Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки создания






Первый этап начался с 1 июля 1990 г. и длился свыше трех лет. На этом этапе предполагалось осуществить все подготовительные мероприятия по формированию экономического и валютного союза. Так, в частности были снятые все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского Союза и между Европейским Союзом и третьими странами, а также была разработана политика относительно обеспечения сближения показателей экономического развития внутри ЕС. В процессе подготовки к введению евро были разработаны программы такого сближения, которые были представлены на рассмотрение Раде по экономическим и финансовым вопросам ЕС. Эти программы были ориентированы на обеспечения достижения оздоровления государственных финансов и постоянных низких показателей инфляции, поддержание стабильности валютных курсов в отношениях между членами-государствами-членами.

Второй этап становления Европейской валютной системы начался 1 января 1994 г. и длился до 31 декабря 1998 г. Этот период базировался на основании соглашения о Европейском Союзе (Маахстрихтское соглашение), которая приобрела силу в ноябре 1993 г. и предусматривала создание Экономического и валютного союза(ЕВС) — высочайшей ступеньки экономической интеграции, которая имела за цель введения единой валюты и проводка единой валютной политики. В этот период было основано Европейский монетарный институт как предшественника Европейского центрального банка и координатора национальной денежной политики государств - членов ЕС для подготовки к созданию Европейского центрального банка и для разработки единой валютной политики; и именно с того времени Европейское Сообщество стало называться Европейским Союзом.

Третий этап становления ЕВС начался 1 января 1999 г., когда были зафиксированы обменные курсы между евро и национальными валютами стран — участниц еврозоны, а самая евро стала их общей валютой. Она заменила расчетную единицу ЕС — экю в пропорции 1: 1. Страны — члены еврозоны начали осуществлять общую валютную политику. ЄЦБ начинает использовать евро для проводки валютно-финансовой политики стран — членов ЕС с помощью платежной системы TARGET (Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer).

97. Чому було створено Європейський Фонд Валютної Співпраці?

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973-1994 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной сис­темы (ЕВС), предназначен для эмиссии ECU (European Currency Unit)и регионального межгосу­дарственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам-членам ЕВС для покрытия дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса в рамках «ев­ропейской валютной змеи».
ЕФВС объединил фонд краткосрочных кредитов (сроком на 3-6 месяцев с правом пролонгации), существовавший с февраля 1970 г., и фонд средне­срочных кредитов (от 2 до 5 лет), созданный 22 марта 1971 г. Кредиты предо­ставлялись при условии выполнения страной-заемщицей стабилизационной программы (по образцу МВФ). Ресурсы ЕФВС были увеличены с 6, 6 млрд до 25 млрд экю в связи с внесением на его счет 20% официальных золотодолларовых резервов стран - членов ЕВС в обмен на экю.
Операции, связанные со взаимной поддержкой валютных курсов, осуществлялись через многосторонний клиринг, созданный в 1985 г. при BMP. В целом деятельность ЕФВС была недостаточно эффектив­на, объем его кредитов невелик (страны-члены предпочитали заим­ствовать еврокредиты для покрытия дефицита платежного баланса). «План Делора» (середина 1980-х гг.) о создании экономического и валютного союза и Маастрихтский договор ознаменовали качественно новый этап развития европейской интеграции в 1990-х гг. Маастрихт­ское соглашение о трансформации Европейского сообщества в Евро­пейский союз (ЕС), основанный на Экономическом и валютном союзе стран-членов, было подписано в декабре 1991 г., вошло в силу в нояб­ре 1993 г. В апреле 1993 г. официально завершилось создание единого рыночного пространства, объединяющего рынки 12 стран (затем 15), с гигантской покупательной способностью. Одновременно взят курс на создание единого валютного, кредитного, финансового простран­ства, что повлекло изменения в институциональной структуре ЕС и деятельности ранее созданных организаций.

98 ) Від чого залежала кількість валюти країни-члена у кошику ЕКЮ?

Количество валюты государств-членов в корзине ЭКЮ зависела, в первую очередь, от:

· доли ВВП государства-члена в совокупном ВВП Сообщества

· доли экспорта и импорта государства-члена во внутренней торговле

· сообщества;

· значение данной валюты как деноминатора инструментов рынков капитала и

· денег (количество операций в данной валюте на обоих рынках).

99) Що означає термін «валютна змія»?

Впервые мысль о необходимости проведения единой финансовой политики в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была выдвинута еще в 1960-е. Именно тогда возникла идея создания «валютной змеи» – системы согласования курсов валют европейских государств. Суть этой системы, которую ввели в 1972, заключалась в синхронизации колебаний некоторых европейских валют относительно валют других стран, в то время как их взаимные колебания минимизировались.

«Валютная змея» стала первым шагом на пути стран ЕЭС к полной унификации их валютных систем. Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества еще в 1972 поставили себе цель создать валютный союз к 1980. Однако мировой экономический кризис 1973–1975 помешал этим планам. Даже система «валютной змеи» начала разваливаться: Франция дважды выходила из этой системы и возвращалась обратно, а Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного «плавания» валют в связи с неустойчивостью их экономического положения.


100) На підставі якого документу було завершено створення єдиного внутрішнього ринку Європи? Що було в ньому визначено?

На основе Единого европейского акта, а также представленной в июне 1985 г. Европейской Комиссией программы создания внутреннего рынка (т.н. " белая книга") страны ЕС приступили к завершению формирования единого внутреннего рынка, ликвидируя остальные барьеров на пути передвижения товаров и факторов производства. Европейская Комиссия, которую возглавлял Ж. Делор, выдвинула более 300 законодательных инициатив, направленных на обеспечение свободного межгосударственного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также определила три основные группы барьеров, которые необходимо было устранить. Среди них - физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к реализации уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях - энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

 

 

101)Що включає в себе інструментарій монетарної політики ЄС?

Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят ДКП в жизнь. Стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ зиждится на двух столпах, по существу на двух подходах (two-pillar approach).

Первый подход - исходить из ведущей роли денег в виде всей денежной массы, которая определяется агрегатом М3. С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих ЕЦБ устанавливается на уровне 4, 5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения, когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превосходит ограниченные предложения товаров и услуг. Второй подход основан на широкой оценке перспектив изменения ценовой динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.

Денежно-кредитная политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях. Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров, принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне, а инструменты ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка. Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся.

Основные операции по рефинансированию кредитных организаций главным образом направлены на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях используются следующие инструменты:

· основные операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14 дней;

· долгосрочные рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех месяцев;

· залоговые кредиты (операции класса РЕПО);

· кредиты " овернайт" (однодневные кредиты) и др.

Управление ликвидностью играет важную роль в реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в ликвидных средствах, которые возникают из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов. Последние относятся к некоторым статьям баланса центрального банка, как, например, наличные деньги (банкноты) в обращении, средства правительства и чистые иностранные активы.

 

102)Які наслідки створення Економічного та Валютного союзу можливо виділити?

Подводя общий итог по переходу ЕС к экономическому и валютному союзу, отметим, в целом глубокая перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону стандартов финансового рынка США, которые на сегодняшний момент являются своеобразным эталоном. Это обстоятельство ускорит процесс преодоления экономических проблем, накопившихся в европейских странах, поскольку последние частично лишатся защиты, обеспечиваемой узкими границами национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность.

Но главная слабость евро как валюты, а следовательно и экономического и валютного союза в целом, - состоит в том, что за евро стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Конечно, созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Завершив процесс экономической интеграции введением общей валюты, Европа формирует принципиально новый континентальный социум, все обитатели которого постепенно обретают общеевропейское сознание. Не за горами эпоха общеевропейского политического единства, готовыми элементами которого можно считать действующие законодательные нормы и структуры власти Европейского Союза. В общем-то, это можно считать первичными признаками реального общеевропейского государства.


