Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завершение






Я считаю важной причиной того, что родители не спешат обра-
щаться за психологической помощью ребенку, представление о том,
что терапия занимает длительное время, возможно, годы. Конечно,
некоторым детям и впрямь требуется длительное лечение. Однако
основное правило, которого я придерживаюсь, гласит, что дети не
Должны подвергаться психотерапии слишком долго.

У детей нет многих «оболочек» незавершенных проблем и «ста-
рых записей», которые взрослые накапливают за долгие годы. Я на-
блюдала поразительные результаты у детей, посетивших занятия
лишь три-четыре раза. Если бы я услышала о ребенке, который
занимается с психотерапевтом уже очень долго, например больше
года, при том, что в жизни ребенка не произошло ничего из ряда
вон выходящего, мне очень захотелось бы бросить пристальный
взгляд на эту лечебную процедуру.

Обычно для завершения терапии прогресс, достигнутый за 3—6
Месяцев оказывается достаточным. Дети в процессе терапии достига-


206 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ют уровня плато, и этот момент может оказаться подходящим для
завершения лечения. Ребенку нужна возможность ассимилировать
в процессе естественного роста и созревания те изменения, которые
произошли в нем в результате психотерапии. Иногда это плато явля-
ется признаком сопротивления, которое следует уважать. Это как бы
означает, что ребенок знает: ему сейчас не справиться с определен-
ной преградой. Ему требуется больше времени, больше силы;
возможно, когда он повзрослеет, он почувствует потребность от-
крыться и в этом отношении. Вероятно, дети обладают внутренним
чувством этого момента, и терапевту необходимо уметь отличать
такой момент остановки от предшествующих блокировок, о которые
он спотыкался.

Существуют признаки, подсказывающие, когда следует остано-
виться. Меняется поведение ребенка, о чем свидетельствуют отзывы
родителей и школы. Внезапно он оказывается вовлеченным в разные
занятия— бейсбол, клубы, друзья. Психотерапия начинает становит-
ся у него поперек дороги. После преодоления периода первой насто-
роженности и до достижения ребенком этого плато он в больши-
нстве случаев с нетерпением ждет прихода на занятия. Если этого не
происходит, требуется более внимательный взгляд на ситуацию

Улучшившееся поведение само по себе может и не быть доста-
точным поводом для прекращения занятий. Изменившееся поведе-
ние может быть результатом наступающей открытости ребенка и
демонстрации психотерапевту своего внутреннего мира Таким
образом, подсказки мы ищем в самой работе. Материал, который
поступает в процессе занятий, способен послужить хорошим инди-
катором для завершения психотерапии.

Пятилетний Билли, которого и собственная мать, и воспитатель-
ница в детском саду считали «неприемлемым» изменил свое поведе-
ние и уже в течение некоторого времени был вполне «приемлемым»
Однако наша работа продолжалась. Ему нужно было помочь выявить
скрытые чувства, поучиться их выражать и справляться с ними
Примерно через три месяца я была вынуждена пойти на хитрость
Дело было в том, что он начал играть со мной — и наши занятия
утратили ауру психотерапевтической работы. Однажды я показывала
ему картинки, которые иногда использовала как основу для приду-
мывания рассказов. На одной из них (взятой из Апперцептивного
теста для детей) изображен заяц, сидящий в постели в полутемной
комнате, дверь которой наполовину открыта. Обычно эта картинка
рождает страх, ощущение брошенности или одиночества. Реакция
мальчика была мгновенной: «Этот маленький мальчик, то есть
зайчик, проснулся у себя в комнате, но вставать еще рано, и он
ждет, когда наступит настоящее утро». Я сказала: «Похоже, там


_________________ Глава 9.Терапевтический процесс ______________ 207

довольно темно. Ты не думаешь, что он боится?». Он ответил: «Нет,
он не боится. Зачем ему бояться? У него же папа с мамой в соседней
комнате». «Интересно, а почему это дверь приоткрыта?», —спросила
я. Он скептически глянул на меня и ответил: «Чтобы он мог входить
и выходить». И теперь я знала, что с ним всё в порядке.

