Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Данный глагол не стоит ни в будущем, ни в прошедшем времени.
П модус — отрицающе-утверждающий (modus tollendo ponens). Приведем пример Минеральные удобрения бывают или азотными, или фосфорными, или калийными. Данное минеральное удобрение не является ни азотным, ни фосфорным. Данное минеральное удобрение является калийным. Условно-разделительное умозаключение — это такое умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая является разделительным суждением. В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой (если разделительная посылка содержит два члена), трилеммой (если разделительная посылка содержит три члена) и вообще полилеммой (число разделительных членов больше двух). Дилеммы бывают двух видов: конструктивные и деструктивные; обе формы дилеммы в свою очередь могут быть простыми и сложными. Простая конструктивная дилемма состоит из двух посылок. В первой посылке утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно Простая деструктивная дилемма состоит из двух посылок. Условная посылка содержит одно основание, из которого вытекают два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Сложная конструктивная дилемма строится из двух посылок. В первой посылке имеются два основания, из которых вытекают соответственно два следствия; во второй посылке, которая представляет собой дизъюнктивное суждение, утверждается истинность одного или другого основания; в заключении утверждается истинность одного или другого следствия. Сложная конструктивная дилемма отличается от простой конструктивной дилеммы только тем, что оба следствия ее условной посылки различны, а не одинаковы. Сложная деструктивная дилемма содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями; вторая посылка есть дизъюнкция отрицаний обоих следствий; заключение является дизъюнкцией отрицаний обоих оснований. Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истинных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоподобные заключения. В определении индукции в логике выявляются два подхода. В традиционной (не в математической) логике индукцией называется умозаключение от знания меньшей, степени общности" к новому знанию большей степени общности (т. е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению). В современной математической логике индукцией называют умозаключение, дающее вероятное суждение. В зависимости от избранного основания выделяют индукцию полную и неполную. Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Заключение по полной индукции может быть сделано не только из единичных, но и из общих суждений. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется в математических и в других строгих доказательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить следующие условия: 1 Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению. 2 Убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса. Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; в-третьих, рассмотрение уничтожает объект (например, «Все деревья имеют корни»). Тогда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. Приведем пример неполной индукции:
Железо электропроводно. Медь электропроводна. Цинк электропроводен. Олово электропроводно. Алюминий электропроводен. Платина электропроводна. Железо, медь, цинк, олово, алюминий, платина - металлы. Следовательно, все металлы электропроводны. Убедившись, что железо, медь, цинк, олово, алюминий и платина электропроводны, мы не можем в заключении с необходимостью утверждать, что «все металлы электропроводны». Это можно точно установить, лишь произведя дополнительное исследование. Оно позволяет сделать вывод, что полученное первоначально индуктивным путем суждение: «Все металлы электропроводны» - является доказанной истиной. Пока этого исследования не проведено, можно говорить лишь о вероятной истинности полученного заключения. По способам обоснования заключения неполная индукция делится на три вида. Индукция через простое перечисление (популярная индукция). На основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Так, например, на основе популярной индукции раньше считали, что все лебеди белые, до тех пор пока не встретили в Австралии черных лебедей. Такая индукция дает заключение вероятное, а не достоверное. Эффективность популярной индукции во многом зависит от того, насколько число случаев, закрепленных в посылках, по возможности будет: а) больше; б) разнообразнее; в) типичнее. Вероятность истинного заключения в популярной индукции значительно увеличится, если в рассуждениях не допускаться следующие логические ошибки: 1. Поспешное обобщение, когда рассуждающий спешит сделать вывод, учитывая не все обстоятельства, а только те факты, которые говорят в пользу данного заключения. 2... После этого, значит по причине этого, когда за при 3. Подмена условного безусловным, когда не учитывается следующее: всякая истина проявляется в определенном сочетании условий, изменение которых может повлиять и на истинность заключения. Например, если в обычных условиях вода кипит при температуре 100° С, то с изменением их, скажем, высоко в горах, она закипит при более низкой температуре. Индукция через анализ и отбор фактов. В популярной индукции наблюдаемые объекты выбираются случайно, без всякой системы. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно отобранные, наиболее типичные предметы — разнообразные по времени, способу получения и существования и другим условиям. Так вычисляют среднюю урожайность поля, судят о всхожести семян, о качестве больших партий товаров, составе найденных полезных ископаемых. Например, при изучении качества партии рыбных консервов банки берутся из разных холодильников, выпущенные в разные сроки, различными заводами, из различных сортов рыбы. Условия повышения степени вероятности выводов посредством индукции через анализ и отбор фактов таковы: 1 количество исследованных экземпляров данного класса должно быть достаточно большим. Например, репрезентативным считается опрос мнения определенного процента от количества людей, составляющих данную группу; в каждом исследуемом случае этот процент, это количество отобранных элементов класса будет иным; 2 элементы класса должны быть отобраны планомерно и быть более разнообразными; 3 изучаемый признак, по которому классифицируются объекты, должен быть типичным для всех его элементов; 4 изучаемый признак должен быть существенным для предметов рассматриваемого класса. Все множество социальных объектов, изучаемое в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориалыю-временными границами, образует генеральную совокупность. Возможно сплошное обследование, но оно является примером полной индукции. Здесь же мы рассматриваем неполную индукцию. Примером ее является эмпирическое социологическое исследование, которое проводится на некоторой части генеральной совокупности. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Модель (т. е. выборочная совокупность) по размеру, разумеется, меньше, чем моделируемая (генеральная) совокупность. Чтобы лучше изучить все целое, надо более четко и правильно выбрать для изучения его часть, тогда будет меньше ошибок в заключениях о целом. Существуют различные виды выборки: стихийная, квотная, вероятностная и др. При этом должны учитываться следующие требования: полнота, точность, адекватность, удобство работы, отсутствие дублирования единиц наблюдения. Основой могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, школы. Так, например, при изучении удовлетворенности трудом или при изучении социальной активности молодежи данного предприятия основой выборки служит список молодежи этого предприятия. Под объемом выборки понимается общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Выборка должна быть достаточно большой; она зависит от степени однородности генеральной совокупности и от необходимой степени точности выборочных результатов Выборка, достаточная для изучения одного признака, может оказаться недостаточной для другого. При выборке часто совершается ошибка, называемая «выбор себе подобных», которую нередко совершают интервьюеры — студенты, молодежь, берущие интервью чаще у тех, с кем им легче общаться, в результате этого часто завышается доля лиц с высшим образованием и молодых по возрасту. При соответствующем виде выборки и выполнении условий ее осуществления повышается степень вероятности заключений посредством индукции через анализ и отбор фактов. Научная индукция. Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса. Научная индукция, так же как полная индукция и математическая индукция, дает достоверное заключение. Достоверность (а не вероятность) заключений научной индукции, хотя она охватывает и не все предметы изучаемого класса, а лишь их часть (и притом небольшую), объясняется тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей — причинная. Научная индукция опирается, не столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение необходимых признаков или необходимых связей предметов и явлений. Поэтому научная индукция и дает достоверное заключение. Причина — явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают, порождают другое явление (следствие).
|