блокирования или нападающего удара старается не потерять мяч из поля зрения, но ни в коем случае не трогает его, даже если мяч находится в непосредственной близости от него. Только после приземления игрок получает право выбора действий в перемещениях и передачах. Тактический успех страховки, как и других защитных действий, в первую очередь зависит от предвидения действий игроков команды противника. Как указывалось выше, обучение тактике осуществляется в такой последовательности: вначале изучается тактика индивидуальных действий, затем групповых и командных. В индивидуальных действиях в процессе обучения у занимающихся необходимо воспитать следующие умения и навыки: 1. Умение ориентироваться в игровой обстановке, внимательно наблюдать и запоминать игровые ситуации. Эти способности воспитываются в период изучения техники путем применения упражнений в перемещениях в сочетании с другими действиями. 2. Умение применять отдельные технические приемы, правильно выбирать способ их выполнения, наиболее целесообразный в данных условиях игры. Этой цели служат специальные упражнения при изучении каждого приема в сочетании с решением тактических задач. 3. Навыки взаимодействия с партнерами. Особое значение приобретают навыки ведения игры: ритм игры, взаимозамены, перевод нападения и защиты на наиболее эффективно играющего игрока и т. п. Изучение тактики отдельных приемов ведется парал-
Рис. 48 лельно с изучением техники. Полезно сочетать, например, тактику подачи одновременно с техникой передачи и т. п. Первой тактической задачей, которую предстоит освоить занимающимся, является тактика подачи. Заниматься ее изучением нужно после овладения не только техникой самой подачи, но и передач. В парных упражнениях игрок, принимающий подачу, вначале располагается в зо- не 6, затем последовательно в зоне 1, 2, 5, 4 и, наконец, в зоне 3. Подающий направляет подачу так, чтобы для приема ее требовался минимум перемещений. В последующих упражнениях принимающий подачу занимает место самостоятельно, не придерживаясь какой-либо последовательности, а перед подающим ставят задачу— затруднить прием подачи. С этой целью принимающему дают задание—выполнить передачи в двух зонах: 4 и 5, 3 и 6, 2 и 1, а подающий находит наиболее эффективную для затруднения приема подачу. На этапе совершенствования в это упражнение можно вводить элементы соревнования, например из 10 подач партнер должен набрать максимальное количество очков за успешно выполненную попытку (когда подача не принята партнером или принята неудачно). По такому же принципу—от облегчения действий партнера к максимальному их затруднению—изучают тактику всех индивидуальных действий волейболиста: при нападающем ударе, блокировании и страховке Исключение составляют передачи. Здесь всегда индивидуальные усилия игроков направляются на создание наилучших условий для дальнейших действий партнера. Групповые действия. В основе изучения тактики групповых действий лежит изучение комбинаций. Однако в овладении комбинациями главный смысл заключается в умении комбинировать, а не в выполнении самих комбинаций. Изучение тактических комбинаций нужно использовать для развития тактического мышления занимающихся. Они учатся не только своевременно и правильно действовать с мячом, но и взаимодействовать с партнерами. Вначале изучают наиболее распространенные взаимодействия двух-трех игроков, затем комбинации с привлечением максимального количества игроков. Комбинации в нападении и защите изучают параллельно. Необходимо иметь в виду, что изученные комбинации не всегда приводят к успеху, так как в процессе игры они довольно редко встречаются в «чистом виде». Поэтому необходимо учиться искусству комбинировать, создавать игровые комбинации в соответствии с конкретным ходом игры. Командные действия. Изучение командных действий начинают уже с момента комплектования команды и оп-
ределения основных функций играющих. Избрав тактический рисунок игры в соответствии с возможностями обучаемых, принимают систему расстановки их и определяют задачи каждого игрока в нападении и защите. Затем начинают основные взаимодействия игроков и комбинации розыгрыша мяча, тактические варианты в случае вынужденного изменения замысла игры. Вначале игроку подсказывают один-два варианта решения, а затем, сообразуясь с игровой обстановкой, он принимает тактические решения самостоятельно. Основным методом овладения командными тактическими действиями являются игры: учебные, контрольные, товарищеские и официальные. В учебных играх перед занимающимися ставят конкретную тактическую задачу. Игру останавливают каждый раз, когда необходимо внести соответствующие поправки в решение этой задачи. Контрольные игры обычно проводят с целью определения степени подготовленности игроков, владения ими тактическими приемами, совместимости партнеров. В товарищеских встречах совершенствуют разученные ранее комбинации. При обучении тактике не следует спешить со специализацией игроков. Только после того как довольно определенно проявятся наклонности игроков к выполнению тех или иных функций в команде, можно совершенствовать эти наклонности. Здесь дело не только в том, что прежде, чем специализироваться, надо научиться выполнять все игровые приемы и в защите и в нападении. Значительно важнее не сделать ошибки, приступив к совершенствованию тактических функций игрока, еще не раскрывшего способности. Сошлемся на такой пример. Для более полного использования индивидуальных качеств игроков в командах условно выделяют основных нападающих, вспомогательных нападающих и игроков, выполняющих вторые передачи, которых обычно именуют связующими или разводящими. Это разделение чаще всего базируется на внешних данных игроков и на результатах, показанных ими в учебных играх. Так, на месте пасующего может оказаться наиболее прыткий, самолюбивый игрок, претендующий на первую роль в решении всех игровых проблем, но не желающий отвечать за последствия этих решений. Если успешно действовал нападающий, то главный соз- датель успеха пасующий, если неуспешно, то вина одного нападающего. Вообще тенденция возводить в ранг лидера пасующего игрока сомнительна. Беря на себя инициативу, пасующий ставит нападающих в положение ожидания и этим уравнивает их шансы с блокирующими. В то же время, если инициатива исходит от нападающего, а пасующий, играя второстепенную роль, действует в соответствии с этой инициативой, нападающий опережает в своих действиях блокирующего. В случае неуверенных действий нападающего эта неуверенность замыкается на нем одном, в случае же неуверенных действий пасующего из строя может быть выведена вся команда. Вот почему и не следует на функции игрока-лидера в команде ориентировать пасующего. В практике существует мнение, что на роль пасующих следует выдвигать защитников. Эти защитники заведомо лишаются своих преимуществ в развитии и совершенствовании хорошей реакции, так как пас требует в первую очередь расчетливых, спокойных и неторопливых действий. Вообще же предпочтительнее на роль пасующих выдвигать опытного нападающего, тяготеющего по той или иной причине к функциям разыгрывающего игрока.
|