Билли рассказал историю и о другой картинке, на которой была
изображена мама-кенгуру с малышом в своей сумке и маленьким
кенгуру, ехавшим позади нее на трехколесном велосипеде. На руке
мамы-кенгуру была сумка с покупками. Малыш-кенгуру держал
воздушный шарик.

Билли. Они только что вернулись из магазина и сейчас отправ-
ляются на пикник. Малыш будет играть со своим шариком, а маль-
чик—разъезжать на велосипеде.

Я. А что мама будет делать?

Билли. А мама будет есть (мать Билли очень любила покушать).

Я. Как ты думаешь, а кенгуру-мальчику не хотелось бы пока-
таться у мамы в сумке, где теперь сидит малыш? (У Билли появился
младший брат.)

Билли (долго смотрит на картинку). Нет. Понимаете, он же уже
ездил в маминой сумке, когда был маленьким. А теперь он достаточ-
но вырос, чтобы ездить на велосипеде, а малыш даже ходить не
умеет.

Я. Так же, как и ты раньше был малышом, а теперь очередь
твоего брата, да?

Билли (широко улыбаясь). Вот именно!

Часто та работа, которую проделал ребенок в процессе терапии,
оказывается достаточной, чтобы он мог продолжать ее самосто-
ятельно, особенно в тех случаях, когда к процессу были подключены
и родители. Они могут заниматься с ребенком самостоятельно, если
овладели новыми навыками общения с ним. Иногда, когда ребенок
перестает посещать занятия, его родители (или один из них) решают
исследовать и проработать собственные чувства и конфликты. Опыт
проведения психотерапии с ребенком зачастую прокладывает пути
в психотерапию и родителям, помогает им не ощущать неудобства
и даже стремиться к созданию взаимоотношений на новой основе.

Когда ребенок начинает включаться в психотерапевтический
Процесс, родители испытывают облегчение, лучше себя чувствуют и
атмосфера в доме становится менее напряженной. Это помогает ре-
бенку получать от психотерапии больше, и он начинает обнаружи-
вать существенное улучшение поведения. Иногда это замечают и
Учителя, которых также успокаивает такая ситуация. На протяжении
всего этого времени ребенок становится старше и мудрее. Совокуп-
ность этих факторов дополняет психотерапию: возникает эффект


208 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

снежного кома, синергизма накопления положительных эффектов
в жизни ребенка.

Однако завершение психотерапии может оказаться и преждевре-
менным. Семилетняя девочка демонстрировала все признаки, на
которые я ориентировалась, принимая решение о прекращении
психотерапии. Ее дела шли хорошо и в школе, и дома, и с друзьями,
а с точки зрения терапевта, наши занятия становились все менее
продуктивными. Я наблюдала девочку на протяжении шести меся-
цев На одном из занятий я сообщила ей и ее матери, что нам уже
стоит подумать о завершении занятий, поскольку дела идут хорошо
Когда в тот день девочка вернулась домой, родители обнаружила
некоторые проявления ее прежнего поведения (до терапии он;
обнаруживала склонность к поджогам, кражам и порче имущества)
Когда ее обескураженная мать заговорила об этом на нашем следую
щем занятии, девочка сказала «Если я буду хорошая, я больше
никогда не смогу приходить сюда и видеться с Виолет». Тогда h
поняла, что либо не смогла хорошенько подготовить ее к заверше-
нию терапии, либо неправильно оценила ее готовность к заверше
нию. Ведь дети говорят нам все, о чем мы хотим знать.

Готовить детей к завершению терапии необходимо. Несмотр>
на то, что мы помогаем им обретать как можно больше независи
мости и самостоятельности изо всех своих сил, между нами, несом
ненно, возникает взаимная привязанность и потребность заботитьо
друг о друге. Нам необходимо работать с чувствами, которые возни
кают при прощании с теми, кто нам приятен и о ком мы заботимся

Завершение не должно восприниматься как финал (что подразу-
мевается в самом определении). Завершение — всего лишь место
остановки, завершение определенного периода. Некоторым детям
нужна убежденность, что они смогут вернуться, если почувствуют в
этом необходимость. Обычно я предпочитаю, чтобы во время нашел
беседы о возможности завершения терапии присутствовали родите-
ли, и обсуждаю эти проблемы открыто. Иногда это оказывается
невозможным. Приведенную ниже записку я получила от восьмилет-
ней девочки, после того как ушла из учреждения, в котором я была
интерном.


