![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционно-педагогической деятельности
В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операцион-но-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы правомерно говорить о коррекционно-педа-гогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.
Коррекционно-педагогическую работу невозможно ото* рвать от образовательного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. В то же время коррек-ционно-педагогическая деятельность связана с развитием ребенка, так как она прежде всего нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. В этом и заключается психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность раскрыли психологи и психотерапевты С.А. Базмаев, Г.В. Бурменская, О Л. Карабанова, AT. Медерс, А.С. Спи-ваковская и др. Они считают коррекцию особым образом организованным психологическим воздействием, осуществляемым по отношению к группам повышенного риска и направленным на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой. Основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законами среды, законами развития высших психических функций). Коррекционно-педагогическая работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и систему его социальных отношений. Цель коррекционно-педагогической деятельности должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса» реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интерифизации. Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность — планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительные отклонения в развитии и пове-|ении, и направленный на исправление и реконструкцию I индивидуальных качеств личности и недостатков поведе-ния, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции под- ростков в социум. 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы. Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «норма» — «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки. Наиболее подробно выделил критерии нормы — аномалии английский психиатр М. Раттер. 1. Учет возрастных особенностей и половой принад 2. Учет длительности сохранения расстройства. Все
либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, — это признак аномалии в развитии. 3. Учет жизненных обстоятельств. Жизненные обсто- ятельства могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т. д. 4. Учет непосредственной культурной среды, в кото 5. Учет степени нарушения. Отдельные симптомы встре- чаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. 6. Учет тяжести и частоты симптомов. Для детей в 7. Учет черт* которые характерны для поведения и 8. Учет ситуационной специфичности симптома. Сле- дует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме — аномалии» в развитии ребенка, следует учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклоне- ние от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» — «аномалия» в каждом конкретном случае — это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
|