103)Чому вважають доповідь Верненра програмою створення Економічного та Валютного Союзу? +Добавить свое мнение

Координация экономической политики шести стран-участниц Общего рынка (Римский договор 1957г.) - как первый шаг на пути к экономическому и валютному союзу. Гаагский саммит 1969г. и план Вернера. Три стадии достижения экономического и валютного союза к 1980г. Доклад Европейской Комиссии 1973г.: трудности на пути реализации плана Вернера. Провал плана Вернера.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы и введение " валютной змеи" в рамках ЕС. Распад Бреттон-Вудской валютной системы и создание Европейской валютной системы (март 1979г.) как зоны валютной стабильности в Европе. Принципы действия ЕВС. Создание Европейского валютного механизма. ЭКЮ как условная счетная единица ЕВС. Функции ЭКЮ. Успехи и неудачи ЕВС.

Подписание Единого Европейского Акта (1987) о создании Единого европейского рынка. Возобновление инициатив по переходу к экономическому и валютному союзу в 1988г. План Жака Делора (1989г.). Три этапа становления Европейского валютного союза (ЕВС): оптимистический и пессимистический сценарии. 1990-1993, 1994 - 1996(1998), 1997(1999) - Маастрихтский договор 1992г. как правовая основа создания ЕВС.

Первый этап ЕВС: более тесная координация национальных политик, полная либерализация движения капиталов и валютных операций, взаимодействие центробанков в рамках Комитета управляющих центральными банками.

Второй этап ЕВС: создание Европейского валютного института как предшественника Европейского центробанка для координации национальных политики, выработка критериев экономической конвергенции, разработка национальных программ по реализации установленных критериями ценовой, бюджетной, валютной, кредитной стабильности.

Третий этап: подведение итогов и определение готовности отдельно взятых стран ко вступлению в ЕВС, определение точной даты начала процедуры формирования ЕВС, окончательное фиксирование обменных курсов и последующее введение единой денежной единицы, проведение единой денежной и валютной политики в рамках Европейской системы центральных банков, создание Европейского центрального банка.

104)Що спонукало Європу до створення ЕВС?

Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами - членами Европейского экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют государств-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее государств - участников ЕВС входили Бельгия, Дания, Франция, Федеративная Республика Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.(Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.) Цель соглашения о ЕВС состояла в стимулировании `более тесного валютного сотрудничества, направляемого на создание зоны валютной стабильности в Европе`.

Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым государством - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС.

 

105)Чому у Маастрихському договорі багато місця присвячено бюджетній політиці? Що це означає?

Одной из самых характерных особенностей функционирования финансовой системы Европейского Союза является то, что, в отличие от других международных экономических организаций, ЕС имеет самостоятельный бюджет, который объединяет большую часть общих финансовых фондов. Бюджет ЕС - основная финансовая база интеграционных мероприятий в пределах Союза, однако он еще не превратился в инструмент полноценной финансовой политики Евросоюза и лишь частично является рычагом наднационального регулирования экономик стран-участниц.

Относительно национальных бюджетов стран - участниц ЕС, то еще в начале его функционирования была поставлена задача гармонизации и унификации национальных бюджетов, в частности относительно сближения и унификации бюджетной документации и статистических показателей, выравнивание доли бюджетных доходов в ВВП, гармонизации структур бюджета, координации бюджетной политики, гармонизации налогов и налоговой политики.

Сложность решения поставленных задач требовала их поэтапной реализации. Уже в начале 1960-х годов Комиссия ЕС разработала Программу гармонизации национальных бюджетов, которая предусматривала соответствующие действия: выработка рекомендаций по унификации бюджетной статистики, сопоставление и анализ бюджетов, выработка методики гармонизации бюджетной политики и т.д. В 1980-е годы перед экономикой ЕС появились другие задачи: снижение уровня инфляции, достижения устойчивых темпов экономического роста, уменьшения безработицы, стабилизация платежных балансов. Согласно этих задач Комиссия ЕС определила основные направления бюджетной политике: сокращение дефицитов госбюджетов, увеличение доли бюджетных средств, направляемых на инвестиции, переквалификация рабочей силы и снижения производственных затрат, повышение уровня контроля за использованием средств на социальные мероприятия.

