Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сопротивление. Часто дети с осторожностью относятся к некоторым занятиям которые я им предлагаю
Часто дети с осторожностью относятся к некоторым занятиям которые я им предлагаю. Десятилетний мальчик, которого я попро сила побыть красным цветом на его рисунке, спросил: «Вы что, су масшедшая?». Иногда, особенно в группе, дети испытывают смуще ние перед «сумасшедшими» занятиями или настолько закрыты, за жаты и стремятся себя оградить, что оказываются не в состоянш погрузиться в мир фантазии. Когда это случается, я общаюсь i каждым из детей в манере, которую считаю наиболее приемлемо! для нее или него. Я могу мягко сказать: «Я знаю, что это трудн< (или глупо, или безумно, —потому что это на самом деле так), но во равно, сделай это». Поскольку мне необходимо преодолет) сопротивление, я уважаю его. Иногда я лишь слегка киваю головот в ответ на протесты и продолжаю свои указания. Обычно во врем: такого взаимодействия я не улыбаюсь. Я принимаю сопротивлени< всерьез. Я даю это понять и стремлюсь очень осторожно и деликат но проникнуть через сопротивление (через него, под ним, обойт! его). Дети могут хихикать, издавать неприятные звуки. Их беспоко ит, понимаю ли я и другие дети, что лично они не считают, что • предлагаю им хорошую идею. У меня бывали дети, падавшие на по, в ложном обмороке. Меня не беспокоят подобные демонстрации;: ожидаю и принимаю их, а затем продолжаю свою линию. Kas только дети убеждаются, что ни я, ни группа не принимаем и' действий всерьез, они обычно присоединяются к нам. После одного двух занятий такое сопротивление исчезает.
Некоторые дети сопротивляются неосознанно, но настолько за торможены или скованы, что могут нуждаться в том, чтобы вначал* заняться какой-нибудь деятельностью, которая воспринимается hmi как безопасная и может помочь оживить их воображение. Я знаю что некоторые дети боятся выражать себя теми путями, которые s им предлагаю, и в таких случаях мне приходится иметь дело со стра хом, который стоит за сопротивлением. Я могу просто разрешит! ребенку самому решать, когда он будет готов рискнуть сделать что нибудь, что для него пока трудно. По мере того как растет егс доверие, он становится более открытым и становится способны* рисковать, по мерс того как укрепляется его осознание самого себя
Когда дети начинают легко выражать себя через фантазии и раз личные виды экспрессивных проекций, я пытаюсь осторожно про вести их обратно к реальной жизни, заставляя их обретать или при нимать те части самих себя, которые они продемонстрировали чтобы они смогли испытать новое чувство самоидентификации, от ветственности и самостоятельности. Многим детям это трудно. Я постоянно пытаюсь провести ребенка от его символического само
_________________ Глава 9.Терапевтический процесс ______________ 203
выражения и фантазий к реальности и его собственным жизненным переживаниям. К решению этой задачи я приступаю с величайшей осторожностью. Хотя мне иногда и приходится проявлять твердость, зачастую я нахожу лучшим никак не направлять ребенка и проявить терпение.
Одной из наиболее эффективных методик, помогающих детям преодолеть блокаду своего поведения, служит так называемое моде- лирование. И при индивидуальных, и при групповых занятиях, если я сама делаю то, что прошу сделать детей, они тоже делают это. Если ребенок после двух-трех попыток не находит нужной картинки в своей головоломке, я делаю это за него. Ребенок очарован, теперь он знает, о чем я его прошу и ему становится проще выполнить эту задачу после того, как ее решила я. Обычно я принимаю участие в играх театра марионеток, шарадах, упражнениях по фантазированию и рисованию. Я занимаюсь этим со всей искренностью, на которую способна, и мне не страшно обнаруживать собственную слабость, проблемы и историю. (Один мальчик страшно заинтересовался тем, что я разведена, и очень хотел знать, как на это реагировали мои дети.) Если дети бояться начать, я часто говорю им: «Притворитесь, что вам всего четыре года, и рисуйте, как тогда». Иногда я показы- ваю им, как делать из палочек фигурки и животных, чтобы придать им для начала больше уверенности.
То, как ребенок приступает к рисованию, часто совпадает с тем, как он поступает в жизни. Возможно, что так же он экспери- ментирует с большинством вещей, особенно новых для себя. Если ребенок приступает к рисованию с большой тревогой, я никогда не заставляю его рисовать. Мы можем поговорить о его тревоге по поводу рисования или обратиться к чему-нибудь менее угрожаю- щему. Я могу предложить ему грифельную доску или «волшебную» доску с пластиковым покрытием, приподняв которое можно стереть всё, что на ней нарисовано. Такие способы ценны для детей, кото- рые обеспокоены тем, что их рисунки сохранятся; они чувствуют себя увереннее, зная, что их рисунки можно быстро уничтожить. Как и взрослых, детей нужно принимать такими, каковы они в этот момент. Отсюда, из этой точки их существования, постепенно расширяя существующие границы, они могут смотреть на себя с ощущением безопасности и чувством собственной значимости. Обычно, если я подхожу к ребенку достаточно деликатно, не вызы- вая в нем ощущения угрозы, он предпринимает какую-то попытку Двигаться в этом направлении. Иногда полезно попросить ребенка сказать мне, что я должна нарисовать, или рисовать его самого (за Чем он заинтересованно наблюдает). Я не очень-то хорошо рисую, Мои рисунки напоминают детские, и это придает детям большую Уверенность в своих способностях.
204 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________
Помимо обнаруживающегося в процессе терапии сопротивления ребенка, вы можете обнаружить сопротивление уже в процессе первых встреч. Преодоление такого сопротивления — процесс очень тонкий, его трудно описать словами. Он требует участия вашей интуиции, к которой вы должны прислушиваться и на которую ориентироваться еще до своего обращения непосредственно к ребен- ку. Для преодоления сопротивления необходимо также, чтобы ребенок понимал, что он может доверять вам.
То, что происходит между вами, ребенком и его родителями на первом приеме, имеет решающее значение. Ребенок наблюдает за вами, слушает вас, оценивает вас. Дети обладают исключительно тонким чутьем, позволяющим быстро оценивать взрослых и их манеру обращения с детьми.
Когда вы с ребенком остаетесь наедине, у вас появляется новая возможность дать ему понять, что вы открыты, искренни, прямы и дружелюбны, что вы стремитесь не судить, а принимать его. Он может уяснить это для себя во время нашей короткой беседы, когда вы задаете ему легкие вводные вопросы, когда вы стоите рядом, оценивая комнату и вещи в ней, когда вы играете с ним в простую игру или предлагаете заняться чем-либо, что он не воспринимает как угрозу для себя. Ребенок может на первом же занятии решить, что вы тот человек, с которым можно делиться своими пережива- ниями и которому можно доверять. Но иногда ему требуется три- четыре занятия, чтобы в этом убедиться. Если это произойдет, вы сразу же поймете. Однако вы можете также сразу понять, что этого никогда не произойдет, и тогда вам может потребоваться время, чтобы проанализировать то, что происходит между ребенком и вами.
Главное — понять, что для сопротивления и защиты у детей имеются веские причины. Я неоднократно повторяла: дети делают то, в чем чувствуют необходимость, чтобы выжить, чтобы защитить себя. Они узнали (в том хаотичном мире, в котором существуют, в школах, в которых часто так много грубости и нет заботы и понима- ния), что должны делать всё, что в их силах, чтобы позаботиться о самих себе, чтобы защититься от вторжения в их мир. Если ребенок доверяет мне, он позволяет себе приоткрыться, стать чуть более уязвимым. И я обязана подойти к нему нежно, легко, мягко.
В группе, которой я руководила в качестве консультанта, одна из слушательниц выразила свою озабоченность в связи с тем, что встречала в детях сопротивление. Я же поймала себя на том, что давала ей различные советы, как это сопротивление преодолеть. Внезапно я поняла, что же я делаю: я стала на ее сторону против ребенка. Став союзником в борьбе против сопротивления ребенка, я лишь способствовала усилению этого сопротивления. «Эй, —сказала я самой себе, —погоди-ка минутку. Ты что, считаешь, что ребенок
_________________ Глава 9.Терапевтический процесс ______________ 205
не должен сопротивляться? Но у него есть на это причины. Почему бы ему и не сопротивляться? Мы должны учиться принимать это со- противление, не защищаясь и не оскорбляясь, как нечто само собой разумеющееся».
Снова и снова мы будем встречать у детей сопротивление. Ре- бенок отойдет от своей первоначальной настороженности, но потом мы время от времени вновь будем спотыкаться о его сопротивление. Ведь на самом деле он хочет сказать: «Стоп! Я. должен остановиться здесь. Это для меня слишком много! Это слишком трудно! Это слишком опасно. Я не хочу видеть то, что находится за стеной моей защиты. Я не хочу с этим столкнуться лицом к лицу». Каждый раз, когда мы достигаем с ребенком такой ситуации, мы прогрессируем. В каждой стене сопротивления есть новые двери, распахивающиеся к новым просторам развития. Это страшное место, и ребенок хоро- шо себя защищает — почему бы и нет? Иногда я вижу сходство в такой ситуации с тем, что Fritz Perls назвал «тупиком». Когда мы заходим в тупик, мы ощущаем что становимся свидетелями того, как личность отбрасывает свои прежние стратегии, и чувствует себя так, как если бы у нее не было никакой поддержки. Она часто делает все возможное, чтобы избежать этого: убежать, внести путаницу, затума- нить ситуацию. Когда мы распознаем в тупике тупик, мы можем почувствовать, что ребенок находится на грани новой жизни, нового открытия. И, значит, каждый раз, когда проявляется сопротивление, мы понимаем, что сталкиваемся не с жесткой границей, а с ситуа- цией, за которой начинается новый рост.
|