_________________ Глава 9.Терапевтический процесс ______________ 209

Рис 28


210 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Сен, 13
Дорогая Валет
Я скучаю по тебе
Я люблю тебя
Ты мне нужна
Пжалста

 

Я не люблю прекращать встречи с ребенком внезапно. Обычно
я предлагаю встретиться еще несколько раз, когда у меня будет
время. Мы разговариваем о том времени, которое провели вместе,
и о том, что происходило на наших занятиях, как бы подводя итоги.
Иногда мы вместе просматриваем все рисунки ребенка и вспомина-
ем, о чем мы говорили. Одна восьмилетняя девочка сказала мне: «Я
хотела бы нарисовать для вас на прощание открытку». «Хорошо», —
ответила я и вынула принадлежности для рисования. Она нарисова-
ла картинку со множеством цветов. Протянув ее мне, она сказала:
«Я буду по вас скучать». Я ответила, что тоже буду скучать по ней,
и она заплакала. Взяв ее на колени, я обняла ее и поговорила о том,
как трудно иногда бывает прощаться. Она покивала и поплакала, и
я поплакала чуть-чуть, а затем она встала и сказала: «Я думаю, надо
нарисовать вам еще одну открытку». При этом она улыбнулась и
подмигнула мне. Она нарисовала очень смешную открытку, напоми-
нающую современные мультфильмы. Мы посмеялись, и я дала ей
свой адрес и номер телефона, попросив, чтобы она написала или
позвонила мне, если захочет.

Когда я работала в школе, я давала свой телефон детям, которые
переходили в группу продленного дня. И иногда они звонили мне
В основном это были очень короткие звонки, быстрое соприкос-
новение через телефонные провода. Мне нравилось, когда они
звонили, и я ни на минуту не чувствовала, что поощряю формирова-
ние зависимости. Это было нормальное общение людей, которые в
течение некоторого времени близко общались друг с другом. Мне
редко звонят дети, с которыми я занималась индивидуально, но
иногда я получаю от них письма в том же роде. Я отвечаю им корот-
кой открыткой и замечаю, что после одного-двух раз таких обменов
информацией у детей, которые испытывали потребность в обраще-
нии ко мне, эта потребность пропадает

Я думаю, что типичная ошибка учителей при завершении
учебного года заключается в том, что они на заключительном заня-
тии просят детей нарисовать, чем те собираются заниматься летом
(а осенью просят нарисовать, чем дети летом занимались) Размыш-
ления о том, в чем дети еще не уверены, препятствуют полному


_________________ Глава 9.Терапевтический процесс ______________ 211

осознанию того, что происходит здесь и теперь. Почему бы вместо
этого не выразить в цвете, линиях и формах, что дети чувствуют
сейчас, когда заканчивают занятия?

Воспитательница в школе, которая вела две группы, рассказала
мне в конце учебного года, о своей грусти из-за того, что она вскоре
сменит работу и больше не увидится с этими детьми. В то же время
ее радовала открывающаяся перспектива. Она не знала, как спра-
виться со своими амбивалентными чувствами, вызванными предсто-
ящим расставанием. Ей не хотелось вначале огорчить детей расска-
зом о том, какую грусть она испытывает в связи с предстоящим
расставанием, а потом сбить их с толку сообщением о своей радос-
ти Мне же показалось, что все это — прекрасный повод для того,
чтобы разделить с детьми свои смешанные чувства, выразить оба
чувства искренне У детей часто бывают смешанные чувства, и от
этого им кажется, что они запутались. Она сказала: «Я думаю, это
правда: важно выразить им свои чувства. Расставаться на самом деле
тяжело. Я хотела бы, чтобы в разных ситуациях люди, которые
испытывают какие-то чувства по отношению ко мне, рассказывали
мне об этом».

У нас всегда есть какие-то незавершенные дела, из-за которых
расставание становится еще более трудным. В этом случае необходи-
мо принимать во внимание свои чувства и не бояться выражать их
открыто. Нет ничего плохого в грусти (или, как в этом случае, и в
радости) из-за того, что вы уходите.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал