![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика детей с нарушениями поведения
Детьми с девиантным (отклоняющимся) поведением считают детей в нормальном психическом состоянии, поведение которых не укладывается в социально принятые рамки. Девиантностью называют любое отклонение от нормы, как позитивное, так и негативное. Позитивная деви-антность подразумевает крайние проявления таких положительных чувств, как преданность, честность, открытость, общительность, доверчивость и многие другие. Детям с позитивной девиантностью приходится очень много работать со своим поведением и внутренним миром, чтобы ♦ уложиться» в границы нормы. Негативная девиантность характеризуется такими проявлениями, как агрессивное поведение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид, целенаправленные и сознательные правонарушения (воровство, хулиганство). В настоящее время максимальное внимание уделяется несовершеннолетним, относящимся ко второй группе, так как именно они представляют наибольшую угрозу для других людей и для общества в целом. Кроме того, негативная девиантность находит выражение у большинства детей с отклонениями в поведении. Дети с легативной девиантностью в поведении могут разделяться на трудновоспитуемых > педагогически и социально запущенных школьников и правонарушителей. Трудновоспитуемый ребенок — это личность, имеющая проблемы с формированием полноценной и гармоничной индивидуальности и в качестве противодействия оказывающая активное сопротивление педагогу, провоцируя зарождение и развитие конфликтных ситуаций. Трудновос-
питуемость очень часто является показателем наличия возрастного кризиса, неумения найти подход к ребенку, дефектов социального и психологического развития, педагогических ошибок учителей и родителей. Поскольку в течение своей жизни нам приходится сталкиваться со сложными стрессовыми ситуациями, которые требуют от нас максимальной концентрации, то можно сказать, что все мы в тот или иной период жизни являемся трудновоспитуемыми и неконтактными. Все дети проходят через кризисную фазу подросткового возраста, в разной степени становясь трудновоспитуемыми, и продолжительность этого явления также разная. Поэтому о трудновоспитуемом школьнике говорят в случае наличия устойчивых недостатков характера. Педагогическая запущенность — это состояние, предполагающее прочные отклонения от нормы в сознании и нравственности как результат влияния окружающей среды и ошибок в воспитании. Если в случае трудновоспиту-емости мы видим агрессивного или замкнутого ребенка, отрицающего межличностный контакт с педагогом или психологом, то при педагогической запущенности наблюдается незрелость социальной стороны личности, проявляющаяся в поведении, которое не соответствует данному возрасту. В учебе такие дети проявляют неумелость, затрудненность. Внутренний мир беден, воображение и творчество находятся на низком уровне, формирование сознания отстает и часто имеет инфантильное выражение. На этот фон накладывается быстрая утомляемость, отсутствие умения сконцентрироваться и выделить задачи первостепенной важности, противоречивое отношение к себе и окружающему миру, попытка найти свое место в жизни. Подростки еще не умеют предвидеть все последствия своих действий, поэтому мелкое хулиганство перерастает в правонарушения.
|