 

 


106 Когда и почему Совет ЕС может влиять на экономическую политику стран членов ЕС?

Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры. Европейский совет объединяет глав государств или правительств государств-членов, а также Председателя Комиссии.

Отечественная и зарубежная литература не предусматривает однозначного подхода к определению статуса Совета Европейского Союза и установлению его места и роли в политико-правовой системе этого наднационального образования.

Например, одни авторы, ссылаясь на ст. 207 Договора, учреждающего Европейское сообщество (ДФЕС), где наряду с организационной и другими сторонами деятельности Совета говорится и о его законодательной деятельности, на первый план ставят его законодательные полномочия и функции. При этом правда, оговаривается, что наряду с законодательными Совет «осуществляет и многие другие полномочия, в том числе в сфере исполнительной власти». Совет Европейского Союза, пишут в связи с этим английские исследователи Д. Эдвард и Р. Лэйн, является в основе своей «предельно законодательным органом Сообщества» Совет Европейского Союза выступает, с одной стороны, как важнейший институт, призванный «обеспечить координацию экономической политики государств-членов», а с другой - «проявляется так же, как правотворческий орган Сообщества». В доказательство важности координирующей деятельности Совета традиционно даются ссылки не только на практику функционирования Совета в этой области, но и на соответствующие правовые нормативы, в частности на ст. 4 Договора, учреждающего Европейское сообщество (ДФЕС), в которой указывается на необходимость в целях решения экономических и социально-политических задач, стоящих перед Сообществом, «установления экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов». В данном договорном акте также говорится о том, что «для достижения целей, определенных в настоящем Договоре, и в соответствии с его положениями» Договор об учреждении Европейского Сообщества 1957 г. (с изменениями Лиссабонского договора; в наст. время именуется Договор о функционировании ЕС), ст. 202 Совет, наряду с другими видами и формами деятельности, «обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов».

Наконец, при рассмотрении различных наметившихся в отечественной и зарубежной литературе подходов к определению места и роли Совета в политико-правовой системе Евросоюза, нельзя не обратить внимание на то, что в некоторых случаях, в отличие от традиционного его изучения в качестве законодателя, исполнителя, контролера или координатора, Совет Европейского Союза исследуется одновременно и как политический институт.

Констатируя, что Совет является неотъемлемой составной частью институциональной системы Европейского союза и что его статус и полномочия определены непосредственно в учредительных договорах, исследователи не без оснований обращают особое внимание на то, что Совет, помимо всего прочего, представляет собой «важный политический институт, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач и целей, стоящих перед интернациональным объединением». Будучи в формально - юридическом плане институтом Европейского союза и Сообществ, который в силу своего положения должен следовать предписаниям европейского права в целом, Совет одновременно в процессе обсуждения и принятия решений не может не учитывать жизненно важные интересы государств-членов. В практическом отношении это означает, что в силу действующих положений он обязан воздерживаться от принятия любых решений, если какое-либо государство - член Союза заявит о том, что принятием данного акта будет нанесен серьезный ущерб его национальным интересам.

В западной литературе такое двоякое положение Совета, когда он, будучи институтом Евросоюза, должен, с одной стороны, выражать общие интересы государств-членов, а с другой - в максимальной степени учитывать интересы каждого из них, именуют дихотомией - «последовательным делением целого на части», которая «нередко порождает противоречия (трения - frictions) между интересами Сообщества и интересами отдельных государств-членов».

