![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систематика умственной отсталости
Умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений: 1) олигофрению; 2) деменцию. Первый из указанных видов умственной отсталости — олигофрения — проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1, 5—2 лет), второй — деменция — на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых составляют дети с олигофренией. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы: 1) дебильность (легкая степень); 2) имбецильность (средняя степень); 3) идиотия (тяжелая степень). Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная в 1959 г. советским дефектологом М.С. Певзнер. Она выделила пять основных форм олигофрении: 1) неосложненную (основной вариант); 2) с выраженными нейродинамическими нарушениями: б) с преобладанием процессов возбуждения; в) лабильные; 3) со снижением функций анализаторов и нарушения а) с нарушением зрения; б) с нарушениями слуха; в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; г) с речевыми отклонениями; 4) с психопатоподобным поведением; 5) с выраженной лобной недостаточностью. К числу основных форм умственной отсталости относится деменция. По динамике слабоумия различают: 1) рези дуальную органическую; 2) прогрессирующую деменцию. По этиологическому критерию различают: 1) эпилептическую; 2) шизофреническую; 3) постэнцифалическую; 4) травматическую и другие деменции. На основе специфики клинико-психологической структуры деменции Г.Е. Сухарева выделяет четыре типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта: 1) низкий уровень обобщений; 2) грубые нейродинамические расстройства; 3) недостаточность побуждений к деятельности; 4) нарушения критики и целенаправленности мышле По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллектуального дефекта: 1) легкую (IQ в пределах 40—69); 2) умеренную (IQ в пределах 35—39); 3) тяжелую (IQ в пределах 20-34); 4) глубокую (IQ ниже 20).
Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенное- ти клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженнос- ти нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное опреде- ление степени интеллектуальной недостаточности не отра- жает всей структуры дефекта. Симптоматика " умственно от- сталых богаче. Необходимо учитывать, что на- обучаемости, продуктивности и приспособляемости умственно отсталых детей сказывается не только тяжесть интеллектуального де- фекта, но и другие нарушения психики.
|