![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
История человечества свидетельствует, что в начале своего развития общество негативно относилось к людям с психофизическими нарушениями. В период Средневековья люди с физическими и психическими нарушениями считались «детьми дьявола». Лишь в эпоху Возрождения отношение к людям с отклонениями
в развитии изменилось. Врачи стали посещать монастыри и тюрьмы, наблюдать за подобными людьми, пытаясь осмыслить и оценить их состояние. В начале XVII в. Феликс Пластер (1537-1614) впервые дает классификацию душевнобольных, в основе которой лежит характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. Во второй половине XIX — начале XX вв. были научно изучены имберилизм, идиотия, умственная отсталость, слабоумие. Наибольший вклад в изучение проблем слабоумия внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», вывел термин «олигофрения». В это же время слабоумие стало не только психиатрической областью исследования, но и психолого-педагогической. Педагогический подход к детям с нарушениями в развитии формируется в конце XVIII — начале XIX вв. Первые попытки обучения детей с мелкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Я. Песталоцци (1746-1827). Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом. На рубеже веков Мария Монтесорри (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений. В России в становлении коррекционной педагогики мы имеем некоторые отличия. Глубокое проникновение религии в жизнь и быт русского народа, специфика российского менталитета с самого начала придавали работе с людьми, имеющими отклонения в развитии, гуманистическую направленность, построенную на -сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались ЕМ. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г Я. Прошин и т. д. Психолог Л.В. Выготский определил ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявил, систематизировал и увязал их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы общие задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе.
|