![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
Множество нарушений у человека затрудняет их классификацию. Существуют различные классификации, а также основания для этих классификаций. Наиболее рас- пространенными основаниями являются следующие: 1) причины нарушений; 2) виды нарушений с конкретизацией их характера; 3) последствия нарушений, которые сказываются в даль- нейшей жизни. По характеру нарушений различают следующие категории лиц: 1) глухие; 2) слабослышащие; 3) позднооглохшие; 4) незрячие; 5) слабовидящие; 6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы; 8) лица с нарушением интеллекта; 9) лица с задержкой психического развития (трудно- 10) лица с тяжелым нарушением речи; 11) лица со сложными недостатками развития. Есть более обобщенная классификация. В ее основе — группировка вышеуказанных категорий нарушений в со- ответствии с локализацией нарушения в той или иной си-стеме организма: 1) телесные (соматические) нарушения; 2) сенсорные нарушения (слух, зрение); 3) нарушения деятельности мозга (умственная от По причинам возникновения нарушений различают: 1) врожденное нарушение развития;
2) несчастный случай, стихийное бедствие; 3) дорожно-транспортное происшествие; 4) экологию; болезнь и др. Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической деятельности. Наиболее распространенной является классификация Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина. 1. Дети с нарушением слуха и зрения: 1) с недостатками слуха; а) глухие (неслышащие) дети; б) слабослышащие (тугоухие) дети; 2) со стойкими дефектами зрения: а) слепые (незрячие) дети; б) слабовидящие дети. 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психи 1) умственно отсталые; а) олигофрения; б) деменция; 2) интеллектуальная недоразвитость: а) идиотия; б) имбецильность; в) дебильность; 3) с задержкой психического развития (ЗПР): а) ЗПР конституционного происхождения; б) ЗПР сомагенного происхождения; в) ЗПР психогенного происхождения; г) ЗПР церебрастенического характера. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, та- 2) нарушения письменной речи (дислексия, десерафия). 4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП). 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно от- сталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отеталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.) 6. Дети с искаженным развитием—психопатией (стой-
|