Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка






Процесс обучаемости напрямую связан с уровнем ум­ственного развития ребенка. Нормальная мыслительная


деятельность обусловливает продуктивную усваиваемость школьного материала, что в дальнейшем помогает плодо-

творной умственной деятельности.

Развитие мозга как органа мышления начинается у ре-

бенка еще во внутриутробный период. Тогда же заклады­вается тип темперамента и эмоционально-волевой сферы. Однако человек рождается лишь с зачатками этих качеств, развитие или пресечение которых зависит от семьи. Ум­ственное развитие ребенка при неосложненной беременнос­ти матери, благополучном течении родов и постнатального периода (при отсутствии тяжелых травм) затормаживается крайне редко. Средний темп интеллектуального прогресса оценивается по возрастным показателям. Таким образом, ребенок в три месяца должен хорошо держать головку, от­бываться на звук родительского голоса улыбкой или пла­чем, поворачивать голову на звук погремушки, колоколь­чика и т. д. В течение первого года жизни малыш должен проявить коммуникативную потребность. Особенностью дан­ного периода считается прямая зависимость умственного развития от физического. При слабых навыках владения своим телом у ребенка резко снижаются познавательные возможности, что влечет за собой, в свою очередь, сниже- ние функции восприятия и коммуникации.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности де­тей — игра, при помощи которой они познают окру­жающий мир, развивают абстрактное мышление, свя­занное с воображением, и навыки общения с родителями и со сверстниками. Ребенок осознает свое место в обще­стве и осваивает первичные социальные роли.

При нарушении мыслительной функции мозга, что до­статочно часто происходит в случаях черепно-мозговых травм, пережитого потрясения и длительной депривации, ребенок, вместо того чтобы познавать окружающий мир, как и положено в его возрасте, занят решением более гло­бальных проблем. Так, например, происходит осознание развода родителей, когда два самых любимых человека решают больше не жить вместе. У ребенка, как правило,

 

происходит внутренний раскол, в результате которого нарушается первичная потребность человека в безопасно- сти и комфорте. Самостоятельные попытки решить эту проблему приводят к нарушению нормального темпа ум- ственного развития, и ребенок застревает на инфантильной! стадии. Это приводит к неадекватным реакциям на собы- тия, а поскольку выражение эмоций проходит в присут- ствии других людей, то ответная реакция на такое поведе- ние чаще всего угнетает ребенка. Часто демонстрируется отторжение как взрослых, так и сверстников. Возникает страх перед проявлением чувств и, таким образом, нару­шается коммуникационный процесс.

Поскольку в силу своего возраста ребенок может сосре­доточиться только на одном предмете в течение длитель­ного времени (т. е. при ощущении безопасности и комфор­та он осваивает высшие потребности, такие как потреб­ность в принадлежности определенной группе, уважении и любви, познании нового), то по причине неудовлетворе­ния первоначальных потребностей ребенок затормажива­ется в процессе своего развития. При нарушении механиз­мов познания, памяти и восприятия ребенок оказывается неподготовленным к школе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал