![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации. Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга и делятся на детей-олигофренов и детей с деменцией. Развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обусловливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы. Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. Основной недостаток восприятия умственно отсталых — нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности. Для представлений умственно отсталых характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер. Памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, искажением и привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Внимание умственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Свойственны труд-кости распределения, замедленность переключения. Познавательные интересы недоразвиты. Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется значительной задержкой. Страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. У детей с умственнод отсталостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения. Умственная отсталость характеризуется не только нарушением познавательной деятельности ребенка, но и своеобразием развития его личности. Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические по-
требности у них преобладают над духовными. Мотивы у умственно отсталых недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли. Самооценка умственно отсталых неадекватна (завышена либо занижена). Такому ребенку присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выражена. Взаимоотношения умственно отсталых носят ситуативный, неустойчивый характер. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Наблюдается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном коррекционно-педа-гогическом воздействии в условиях специальных (коррек-ционных) учреждений. 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний Умственная отсталость — это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. В вышеприведенном определении нашли отражение исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой. По мнению данных авторов, к существенным признакам понятия «умственная отсталость» относятся: 1) органическая обусловленность нарушений психи 2) стойкость нарушений, их необратимость к норме; 3) нарушение преимущественно познавательной сферы. явления умственной отсталости, однако при этом является далеко не единственным и требует некоторых уточнений. В последние годы произошли серьезные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, степеней и форм, диагностики и др, Постепенно формируется направление, сторонники которого пытаются в определении умственной отсталости представить совокупность факторов: этиологических (причинных), клинических, психологических, социокультурных, поведенческих и др. Пример такого определения дает Д.Н. Исаев, обозначая умственную отсталость как совокупность этиологически разных (наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни) непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации. Таким образом, независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения. Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Главная путаница происходит при подмене понятий «умственная отсталость» и «олигофрения». До сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются таковыми. Понятие «умственная отсталость» следует признать более широким, так как оно относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, т. е. включает в себя детей и с олигофренией, и с деменцией. При диагностике негрубых форм умственной отсталости (олигофрении в степени дебильнос-ти) у детей дошкольного возраста часто возникают трудности отграничения этого нарушения от задержки умственного развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития. Кроме того, дети с
ЗПР в отличие от умственно отсталых способны принимать помощь, усваивать принцип решения и переносить его на аналогичные задания. Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием деятельности анализаторов. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.
|