Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными орга-ническими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфантильное поведение и мышление. Природа явления задержки психологического развития заключается в патологи-
ческом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с деятельностью головного мозга. С точки зрения психолого-педагогической характеристики классификация представляется затруднительной по причине разнородности и разнообразия проявлений задержки психологического развития. Детям с подобным нарушением свойственен ряд особенностей, которые могут быть более или менее выражены, существовать по отдельности или быть представленными комплексно. Самое главное отличие таких детей — отсутствие готовности к процессу обучения в школе при несформировав-шихся навыках и умениях. Счет, чтение и письмо требуют особой программы, благодаря которой ребенок может овладеть основными навыками. Другой аспект — незрелость эмоционально-волевой сферы, точнее ее возрастное несоответствие. Возникают проблемы с поведением, отношениями в коллективе и с учителем. При организации свободной деятельности они также испытывают трудности по причине неразвитости творческого начала. Подобное состояние усугубляется нездоровой нервной системой: от переизбытка информации возникают головные боли, перегружается нервная система (на фоне чего развивается нервное истощение, рассеянность внимания). Все это приводит к снижению работоспособности в целом. В таких случаях следует относиться к ребенку с повышенным вниманием и терпением. В зависимости от индивидуальных возможностей одни дети сохраняют силы на протяжении достаточно длительного времени, но им необходим режим вырабатывания, другие с течением времени лишь больше устают. Нехватка внимания отрицательно сказывается и на перцептивной функции, что проявляется в поверхностности знаний, их обрывочности. Замечено, что такие дети затрудняются узнать предмет, когда тот находится в непривычной позиции, контурные и схематичные образы, особенно ь^огда те накладываются друг на друга-Темп переработки информации замедляется, поскольку процессы памяти недостаточно продуктивны, объем памяти ограничен. Дети с замедленным развитием отстают во всех формах мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение — не сформированы. Познавательная деятельность ослаблена. Отличие наблюдается и в речи, где характерны негрубые нарушения произношения и грамматического строя, возникающие вследствие неинтенсивной артикуляции и невнимания. Связность и логика высказывания не соответствуют возрастному уровню. Поведение детей в школе ближе к дошкольному, где ведущий вид деятельности — игра. Принципиальное отличие таких детей от умственно отсталых заключается в том, что при должной и своевременной коррекции можно добиться больших результатов в исправлении этого недуга. Однако это невозможно в условиях современной массовой средней школы, так как эти дети фактически выпадают из процесса обучения.
|