Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформа управления народным хозяйством
50-е годы ознаменовались попыткой изменить систему управления народным хозяйством. В марте 1953 г. ряд министерств были объединены, а их число сократилось с 51 до 25. Однако в 1954 г. прежняя система была практически восстановлена, а ответственность за ее разрушение возложили на Л. П. Берия. В 1957 г. Н. С. Хрущев предложил децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным совнархозам. Промышленные министерства, за исключением наиболее наукоемких и важных оборонных отраслей, ликвидировались. Это означало разрушение вертикальной схемы управления, избавление от диктата ведомств. Создание совнархозов принесло определенные положительные результаты: преодоление ведомственных барьеров позволило сократить затраты на транспортировку сырья и комплектующих, усилить кооперацию между предприятиями, расположенными на одной территории, укрепить местную промышленность. В то же время возникли трудности в осуществлении хозяйственных связей между крупными регионами. Для того чтобы преодолеть местническую замкнутость, в 1960 г. в РСФСР, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские совнархозы. В 1962 г. последовало укрупнение совнархозов, а их число сократилось со 105 до 47. В 1963 г. был создан ВСНХ СССР. Эти решения привели к росту управленческого аппарата, что противоречило задачам, выдвигавшимся при ликвидации министерств. Главный недостаток реформы состоял в том, что отказ от системы вертикального управления не привел к расширению прав предприятий: диктат отраслевых ведомств сменился диктатом территориальных совнархозов.
|