Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие речи у детей
В момент рождения мозг человека представляет собой достаточно незрелый орган, на формирование которого требуется не менее двадцати двух месяцев (считая с момента зачатия), т. е. девять месяцев беременности и почти весь первый год жизни. Вербальные зачатки проявляются примерно одновременно с социальными — в возрасте от шести до двенадцати недель постнатального периода. К трем месяцам ребенок должен явственно реагировать на внешние раздражители, такие как звук погремушки (поворачивает голову), материнский голос (поворачивает голову и улыбается в ответ на улыбку) и др. Кроме того, ребенок сам пытается произносить некоторые изолированные звуки (чаще гласные, которые не требуют сильного напряжения речевого аппарата). Если этого не про-
исходит, то следует немедленно обратиться к врачу на предмет детального обследования, куда входят следующие процедуры: общий анализ крови и мочи (на предмет общего состояния организма), результаты анализа крови на фенилкетонурию, УЗИ головного мозга и пр. До полугода ребенок овладевает произношением некоторых наиболее легких согласных. К таковым относятся взрывные звуки (б, п, д). Согласные практикуются в сочетании с уже освоенными гласными, но пока это еще трудно назвать осмысленным употреблением, которое происходит ближе к завершению первого года жизни. Необходимо помнить, что дети развиваются по-разному* Бывает, что физическое развитие опережает умственное, и наоборот. Ребенок, который большую часть времени проводит в физических играх скорее всего овладеет речью несколько позже. Кроме того, очень многое зависит и от условий жизни малыша. Если ему уделяется достаточно много внимания, если родители с ним общаются, если словарный запас родителей достаточно широк, а словоупотребление правильное, то в подавляющем большинстве случаев овладение речью происходит быстро и без серьезных затруднений. В случае если ребенок не воспринимает речь на слух, не пытается произносить изолированных звуков и звукосочетаний и не понимает простых высказываний в год, то это считается симптомом более серьезных проблем. В среднем ребенок начинает самостоятельно строить развернутые предложения к трем годам, хотя не является патологией как слишком ранняя речь (в полтора года), так и запоздавшая (но не позже четырех). При этом необходимо помнить, что по причине разных условий жизни и воспитания дети развиваются по-разному. Поэтому основным критерием оценки речевого развития ребенка является не продуктивная речевая деятельность (построение предложений, активное говорение и пр.), а рецептивная (степень понимания слов и их значений). Менее разговорчивые дети в дальнейшем с большей легкостью овладева- ют навыками письма, чем их более коммуникабельные сверстники. Условия, в которых воспитывается ребенок, также имеют немаловажное значение. Не0бходимо, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал именно правильную речь, которая не испорчена имитацией якобы детского языка (т. е. нарочито картавого). Очень скоро ребенок начинает копировать ту манеру речи, которую он слышит чаще, и поэтому неправильная речь взрослых приводит к речевым нарушениям, которые, не являясь серьезными, тем не менее с трудом поддаются коррекции. Кроме правильности, необходимы еще компоненты — внятность, четкость и многократность произношения.
|