В практическом плане эти «трения» - противоречия устраняются или нивелируются, по наблюдению аналитиков, в результате переговоров между заинтересованными сторонами со ссылкой и опорой на ст. 2 Договора, учреждающего Европейское сообщество (ДФЕС), которая обязывает сообщества содействовать повсеместно не только «гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню конкурентоспособности и конвергенции экономических показателей», «устойчивому и безинфляционному росту», высокому уровню защиты и улучшения качества окружающей среды, повышению жизненного уровня и качества жизни, но и, наряду с этим - также «экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов» Договор об учреждении Европейского Сообщества 1957 г. (с изменениями Лиссабонского договора; в наст. время именуется Договор о функционировании ЕС), Ст. 2.

В силу наличия различных подходов к рассмотрению Совета Европейского Союза путем выделения его отдельных, наиболее важных сторон и видов - законодательной, координирующей или иной - его деятельности, бесспорно важным представляется раcсмотрение вопроса идентификации данного общеевропейского института, а также для определения его места и роли в политико-правовой системе Европейского.

Совет ЕС один из органов институционального треугольника ЕС. Представляет страны-члены ЕС, в то время как ЕПарламент представляет интересы граждан ЕС, а ЕКомиссия - Евросоюз в целом. И сходя из этого можно сказать, что Совет ЕС- главный институт касающийся вопросов отдельных стран, может оказывать влияние на страны-члены ЕС, в данном случае на экономическую политику. т.к одна из его основных функций –координация общей экономической политики стран-членов. И для того чтобы координировать эту ОБЩУЮ экономическую политику необходимо усовершенствовать каждую из экономик стран членов «привести к общему знаменателю» т.к. интеграция- приспособление и объединение разных стран при соответствующих –ОДИНАКОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ структурах.

 

 


107. На ваш взгляд при введении Валютного Союза каких последствий для стран - членов больше положительных или отрицательных. Почему?

Введение новой валюты и созданияВалютного Союзавызывается к коренным изменениям в Европейском Союзе и имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительные последствия создания ЕВС и введение евро:

1. Исчезновение необходимости обмена валют внутри ЕВС и вследствие этого - отсутствие операционных расходов.

2. Прекращение процесса страхования валютных рисков между странами ЕВС.

3. Повышение эффективности функционирования имеющихся платежных систем и создания новой платежной системы TARGET.

4. Сокращение косвенных расходов, связанных с необходимостью установления валютных курсов и непредсказуемостью их колебаний.

5. Возникновение нового, крупнейшего в мире финансового рынка вследствие выравнивание процентных ставок, расширения конкурентных возможностей, повышение рейтинга и ликвидности ценных бумаг, расширение емкости рынка и повышение конкурентных возможностей государств еврозоны по эмиссии ценных бумаг:

6. Повышение степени ликвидности валюты евро по сравнению с отдельными национальными валютами стран - членов ЕВС благодаря расширению пространства еврозоны.

7. Прозрачность ценообразования, нивелирования ценовых различий и поддержка ценовой стабильности.

Некоторые негативные последствия создания ЕВС и введение евро:

1. Высокая стоимость технологических изменений, которая оценивается в 300 млн долл. для крупных европейских банков, а для всего финансового сектора - в 100млрд. долл.

2. Относительная слабость новой валюты, обусловлена следующими факторами:

• возникновение валюты евро как " чистой валюты" - валюты, которая не связана с золотом

• валюта евро не создана и не поддерживается одним государством, а ее " тыл" образует немалое количество государств, несмотря на интеграционные процессы сохраняют различия экономических систем.

3. Неспособность Европейского валютного союза устранить безработицу в Европе, связано прежде всего с высокими налоговыми ставками, чрезмерным регулированием рынка труда и системой социального страхования.

4. Усиление взаимозависимости стран зоны евро, из-за несовпадения фаз экономических циклов, которое повлечет внутренние противоречия в союзе.

5. Потеря органами государственного регулирования основных инструментов регулирования национальных экономик - валютного курса, внешней инфляции и дефляции валют, эмиссии денег.

6. Осложнение проведения монетарной политики.

7. Достижение отдельными странами ЕВС сокращения бюджетного дефицита за счет принятия временных мер, а не за счет формирования бюджетной политики.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал