Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неправда
Поддерживаемые деятельностью человеческой воли условия существования общества составляют содержание права. Нарушение неприкосновенности этих условий существования со стороны противящейся норме человеческой воли представляет собой неправду. Она обозначает падение ниже этического минимума, который осуществляется нормами, необходимыми для существования определенного общественного строя, а субъективно — минимумом моральной жизнедеятельности. Всякая неправда поэтому производится противящейся норме волей. Конечно, не соотвегствующее правовой норме обстоятельство может быть вызвано и другими силами, кроме противящейся норме воли. Но в таком случае возникает только логическая противоположность права, состояние является неправомерным; только противное прав, созданное противящейся норме волей, является неправым.... Нормы — социальные продукты, они создаются целями, которые для нас неразрывно связаны с понятием общества. Какое же отношение к обществу имеет по своему происхождению поступок индивидуума, направленный против нормы?... Если мы ближе исследуем влияние общества на индивидуума, то найдем, что оно имеет двоякий характер. С одной стороны, общество образует его характер, с другой — оно создает для него мотивы. Почти всем, что делает индивидуума определенным, отличным от других существом, он обязан, отчасти физическим, отчасти социальным влияниям.... Если мы будем иметь в виду преимущественно те из вызванных разными состояниями общества мотивов, которые могут повлечь за собою социально вредные последствия, то найдем, что самые различные социальные пороки могут иметь одну и ту же внешнюю причину....Среди людей, которые в духовном отношении стоят на самой низкой ступени, которые не знают иных наслаждений, кроме самых грубых чувственных, которые живут скученно в тесных каморках, распространяются не только заразные болезни, но и с поразительной быстротой нравственные язвы. Кварталы бедняков являются и высшими школами преступления. Поэтому всякая деятельность, направленная на уменьшение какого-нибудь общенародного зла, обязательно окажет свое благотворное действие и на уголовную преступность.... Если выше мы обозначили преступление как болезнь индивидуальной воли, то теперь его значение в совокупной жизни общества выясняется с новой стороны. Правильность и постоянство его проявлений, длящиеся нарушения, которые оно вызывает в социальной жизни, постоянство причин, которыми оно обусловлено, представляют его в качестве хронической болезни самого социального организма....Когда больны легкие, нарушается дыхание, а вследствие этого процесс питания и потому здоровье всего тела; каждую болезнь можно понимать как непосредственное нарушение нормальных функций захваченного ею органа и как нарушение общей жизни организма. Преступление, если его рассматривать только в отношении его виновника, представляется деянием индивидуума, порожденным болезненным моральным настроением, а в ходе социальной жизни оно означает замедление необходимого стремления общества осуществить прогрессивное развитие нашего духовного, нравственного и материального бытия. И эта хроническая социальная болезнь обусловлена силами, коренящимися в обществе и окружающей его природе. Преступление есть социальный продукт. В общем существовании социального тела, в сумме причин, коренящихся в обществе, находится основа социального проявления.... Признание, что причина преступления, как и всякой другой болезни, коренится в совокупности социальных обстоятельств, влечет за собой правильное-представление о том, как трудно исцеление общественного организма от гнездящегося в нем зла.... В стремлении устранять мотивы к преступлению или дать склонной к преступлениям воле мотивы к несовершению деликта, государство может действовать двояким образом. Или оно старается постигнуть отдаленные, вызывающие преступление как общую социальную болезнь, причины и противодействовать им путем соответственных мер, или оно стремится к тому, чтобы отнять у склонных к преступлению лиц возможность его выполнения, т.е. предупреждать вредное действие болезни индивидуальной воли. Первого результата оно может достичь путем своей общей направляющей деятельности, второго — своей полицейской деятельностью в тесном смысле слова....Как ни важна функция полиции, все-таки и при самом идеальном совершенстве организации она не в состоянии подавить в корне каждое преступление и обнаружить каждого скрывшегося злодея. От одной полиции так же, как и от всякой иной государственной или общественной функции, нельзя ожидать защиты от последствий социального зла.... ГЛАВА IV
|