![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления.
Есть патологии врожденные и приобретенные. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, патологическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, употребление наркотиков, алкоголя, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства, провоцируют нарушения интеллекта. Если у ребенка страдает только эмоционально-волевая сфера при сохранном интеллекте, то даже в этом случае будет наблюдаться задержка развития на основании неустойчивого и незрелого характера, предрасположенности к аффективным состояниям, усугубленной проблемами в детском коллективе. Следовательно, произойдет снижение познавательного интереса и падение работоспособности в целом. Задержка в развитии ребенка, обусловленная церебрально-органическими поражениями, предполагает нарушение интеллектуальных функций в целом, неполноценность эмоционально-волевой сферы. Ко всему вышеперечисленному часто прибавляется и физическая неполноценность. В подобном случае необходима не только психолого-педагогическая коррекция, но и серьезная медицинская помощь. Задержка в развитии имеет очень большое клиническое разнообразие и прогностическую неоднородность. Очень многое зависит от того, с чем конкретно она связана: с низким психическим тонусом, эмоциональной незрелостью, ослабленной функцией памяти и внимания, мобильностью психических процессов, неполноценным формированием коры головного мозга. Случаи с эмоционально незрелыми детьми и состояниями астении представляют собой наиболее легко решаемые проблемы. Затрудненное вследствие органических поражений функционирование коры головного мозга является наиболее тяжелой формой. Обучаемость и общее развитие таких детей снижены настолько, что делает процесс обучения практически невозможным, поскольку первоос- нова для формирования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, нейрофизиологии и соматики часто оказы-вается дефектной. Задержка развития чаще всего выявляя- ется в период подготовки к школе или в начальных классах. Хотя, с другой стороны, задержка развития в этом возрасте может являться следствием психологического потрясения в виде радикальной смены образа жизни (похода школу, развода родителей, переезда). В таком случае данное нарушение отличается аутичным состоянием. При правильной коррекции и помощи психолога ребенок достаточно быстро возвращается к нормальной жизнедеятельности. Задержка развития интеллекта бывает как в легкой, так и в тяжелой формах. По направленности можно выде-лить интровертивную и экстравертивную. Интровертив-ная форма выражается во внутренней концентрации ре-бенка и своеобразной безответности внешнему миру. Есте- ственно, в первую очередь страдают функции памяти, вни-мания, концентрации и восприятия. Экстравертивная форма характеризуется инфантильностью поведения, учащенными капризами, демонстративным поведением в попытке привлечения внимания взрослых и сверстников. Все вышеописанное касается только легкой формы патологии, не связанной с церебрально-органическими поражениями.
|