![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха будет зависеть от степени этого нарушения и состояния речевого развития. Работа со слабослышащими детьми. К категории слабослышащих относят тех детей, нарушенный слух которых позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладевать речевой деятельностью самостоятельно без специального обучения, у слабослышащего ребенка имеется частичное нарушение деятельности анализатора слуха. Поэтому он старается компенсировать свой недостаток не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. Отклонения в познавательной деятельности таких детей являются вторичными. Преодоление нарушения развития требует социального по своей природе целостного воздействия на личность слабослышащих детей. В этом специальном про- цессе корректируются или заново воссоздаются наиболее важные для человека психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению формируются речь и понятийное мышление, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохраненных анализаторов. В качестве решающего средства преодоления отклонений в развитии слабослышащих детей выступает специальная система обучения языку, которая представляет собой особую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности. Особая задача в работе с детьми — формирование речи, а не изучение языка. В работу включаются: работа по развитию навыков чтения с губ, по развитию и использованию остаточного слуха. Для развития познавательной деятельности и мышления детей используются письмо и чтение, наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. Это преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. Все эти средства используются в сочетании со словесными средствами обучения. Работа с глухими детьми. В настоящее время имеются два основных подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми: 1) билингвистический подход, который основывается на включении в работу с глухими детьми национального жестокого языка наряду со словесным в систему главных средств педагогического воздействия Г.Л. Зайцева, (1998). Использование жестов в учебно-воспитательном процессе позволяет увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это в свою очередь позволяет расширить круг учебных предметов и областей знаний, что ведет к более широкому развитию познавательной деятельности мышления глухих детей;,
2) обучение глухих языку словесной речи. В связи с усвоением речи развивается словесно-абстрактное мышление. У глухих детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.
|