![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
В подростковом возрасте дети, как правило, представляют собой уже сформировавшуюся личность, обладающую определенным набором как положительных, так и отрицательных качеств на фоне сложившегося темперамента. По типу темперамента люди делятся на четыре группы: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. В подростковом возрасте признаки темперамента оказываются максимально выраженными, поскольку характер уже сложился, а контроль над его внешними проявлениями еще не обретен. Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, а характером — индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обусловливающее приемлемое поведение в той или иной ситуации. Очень часто развитие и прогресс негативных и отклоняющихся черт характера происходит с акцентуацией темперамента. По степени отклонений дети делятся на две группы: дети с незначительными отклонениями в поведении и дети с выраженной акцентуацией темперамента и характера. Существует детальная классификация наруше- ний и подробная характеристика учащихся. К первой группе относятся ленивые дети, учащиеся с пассивным поведени- ем, неорганизованные, ненастойчивые и эгоистические школьники. Ленивые дети часто учатся по настроению, не-систематически, хотя встречаются случаи полного отрица- ния учебного процесса. Часто за лень принимают отстава-ние в учебе как результат длительной болезни и неспособность организма к быстрой реабилитации. Огромная ошибка и в принятии потребности в общении и свежем воздухе за лень. Обычно лень порождается болезненным отношением (гиперопекой) родителей или других ближайших родствен-ников к ребенку. Пассивное поведение школьников характеризуется практически полной индифферентностью к познавательному процессу, социализации. Такие дети облада-ют пассивным темпераментом — флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные). Неорганизованные делятся на четыре вида: дезорганизаторов, малоорганизованных, частично органи-зованных и заорганизованных. Дезорганизаторы вольно или невольно срывают занятия. Ироничным ли замечанием, более глубокими познаниями в предмете они заставляют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока. Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах. Частично организованные дети не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов. Заорганизованные дети либо слепо подчиняются установленному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорганизованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания на состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность). Ненастойчивые дети отличаются немотивированностью, легким переключением с одного вида деятель-
ности на другой (сангвиники). Им скучно на уроках. Эгоистические учащиеся интересуются только своими проблемами, озабочены только собственными удобствами, не обращают внимания на других людей.
|