![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика отклонений в развитии ребенка
Диагностика является одной из важнейших практических задач коррекционной педагогики. Диагностика — это выявление детей с нарушениями в развитии, их диф- ференциация, разработка соответствующих психодиагно- стических методик. Диагностика имеет свои принципы: принцип комплексного изучения ребенка, принцип целостного системногоизучения ребенка, принцип динамического изучения ре-бенка, принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. Принцип комплексного изучения ребенка предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех ви- дов познавательной деятельности, личности, навыков, эмо-циональной сферы, поведения и т. д. Одновременно прове-ряются биологические показатели зрения, слуха, речи, двигательной сферы, нервной системы ребенка. В обследовании принимают участие разные специалисты: психоло-ги, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи, логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги. Принцип целостного системного изучения ребенка пред-юлагает установление связей между отдельными проявле-ями отклонений в развитии, определение причин этих отклонений. Целостное изучение ребенка, как правило, осуществляется в процессе его деятельности — предметно-манипулятивной, игровой или трудовой. Это помогает луч-ше выявить особенности познавательной сферы ребенка, его личности, интересов, состояние эмоционально-волевой сферы и т. д.
Принцип динамического изучения ребенка. В ходе такого изучения выясняются знания и умения детей, а также их возможности в обучении. Выявляются при этом не только реальные возможности ребенка, но и потенциальные. Принцип качественно-количественного подхода важен при анализе данных, полученных в ходе психологической диагностики. При таком подходе учитывается конечный результат деятельности, а также анализируется процесс ее выполнения — способ, последовательность, настойчивость в достижении цели. При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи. Необходимость реализации этих принципов при диагностике вызвала к жизни психологическую службу в системе специального образования. Эта помощь нацелена на разнообразную работу с личностью — профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную, реабилитирующую. Для развития коррекционной педагогики это означает переход от диагностики отбора к диагностике специфических особенностей психического развития; стремление к поиску оптимальных условий компенсации, расширяющих возможности развития личности, создающих различные обучающие и воспитывающие среды, дающих возможность построения развивающего образа жизни. Для полной и верной диагностики отклонений в развитии детей в России созданы постоянные межведомственные психолого-медико-педагогцческие консультации (ПМПК), их задачи: 1) проведение раннего бесплатного психолого-медико- 2) предупреждение развития заболевания; 3) консультативная помощь родителям; ^консультирование педагогических, медицинских, социальных работников по вопросам образовательных потребностей детей, их прав и прав родителей. ПМПК ставят определенный диагноз ребенку.
|