Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соматические симптомы






Недержание мочи в постели можно считать одним из примеров
того, как ребенок выражает себя Я говорю ребенку и его родителям,
что такое недержание мочи может быть проявлением здорового
стремления к самовыражению. Если ребенок не нашел адекватного
способа выразить то, что ему было нужно, он начинает выражать это
другим способом. Если бы он не нашел такого пути, неудов-
летворенные потребности могли бы найти свое отражение в симпто-
мах бронхиальной астмы или развитии экземы. Я не считаю случай-
ным совпадением то, что многие дети, страдающие недержанием
мочи в постели, добродушны, общительны и редко выражают гнев.

Мать ребенка, с которым я работала, жаловалась мне, что ее сын
стал чаще проявлять раздражение с тех пор, как стал посещать мои
занятия и трактовала это как отсутствие улучшений. Она считала,
что раз он сердится, то он несчастен. Я спросила ее, мочится ли он
по-прежнему в постель, ходит ли во сне, бывают ли у него кошмар-
ные сны и будит ли он по ночам всю семью (именно эти явления


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 261

заставили ее в свое время обратиться за психотерапевтической
помощью). Она казалась недоумевающей, а затем сказала: «Ах, это!
У него уже нет этих явлений какое-то время».

Психотерапевтический подход к недержанию мочи в постели
(так же, как и к другим соматическим проявлениям), с моей точки
зрения, включает в себя несколько составляющих. Во-первых, я
предлагаю, чтобы родители —а иногда и все члены семьи — делились
своими переживаниями, связанными с этой ситуацией. Кроме того,
я предпринимаю попытку возложить ответственность за те или иные
телесные функции на самого ребенка: он несет ответственность за
недержание мочи в постели. Далее, я стараюсь помочь ребенку ощу-
тить физические симптомы возможно более полно. Наконец, я хочу
помочь ребенку овладеть более приемлемым способом выражать то,
что ему необходимо выразить. Я не делаю попыток установить пер-
воначальную причину недержания. Меня не интересуют вопросы,
связанные с тем, как ребенок приобретал опыт реализации естест-
венных отправлений. Меня больше интересует настоящее положение
вещей, способ существования ребенка в его повседневной жизни.

Первостепенное значение имеет первое занятие с родителями и
ребенком. Позднее, если я вижу, что другие члены семьи включа-
ются в терапевтический процесс, важное значение приобретает се-
мейная терапия. У каждого члена семьи возникают какие-то чувства
по отношению к ребенку, который мочится в постели, и эти чувства
могут влиять (а могут и не влиять) на этот процесс. Необходимо,
чтобы эти чувства находили выход вовне и чтобы их разделяли дру-
гие. Большинство родителей делают разнообразные попытки реше-
ния проблемы — от проявления доброго и понимающего отношения
до насмешек и сетований, от тщательного обтирания ребенка сухой
простыней до попыток вообще не обращать внимания на мокрую
постель ребенка. Самые разнообразные чувства возникают у каждого
в этой связи: беспокойство, стыд, чувство вины, тревога, огорчение,
гнев. Большинство этих чувств непосредственно не разделяются с
другими, а находят выход каким-либо иным путем. Важно, что хотя
недержание мочи связано с невозможностью каким-либо иным
образом выразить подавленные чувства, ни один ребенок не испы-
тывает сознательного желания мочиться в постель. Однако иногда
родители считают, что ребенок сознательно делает это, чтобы разбу-
дить их и добиться, чтобы его, неуютно чувствующего себя в мокрой
пахнущей мочой постели родители забрали к себе. Все эти чувства
могут быть проработаны в процессе семейной психотерапии.

Следующий шаг заключается в том, чтобы заставить ребенка
ощутить ответственность за то, что он мочится в постели Это очень
важный предварительный шаг для прекращения недержания мочи.
Я говорю ребенку, что он должен заботиться о себе и что именно он
Должен делать это, а не кто-то другой. Ему следует ясно дать понять,


262 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

что он должен позаботиться о том, чтобы происходящее с ним
прекратилось, даже если он пронзительно вопит: «Мне все равно!»
или утверждает, что мочится в постель случайно и непреднамеренно.
Далее, важно, чтобы родители поняли, что ни они, ни ребенок не
виноваты в этом. Ведь он просыпается в мокрой постели, а не они.
Он может научиться менять себе постельное белье, стирать просты-
ни. Родители должны взять на себя ответственность за такой выбор.
Если ребенок слишком маленький (хотя большинство детей имеют
дело с этой проблемой в достаточно сознательном возрасте), он
может просить о помощи, в которой нуждается. Родители должны
усвоить, что недержание мочи в постели это не та проблема, кото-
рую можно решить, использую поощрения и наказания, одобрение
и неодобрение. Похвала не приносит пользы в том случае, если
ребенок не обмочится в постели, так же как и обвинение в том
случае, если он сделает это. Ведь мы не поощряем ребенка за то, что
у него нет головной боли, и мы не называем его идиотом, если у
него болит голова.

Следующим шагом в работе, как только станет ясным, кто дол-
жен взять на себя ответственность за недержание мочи в постели,
является помощь ребенку в исследовании им своего тела и недержа-
ния мочи. Сначала я даю ребенку блокнот для регистрации случаев
недержания мочи. Это помогает ему лучше осознать и понять то, что
он делает. Интересно, что когда ребенок регистрирует нежелатель-
ные поступки, их число автоматически уменьшается. Если вы
используете счетчик для игры в гольф, регистрирующий каждый
случай, когда вы начинаете грызть ногти, вы будете их грызть мень-
ше. Как только ребенок начинает отмечать случаи недержания мочи
в постели, их частота резко уменьшается. Если ребенок ведет запи-
си, я могу попросить его записывать в своем блокноте, какие чу-
вства он испытывает, когда просыпается в мокрой постели. Я также
часто прошу детей нарисовать эти чувства. Когда мы работаем над
такими картинками, начинают всплывать даже скрытые чувства.
Geoige von Hilsheimer [511 описывает один интересный метод, помо-
гающий ребенку осознать свои телесные функции. Он предлагал
детям, которые мочились в постели, деньги за то, чтобы они делали
это, позволяя таким образом детям сознательно стараться мочиться
в постели, и это вело к лучшему контролированию функций.

Помогая детям с недержанием мочи в постели начать осознавать
свое тело, мы выполняем важную часть терапевтической процедуры.
Мы проделываем много физических упражнений, включая дыхатель-
ную гимнастику, медитацию, различные движения, подвижные
игры. Познание тела, овладение контролем за своим телом и двига-
тельными навыками имеют очень большое значение.

Иногда на короткое время в течение фаз терапии отмечается
учащение случаев недержания мочи. У одного мальчика мочеиспуска-


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 263

ние в постели отмечалось гораздо чаще, когда родители перестали
на это реагировать. Возможно, он проверял, согласны ли его роди-
тели нести бремя забот, позволяя ему самому нести бремя ответ-
ственности за ситуацию (они это делали) или же он разрешал себе
это, чтобы полнее исследовать свое недержание.

Последний и наиболее важный шаг в процессе терапии — помочь
ребенку выразить свои чувства, связанные с недержанием мочи и
другими аспектами его существования. Интересно отметить, что
ребенок часто продолжает мочиться в постель даже тогда, когда
первоначальная причина, настоящие или воображаемые события,
которые приводили к недержанию мочи, уже не существуют. Орга-
низм уже образовал определенный стереотип и не получил достаточ-
ного стимула для его перестройки. Мочеиспускание в постели у
ребенка прекратится, когда он начнет контролировать себя и когда
он найдет новые способы выражения своих чувств. У него всегда
найдутся чувства, требующие выражения, даже если всё в семье с
какого-то времени будет благополучно.

Я детально обсуждаю здесь проблему недержания мочи в посте-
ли, потому что это очень распространенный симптом. Я считаю, что
работа с детьми, которые страдают этим расстройством, не слишком
отличается от работы с детьми, имеющими другие физические рас-
стройства, которые отражают психологические проблемы, хотя, ес-
тественно, я должна использовать различные варианты подхода в
зависимости от специфических особенностей проблемы.

Некоторые дети обнаруживают недержание кала в дневные часы.
Все вокруг ощущают запах и понимают, что произошло. Часто эти
дети страдают от запоров, от усиленной кишечной перистальтики и
в результате — от болей в животе. Недержание кала может проявить-
ся в самое неподходящее время, и часто дети скрывают свое испач-
канное белье от родителей. Я никогда не могла понять, что удержи-
вает детей от рассказа об этих явлениях и что приводит к такой
неопрятности. Но я объясняю ребенку, что это — одно из выражений
нормальной жизнедеятельности организма, необходимое для выведе-
ния токсических продуктов. Сокрытие этой потребности может
рассматриваться как заместительное явление для выражения про-
блем иного рода.

Техника работы с детьми, перед которыми стоит эта проблема,
во многом сходна с той, которая применяется в случаях с недержа-
нием мочи. Часто я провожу занятия, в которых предоставляются
Максимальные возможности для выражения скрываемого чувства
раздражения. Многие дети с подобными нарушениями, которых я
видела, часто проявляют враждебность, сарказм, высокую вербаль-
ную активность, готовность к спорам. Но они никогда не выглядят
так, как будто они полностью выразили свое раздражение.

 

264 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Иногда, тем не менее, поощряя проявления сдерживаемого гне-
ва, я обнаруживаю, что совершила ошибку. Я работала в течение
достаточно длительного времени с десятилетней девочкой, предо-
ставляя ей большие возможности для выражения своих переживаний
во время работы с глиной, «батакой», куклами. Мы получили мно-
жество проявлений гнева, но проблема оставалась. Затем появились
временные улучшения, но любая стрессовая ситуация тотчас
приводила к возобновлению всех нарушений. Во время одного
занятия с сочинением рассказов я уловила в ее чувствах страх. Это
был первый случай проявления страха. В последующем я обнаружи-
ла, что это очень глубокое чувство, которое она тщательно скрывает.
Одним из видов ее страха был страх утонуть. Она умела плавать и
никогда не проявляла внешне этого страха, отправляясь купаться.
Никто, даже ее родители, не знали об этом. Мы тщательно прорабо-
тали все аспекты страха. У нее не было никаких воспоминаний,
связанных с какими-либо проблемами во время купания, и не было
близких людей, у которых были бы такие проблемы.

Однажды, когда я занималась с ней фантазированием, я интуи-
тивно предложила ей представить себе, как, будучи двухлетней
девочкой, она сидит в туалете. Мы делали это непринужденно, со
смехом и юмором. Она сидела с закрытыми глазами, улыбаясь, при-
слушиваясь к моему голосу, пока я развивала эту фантазию. Вдруг
она выпрямилась, широко открыла глаза и сказала, что ей страшно,
что она может упасть в унитаз и ее смоет вместе с испражнениями.
Она пришла в состояние сильного возбуждения при этом открытии,
почувствовав, что, возможно, это и было первоначальной причиной
ее проблем. Мы прорабатывали страх маленькой двухлетней девоч-
ки, столкнувшейся с огромным туалетом и ужасами сливной систе-
мы. Я набросала небольшую сценку на рисунке с изображением
маленького ребенка на большом унитазе, и она разубеждала ребенка
на картинке, как это сделала бы его мать.

Это могло быть (или не быть) подлинной причиной ее проблем.
Возможно, ей просто нужно было позволить себе продвинуться в
своем развитии. Ее страх утонуть (секрет, который она глубоко
хранила) был реальным, и она испытала глубокое облегчение, когда
поделилась им со мной, а когда пришло время, то и с родителями.
Она стала осознанно относиться к посещению туалета и выяснила,
что может освобождать свой кишечник с определенной периодич-
ностью и выдерживать эту периодичность почти точно.

Другими видами физических симптомов, которые могут потребо-
вать терапии, могут быть головные боли, боли в желудке, тики, ал-
лергия, бронхиальная астма. Иногда подобные физические наруше-
ния возникают в процессе работы с ребенком, даже если первона-
чально они и не служили причиной обращения за помощью.


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 265

Шестнадцатилетняя девушка жаловалась на большой узел на
задней поверхности шеи. Я попросила ее нарисовать этот узел на
бумаге. Она нарисовала свою шею и большое круглое черное пятно
на ней. Я попросила ее распутать этот узел на другом листе бумаги.
Она схватила карандаш и начата неистово чертить каракули. Я
остановила ее и попросила делать это очень медленно, сконцентри-
ровав свое внимание на узле и чувствах, испытываемых ею в этот
момент. Она начала изображать распутывание узла в очень свобод-
ной манере. Когда она закончила рисунок, узел на шее исчез.

Хотя мы и не обращаем на это особенного внимания во время
занятий, ребенок узнает кое-что о том, как реагировать на боль,
понимает, что эта боль связана с напряжением мышц и что он также
может устранить эту боль.

Одиннадцатилетний мальчик, придя в группу, заявил, что он не
может остаться на занятии из-за сильной боли в желудке. Я попро-
сила его рассказать мне о своей боли и спросила, где именно болит.

Кен. Вот здесь. Я не знаю.

Я. Расскажи мне, на что это похоже.

Кен. Это похоже на узел, и он давит на меня и причиняет насто-
ящую боль (голос мальчика звучал печально, в нем слышались
слезы).

Я. Это очень огорчает меня.

Кен. Да, то, что происходит со мной, это печально.

Я. Я бы хотела, чтобы ты рассказал об этом.

Кен. Дело в моем отце. Он не пьет, но он очень нервный! Он всё
свое раздражение переносит на меня: смеется надо мной, когда я
что-то делаю, бросает в меня вещи, бьет меня. Это так же плохо, как
если бы он пил. Он всё вымещает на мне, потому что я самый
старший из детей. Сегодня снова это случилось.

После этого Кен разрыдался. Спустя какое-то время он сказал:
«Может быть, я побуду здесь еще немного». Он остался до конца
занятия, забыв о боли в желудке. Мне хочется добавить к этому, что
У Кена часто бывали боли в желудке. Его мать в связи с этим уделя-
ла ему много внимания: часто показывала его врачу, следила за
диетой и беспокоилась о том, нет ли у него язвы. Единственное,
чего она не делала, так это не выслушивала его и не придавала
значения его чувствам. Кен должен был научиться напоминать о
себе другим путем, не испытывая боли в желудке. Он сумел понять,
что такие боли не единственный способ привлечь внимание матери.

Карл (13 лет) пришел на занятие таким усталым, что не мог
ничего делать. Я попросила его нарисовать картинку, изображаю-
щую усталость. Используя коричневый, черный и темно-лиловый
Цвета, он нарисовал свою усталость («особенно в плечах»). Я попро-
сила его нарисовать ощущения, противоположные усталости. Он


266 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

нарисовал два цилиндра друг против друга, оба были ярко раскраше-
ны и разделены коричневой линией, напоминавшей очертания горы.
Я попросила его провести диалог между цилиндрами. В результате
у Карла появилось желание что-нибудь сделать, куда-нибудь пойти,
мобилизовать свое уставшее «старое» тело. Он начал рассказывать
о своем беспокойстве, своем желании побывать там, где он никогда
не был, о своей фрустрации, связанной с пребыванием и дома и в
школе. До этого Карл, который страдал недержанием мочи в посте-
ли, утверждал, что в его жизни вес прекрасно.

У Тэмми (15 лет) в двенадцатилетнем возрасте появились не-
резко выраженные судорожные припадки. Ее направил ко мне
невропатолог, который считал, что эти припадки имеют психологи-
ческую основу. Девочка обычно вела себя так, что приводила свою
мать в ярость. «Если я ей что-нибудь говорю, —рассказывала мать, —
она ведет себя еще хуже. Она как будто хочет, чтобы я ее отшлепала.
Так продолжается уже несколько лет. Похоже, что ей чуть ли не
нравится, когда я ее бью. Когда я отшлепаю ее, она становится
спокойной и довольной. Если я не делаю этого, она продолжает
вести себя в том же духе, пока не начнется припадок».

Мы работали с Тэмми несколько недель. Однажды, дурачась с
глиной, она рассказывала мне о чем-то, что произошло между ней
и ее матерью и рассердило ее. Поскольку она уже начала работать
с глиной, я попросила ее в глине выразить свое возмущение. Она
опустила взгляд на глину и сказала, что не может сделать этого. Я
предложила ей нарисовать картинку, отражающую чувство раздраже-
ния. На это она согласилась и нарисовала круг, в середине которого
написала печатными буквами «Ооойк». «Это стон», — сказала она.
Затем нарисовала два красных треугольника. «Это уши дьявола. Я
чувствую себя так, как будто очень сильно ударила кого-то, похо-
жего на моего брата». Она нарисовала два глаза с исходящими из
них красными и желтыми зигзагами. «Это пламя, выходящее из
моих глаз. Мои глаза стали косыми и тревожат меня. Тэмми провела
несколько красных, желтых и синих линий. «Это огонь в моем
горле. Он жжет, когда я начинаю стонать». Она нарисовала черную
форму. «Это черный дым, выходящий у меня из ушей. Мои уши
стали горячими и оглохшими». Тэмми была поглощена чувством
гнева — жестоким чувством, которое наполняло ее ощущениями
вины и страха. Постепенно, пока мы работали над ее гневом, кото-
рый так интенсивно проявился в ее картинке, ее потребность в
наказании (выраженная так сильно, что доводила ее до припадков)
стала исчезать.

Однажды, когда я работала с молодой женщиной по имени
Кэти, она опустилась на пол и пожаловалась на сильные схваткооб-
разные боли, связанные с менструацией. Я дала ей кусок глины и


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 267

попросила вылепить свою матку такой, какой она ее себе представ-
ляет. Когда она закончила работу, я попросила ее описать матку, по-
быть в роли матки и рассказать о том, что с ней случилось. Она рас-
сказала: «Я матка Кэти. Я сжимаюсь и сжимаюсь до тех пор, пока
уже не могу этого выдержать». Она продолжала развивать эту тему
еще какое-то время (при моей поддержке) и, когда закончила, с
удивлением отметила, что боль исчезла. Мы говорили с ней о том,
как попытки избежать боли могут вызвать напряжение мышц и час-
го последующую боль. Побыв в роли своей матки, Кэти почувствова-
ла, как она проделывала это.

Элен (16 лет) рассказывала, что часто испытывает боль в подре-
берье. Врач, у которого она была, не нашел физической причины
этой боли. Боль возникала и в момент рассказа. Я попросила Элен
закрыть глаза, погрузиться в боль и описать ее мне.

Элен. Это похоже на то, что у меня в подреберье глубокая дыра,
глубокий пустой тоннель. Очень ощутимый. Он уходит очень далеко.
Это трудно описать.

Я. Не хотела бы ты его нарисовать?

Элен. Я не умею рисовать.

Я. Представь себе, что тебе только три года, и нарисуй это.
Когда ты это сделаешь, ты сможешь всё объяснить мне.

Элен (рисует спираль, круги, тоннель). Я хочу использовать
черный цвет. Конечно, мой тоннель черный. Он очень глубокий,
черный, темный. У него нет конца. Я не знаю, куда он уходит. Это
я (крошечная фигурка в виде палочки у стенки тоннеля). Я сижу на
бортике, чувствуя себя очень маленькой.

Я. На что похожи твои ощущения сейчас: на боль?

Элен. Да, но меньше; она такой и бывает —то больше, то мень-
ше. Это может быть в любое время.

Я. Побудь немного в роли маленькой фигурки и расскажи о
себе.

Элен. Хорошо. Я сижу на борту тоннеля в этот момент. Мои
колени согнуты и подтянуты к подбородку.

Я. Сядь на пол таким образом. Стань этой фигуркой.

Элен (сидя на полу с подтянутыми к подбородку коленями и
опущенной на них головой). Я согнутая очень маленькая фигурка,
сидящая на бортике тоннеля.

Я. Можешь ли ты что-нибудь видеть за пределами тоннеля, на
Другом его конце?

Элен. Нет. Но я знаю, что там что-то есть. Там много чего-то,
но я не могу туда (начинает плакать).

Я. Что ты увидишь, если заглянешь вглубь тоннеля?

Элен. Я многое не могу увидеть. Там очень темно. Я не знаю,
что там в глубине, но я думаю, что это очень жуткие вещи.


268 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Я. Закрой глаза и представь себе, что ты продвигаешься по
тоннелю (Элен закрывает глаза). Что происходит?

Элен. Я не иду туда. Я не могу идти туда. Это жутко. Я еще сижу
здесь на бортике.

Я. Хорошо. Тебе не надо идти туда. Но я хотела бы, чтобы ты
была сейчас тоннелем.

Элен. Я тоннель внутри Элен. Я причиняю ей боль. Я глубокий
и бесконечный, могущественный и сильный.

Я. Что ты сейчас чувствуешь, Элен?

Элен. Я чувствую себя могущественной и сильной. Я всё еще
остаюсь тоннелем.

Я. На сегодня хватит. В следующий раз ты, может быть, захо-
чешь поработать над своим страхом при входе в тоннель и мы
сможем посмотреть, что там внутри. Помни, это твой тоннель и
ощущения от тоннеля тоже твои.

Элен. А! О! Теперь я снова чувствую себя той маленькой фи-
гуркой.

Предстояло еще многое сделать, но это было хорошее начало.

Шестнадцатилетняя Бэт страдала от сильной утомляемости в те-
чение нескольких месяцев. У нее не было сил. Врач считал ее здоро-
вой, но она очень уставала, если ей нужно было что-нибудь сделать
после занятий в школе (например, небольшую работу по дому) и у
нее возникали обморочные состояния. У нее не оставалось сил на
то, что раньше доставляло ей удовольствие: спорт, искусство, посе-
щение друзей. Я использовала много экспрессивных приемов, чтобы
дать возможность Бэт избавиться от скорлупы своей инертности. В
процессе нашей работы скрываемые чувства, которые вызывали
напряжение, постепенно начали проявляться. Потребовалось много
усилий, чтобы раскрыть эти чувства, таившиеся в глубине ее души.

По-видимому, самым эффективным в этом случае было упраж-
нение с перечнем предложений по типу «Я —...». Мы потратили
целое занятие на работу с такими предложениями. «Я дочь. Я сту-
дентка. Я высокого роста. Я сильно устаю. Я боюсь быть одинокой.
Я боюсь своих чувств...». На следующем занятии Бэт читала мне
свои «Я—...» и всхлипывала. Через три месяца после нашего перво-
го занятия Бэт работала с глиной. Она лепила предметы с закрыты-
ми глазами и вылепила животное, которое, по ее словам, не может
видеть и не может двигаться, но чувствует себя счастливым и миро-
любивым. Я спросила ее, как она может помочь животному видеть.
Она проковыряла дыру в животном, чтобы сквозь нее мог проходить
свет. «Это хорошие отверстия, которые проводят свет ко мне и дают
мне новое понимание». Я попросила ее помочь животному двигать-
ся. «Хорошо, мне нужно, чтобы Бэт взяла меня и заставила идти», —


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 269

сказала она, передвигая жи suTHoe по столу. Она улыбалась и смотре-
ла на меня. «Эй, я думаю пойти домой и сделать воздушного змея».
И она его сделала, и змей полетел.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал