Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
Процесс обучаемости напрямую связан с уровнем умственного развития ребенка. Нормальная мыслительная деятельность обусловливает продуктивную усваиваемость школьного материала, что в дальнейшем помогает плодо- творной умственной деятельности. Развитие мозга как органа мышления начинается у ре- бенка еще во внутриутробный период. Тогда же закладывается тип темперамента и эмоционально-волевой сферы. Однако человек рождается лишь с зачатками этих качеств, развитие или пресечение которых зависит от семьи. Умственное развитие ребенка при неосложненной беременности матери, благополучном течении родов и постнатального периода (при отсутствии тяжелых травм) затормаживается крайне редко. Средний темп интеллектуального прогресса оценивается по возрастным показателям. Таким образом, ребенок в три месяца должен хорошо держать головку, отбываться на звук родительского голоса улыбкой или плачем, поворачивать голову на звук погремушки, колокольчика и т. д. В течение первого года жизни малыш должен проявить коммуникативную потребность. Особенностью данного периода считается прямая зависимость умственного развития от физического. При слабых навыках владения своим телом у ребенка резко снижаются познавательные возможности, что влечет за собой, в свою очередь, сниже- ние функции восприятия и коммуникации. В дошкольном возрасте основной вид деятельности детей — игра, при помощи которой они познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, связанное с воображением, и навыки общения с родителями и со сверстниками. Ребенок осознает свое место в обществе и осваивает первичные социальные роли. При нарушении мыслительной функции мозга, что достаточно часто происходит в случаях черепно-мозговых травм, пережитого потрясения и длительной депривации, ребенок, вместо того чтобы познавать окружающий мир, как и положено в его возрасте, занят решением более глобальных проблем. Так, например, происходит осознание развода родителей, когда два самых любимых человека решают больше не жить вместе. У ребенка, как правило,
происходит внутренний раскол, в результате которого нарушается первичная потребность человека в безопасно- сти и комфорте. Самостоятельные попытки решить эту проблему приводят к нарушению нормального темпа ум- ственного развития, и ребенок застревает на инфантильной! стадии. Это приводит к неадекватным реакциям на собы- тия, а поскольку выражение эмоций проходит в присут- ствии других людей, то ответная реакция на такое поведе- ние чаще всего угнетает ребенка. Часто демонстрируется отторжение как взрослых, так и сверстников. Возникает страх перед проявлением чувств и, таким образом, нарушается коммуникационный процесс. Поскольку в силу своего возраста ребенок может сосредоточиться только на одном предмете в течение длительного времени (т. е. при ощущении безопасности и комфорта он осваивает высшие потребности, такие как потребность в принадлежности определенной группе, уважении и любви, познании нового), то по причине неудовлетворения первоначальных потребностей ребенок затормаживается в процессе своего развития. При нарушении механизмов познания, памяти и восприятия ребенок оказывается неподготовленным к школе.
|