![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как психолого-педагогическая проблема
Девиантное поведение представляет собой не только ^проблему личности, которая страдает от этого отклонения, [ но и проблему для общества, с которым эта личность пере-(секается. Возрастающий уровень агрессии у населения в \ целом заставляет задуматься о смягчении данного явления, если о ликвидации не может быть и речи в силу невозможности реализации такого замысла. Педагогической стороной данной проблемы можно назвать усложненный процесс обучения не только конкретных детей с отклоняющимся поведением, но и всего класса в целом, так как, например, при агрессивной направленности личности, которая носит маску шута, преподаватель вместо того, чтобы сконцентрироваться на более продуктивной подаче учебного материала, вынужден отстаивать свой авторитет. С другой стороны, остальные учащиеся сосредоточивают внимание на шуте и, естественно, не обращают на учебу внимание. Отклоняющееся поведение обычно классифицируют по степени отклонения (трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные подростки, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники). В данной классификации не отражается позитивная девиант-ность, поскольку она встречается крайне редко и считается сугубо психологической проблемой личности, не являющей угрозы для социума. Отклонения в поведении не появляются неожиданно, для их формирования и устойчивости требуется значительное время. Как и любое другое заболевание, легче всего корректируется в начальной стадии, но именно это время характеризуется только невыраженными симптомами. Первая стадия педагогической запущенности отличает- ся некоторым интересом к познанию и образовательному процессу. Этот этап можно назвать предрасполагающим, и по времени возникновения он соответствует дошкольному. Возникновение происходит по причине (или комплек-
су причин) неправильного воспитания и нездоровой атмосферы в семье, некорректного подхода воспитателей в дошкольных учреждениях (ребенок ощущает себя некомфортно в коллективе) и из-за длительного подавления возможностей ребенка в удовлетворении жизненных потребностей. Второй этап выступает как следствие первого — ребенок имеет слабую психологическую и познавательную подготовленность к обучению в школе. Здесь характерны зачатки отрицательного отношения к нормам и правилам жизни в обществе на основании безуспешной образовательной деятельности. Две заключительные стадии наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. В этот период происходят правонарушения, нападение на слабых по причине желания самоутвердиться» которое не направляется в созидательное или творческое русло. В старших классах поведение учащихся отличается большей скрытностью, но при отсутствии должной коррекции оно только усугубляется. По степени педагогической запущенности выделяют три группы детей. В первой отрицательные качества детей неустойчивы и носят стихийный характер, а сами дети чаще безвольны, рассеянны, неорганизованны, несамостоятельны, капризны и подвержены неожиданным приступам агрессии. Во второй группе дети имеют низкую успеваемость в школе, конфликтуют с учителями и одноклассниками, а сфера интересов не включает в себя учебный процесс. Характер таких детей отличает вспыльчивость, неустойчивость настроения, озлобленность, повышенная конфликтность. В третьей группе дети откровенно грубы с окружающими и способны на преступления,
|