![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тяговые свойства асинхронного тягового двигателя.
В асинхронном тяговом двигателе (АТД) используется взаимодействие вращающегося магнитного поля статора с током, наведенным этим полем в обмотке ротора. Вращающий момент асинхронного ТД описывается следующей формулой:
где С – постоянная, зависящая от параметров двигателя; U 1 – питающее напряжение; s – абсолютное скольжение ротора (разность частоты питающего напряжения и частоты вращения ротора); f 1 – частота питающего напряжения. Для питания АТД на ЭПС постоянного тока необходимо иметь автономный инвертор напряжения или тока. На ЭПС переменного тока кроме автономного инвертора необходим выпрямитель. И выпрямитель и инвертор могут быть объединены в одном полупроводниковом устройстве – преобразователе числа фаз (ПЧФ). На современном этапе развития силовой полупроводниковой техники выгоднее на ЭПС постоянного тока дополнительно иметь входной импульсный преобразователь для регулирования величины напряжения, подводимого к ТД. Т.к. нагрузка ТД в эксплуатации может изменяться в широких пределах, то имея сложную многофункциональную систему управления важно и должно соблюдать условия, при которых ТД работает в наиболее экономичном режиме: D Р min = (D Р м + D Р с + D Р 2) = const. В первом приближении считают, что механические D Р м и магнитные D Р с потери в двигателе не зависят от нагрузки, т.е. от тока ротора. Потери в роторе D Р 2 = М × (w1 – wвр), где w1 – угловая частота вращения магнитного поля статора; wвр – угловая частота вращения ротора. Рассмотрим, при каком условии потери минимальны. Так как мы условились, что потери механические и магнитные не зависят от нагрузки, то условие минимума потерь сводится к минимуму потерь в роторе:
где р – число пар полюсов обмотки статора; f вр – частота вращения ротора; f 2 – частота тока обмотки ротора. Следовательно, условие D Р min = const преобразуется в условие f 2 min = (f 1 – f вр)min = const. Для выявления способов реализации этого условия рассмотрим два произвольных режима работы двигателя. Допустим, что в первом режиме статор питается напряжением U 1 с частотой f 1, а в другом – соответственно U 1' и f 1'. Относительное скольжение ротора в этих режимах равно:
Вращающий момент в этих режимах будет соответственно равен:
Найдем соотношение моментов в этих режимах при условии f 1 – f вр = f 1' – f вр' = const:
Отсюда
Этот закон оптимального частотного управления асинхронным двигателем был сформулирован М.П.Костенко в 1925 г. Из этого выражения следует, что оптимальный режим работы асинхронного двигателя определяется соотношением трех его параметров – напряжения и частоты питающего напряжения, а так же вращающего момента. Изменяя соотношение этих составляющих таким образом, чтобы соблюдалось условие минимума потерь т.е. условие работы с максимальным КПД и cosj. При больших нагрузках следует учитывать падение напряжения в обмотке ротора и для получения наилучших показателей вносить коррективы в закон регулирования. С этой целью на ЭПС применяется система автоматического регулирования режимов работы АТД. Поскольку для электрической тяги удобнее иметь выражение закона регулирования не от частоты питающего напряжения и момента, а от скорости и силы тяги, то выражение закона Костенко преобразуется следующим образом:
Выражение получено с допущением, что на рабочей части характеристики скорость движения пропорциональна частоте питающего напряжения без учета скольжения:
а сила тяги, как известно, пропорциональна вращающему моменту без всяких допущений:
Для ЭПС наиболее характерен следующий закон регулирования: до скорости выхода на номинальную характеристику поддерживается постоянство силы тяги, а затем – постоянство мощности. Постоянство силы тяги означает постоянство вращающего момента. Вращающий момент определяется взаимодействием магнитного потока статора и тока ротора, приведенного к обмотке статора (I 2'). Следовательно, постоянство вращающего момента равносильно I 2' = const. Ток статора можно представить как сумму векторов тока намагничивания и тока ротора, приведенного к обмотке статора:
Следовательно, постоянство тока ротора равносильно постоянству тока статора и закон регулирования при постоянстве силы тяги будет выглядеть следующим образом:
Т.е. для поддержания постоянной силы тяги необходимо с ростом скорости повышать напряжение питания, пропорционально скорости или частоте питающего напряжения. После выхода на номинальную характеристику целесообразно поддерживать постоянной мощность двигателя. Поскольку
то
Следовательно
Иными словами, для поддержания постоянства мощности необходимо с ростом скорости изменять питающее напряжение пропорционально корню квадратному из его частоты. Рост питающего напряжения требует более мощной изоляции обмотки статора, и, следовательно, приведет к увеличению габаритных размеров ТЭД. В случае реализации закона постоянства питающего напряжения мощность и ток статора будет изменяться обратно пропорционально скорости движения, а сила тяги – обратно пропорционально квадрату скорости:
Так как в этом случае сила тяги падает слишком интенсивно, рационально реализовать гибридный закон регулирования: при достижении максимальной мощности напряжение питания еще не достигает своего максимального значения. Реализуется режим постоянства мощности. При достижении напряжением питания максимума – режим постоянства питающего напряжения. Логично предположить, что система автоматического управления способна реализовать алгоритм поддержания постоянной скорости движения. Как следует из формулы, постоянство скорости соответствует постоянству частоты питающего напряжения. В этом случае
т.е. при постоянной скорости движения необходимо изменять питающее напряжение пропорционально корню квадратному из силы тяги.
Максимальную частоту питающего напряжения выбирают исходя из максимальной скорости движения ЭПС и параметров ТД и тяговой передачи:
Минимальную частоту выбирают из условия трогания с места при условии, что ТД реализует силу тяги, превышающую номинальную на 30…50% при минимальном токе статора.
|