![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
Диагностикой речевых патологий и их коррекцией занимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бывают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здоровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответственно, процесс обучения затрудняется сниженным восприятием. В задачи коррекционной педагогики входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обучение родителей и педагогов общим понятиям логопедии. В течение коррекционных занятий происходит стимулирование познавательных потребностей ребенка, корректирование патологий и помощь в овладении процессом умственной работы, которая, в свою очередь, необходима для продуктивного освоения языка. Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказываний отличаются пониженным коммуникативным уровнем. Для этого производится стимуляция не только речевой, но и ре-
чемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматических, синтаксических форм выражения своих мыслей. Особенности проведения коррекционно-педагогической работы с такими детьми заключается в том, что их психофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рассеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует помнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педагогов крайне обострено. Принимая во внимание все вышесказанное, при коррекционной работе рекомендуется облегченный режим обучения. Облегченный режим обучения характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и корректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительной, а предложения — короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую очередь или после занятий, не заменяя устный ответ письменным. В случае более тяжелых нарушений предлагается перевод ребенка в специальную школу, где существует две разновидности классов — для детей с тяжелой степенью заикания и поражениями центральной нервной системы (например, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 человек). После окончания такой школы дети получают аттестат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специальное образование. При этом образовательная работа сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, соблюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятель- ности организма и психических процессов. Работа с вокабулярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лексическими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания.
|