Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений
В процессе эксплуатации мостового перехода неизбежны русловые деформации в его зоне. Чтобы сделать их безопасными для основных сооружений, в состав мостового перехода включаются регуляционные и защитные сооружения различной формы и назначения. При проходе паводковых вод по поймам в зоне мостового перехода поток воды встречает насыпи подходов, которые преграждают ему путь. Пойменные струи движутся вдоль подходных насыпей к мосту, где в районе конусов встречается на перпендикулярных направлениях с русловыми струями. Возникающие при этом завихрения вызывают размывы вдоль подошвы конусов перед мостом и размывы дна непосредственно под мостом (рис. 6.1).
Рис.6.1. Схема размыва перед мостом при отсутствии регуляционных сооружений
Регуляционные и защитные сооружения устраивают для: – обеспечения плавного подведения пойменных потоков к отверстию моста; – выпрямления потока под мостом; – регулирования размыва русла и защиты подходных насыпей от размыва. Регуляционные и защитные сооружения подразделяют на: – струенаправляющие дамбы; – водоразделительные дамбы; – траверсы; – срезки грунта на пойменных участках; – продольные (низководные) русловые дамбы; – поперечные сооружения и укрепления (шпоры, полузапруды); – укрепления берегов. Струенаправляющие дамбы относятся к регуляционным сооружениям. Их устраивают на мостовых переходах через равнинные реки с широкими поймами, а также через реки с блуждающим руслом. Струенаправляющие дамбы могут быть двусторонними – в случае двусторонних пойм (рис. 6.2) и односторонними – в случае отсутствия одной из пойм (рис. 6.3). Они представляют собой земляные незатопляемые насыпи с укрепленными откосами. Назначение струенаправляющих дамб – обеспечить плавное подведение пойменных потоков к мостовому отверстию и плавный вывод потока из отверстия. чтобы уменьшить неравномерность деформаций подмостового русла и улучшить условия судоходства при высоких уровнях воды.
Рис.6.2. Мостовой переход через реку Пышма на автодорге Тюмень–Ишим–Омск
Рис. 6.3. Мостовой переход через реку Дон у станицы Вёшенской Очертание струенаправляющих дамб имеет переменную кривизну. Малая кривизна верховых дамб вблизи моста обеспечивает меньший размыв под мостом, поскольку струи потока имеют траекторию близкую к прямолинейной. Вдали от моста увеличение кривизны необходимо для направления пойменных струй под мост. При обтекании верховых участков
от подножия конусов выше по течению. При этом, как правило, возникают местные размывы возле головы струенаправляющей дамбы, однако они менее опасны для мостового сооружения чем размывы непосредственно под мостом (рис. 6.4). Криволинейные струенаправляющие сооружения не являются единственным типом регуляционных сооружений, применяемых для улучшения работы мостовых переходов. Чтобы отодвинуть общий размыв на некоторое расстояние от моста, могут сооружаться
Рис.6.6. Схема работы водоразделительной дамбы
Рис.6.8. Схема расположения траверс с верховой стороны подходной насыпм
Рис.6.12. Берегоукрепительное сооружение из габионной кладки
размыва. Они отличаются от шпор меньшей высотой и бывают частично или полностью затоплены потоком, проходящим в бровках русла. Эти сооружения дешевле незатопляемых шпор, но менее эффективны. Защита от размыва откосов берегов, отбойных дамб и других защитных сооружении может осуществляться также укреплением их откосов с приданием сооружению или берегу русла плавного очертания. Для укрепления откоса может применяться наброска из камня или из бетонных блоков (рис.6.14), габионная кладка, установка тетраэдров (рис.6.15). Размеры камней и блоков могут варьироваться в зависимости от интенсивности воздействия водного потока или волнового воздействия.
Рис.6.14. Укрепление откоса отбойной дамбы реки Чарыш Шипуновского района Алтайского края каменной наброской (слева), укрепление откоса наброской из бетонных блоков (справа)
Рис.6.15. Укрепление берега габионной кладкой (слева), укрепление берега реки Мзымта установкой бетонных тетраэдров (справа)
Рис.6.16. Укрепление берега в виде подпорной стенки из металлических шпунтовых свай (слева), в виде стенки из валунной кладки (справа) Для укрепления откосов конусов, подходных насыпей и струенаправляющих дамб чаще всего применяются сборные железобетонные (бетонные) плиты и монолитный бетон (рис. 6.17–6.19). Как сборные плиты. так и монолитный бетон укладываются на спланированные откосы насыпей или конусов, по которым уложены слои геотекстиля и щебеночной подготовки. Щели между сборными плитами расшиваются цементным раствором. Ячейки для укладки монолитного бетона образуются досками опалубки, которые в дальнейшем не извлекаются. Чтобы бетонное укрепление не сползало, по нижнему контуру устраивается монолитный железобетонный криволинейный брус – так называемый упор. При большой вероятности подмыва, упор делается на сваях.
Рис.6.17. Примеры укрепления откосов конусов: сборными железобетонными плитами на мостовом переходе через реку Шексну на а/д Вологда–Новая Ладога (слева), монолитным бетоном на путепроводе в Мурманске (справа)
Рис.6.18. Укрепление внутреннего откоса верховой шпоровидной дамбы сборными железобетонными плитами на мостовом переходе через реку Оку вблизи Нижнего Новгорода
Рис.6.19. Укрепление откосов верховой шпоровидной дамбы монолитным бетоном
Укрепление откосов бетоном (сборным или монолитным) применяется при наличии достаточно интенсивного ледохода с целью противостоять разрушающему воздействию льдин. В случае отсутствия ледохода возможно применение более легких укреплений, которые предотвращают только размыв. К современным типам такого укрепления откосов можно отнести матрацы Рено. Конструкция матрацев Рено сходна с габионами. Они образованы нижней и верхней металлическими сетками, располагающимися на высоте 17-20 см друг от друга, имеющими боковины и разделенными диафрагмами. Пространство между сетками заполняется булыжником, крупной галькой. крупным щебнем или камнями (рис. 6.20). Матрацы Рено укладываются на слой геотекстиля и закрепляются от сползания металлическими шпильками, забитыми в грунт откоса.
Рис.6.20. Укрепление откоса конуса путепровода с помощью матрацев Рено (слева), конструкция матраца Рено (справа)
При наличии укрепления откоса, размывы, как правило, происходят у его основания. Для защиты основания от размыва устраиваются гибкие тюфяки из бетонных плит, которые соединены подвижно, что позволяет тюфяку деформироваться, не разрушаясь. Соединение может осуществляться с помощью металлических анкерных петель и металлического соединительного кольца (рис. 6.21).
В настоящее время для укрепления основания откосов от подмыва применяются гибкие маты, в которых бетонные элементы объединяются между собой с помощью металлического троса замоноличенного в бетон при изготовлении секции гибкого мата (рис.6.22).
Рис.6.22. Конструкция укрепления берега из гибких матов на мостовом переходе через Западную Двину
|