![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие положения. Электробезопасности для работниковСтр 1 из 10Следующая ⇒
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» Правила Электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании Электрифицированных Железнодорожных путей Москва 2008 г. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» УТВЕРЖДАЮ Вице-президент ОАО «РЖД» В.Б. Воробьев «03» июля 2008 г. №12176 Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей Москва 2008 г. Правила разработали: Федотов А.А., Хананов В.В., Горожанкина Е. Н. (ЦЭ ОАО «РЖД»), Бычков А. Н. (МИИТ). Ответственные за выпуск: Е. Н. Горожанкина, А. Н. Бычков Правила согласованы с Департаментом электрификации и электро-снабжения, Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, Департаментом локомотивного хозяйства, Департаментом медицинского обеспечения, Департаментом пути и со-оружений, Департаментом вагонного хозяйства, Департаментом авто-матики и телемеханики, Департаментом управления перевозками, Де-партаментом безопасности движения и экологии, Департаментом ка-питального строительства, Правовым департаментом. Выпущено по заказу открытого акционерного общества «Россий-ские железные дороги» © Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» 2008 г. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Правила электробезопасности для работников Настоящие Правила разработаны в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ Р М -016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 (утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации по-становлением от 05.01.2001 г. №3 и Министерством энергетики Россий-ской Федерации приказом от 27.12.2000 г. №163), Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки (МПС, утверждены 05.04.2000 г. ЦЭ-750 — далее Правила ЦЭ-750), Инструкцией по безопасно-сти для электромонтеров контактной сети (МПС, утверждена 15.06.2000 г. ЦЭ-761 — далее Инструкция ЦЭ-761), Правилами устройства и техниче-ской эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог (МПС утверждены 11.12.2001 г. ЦЭ-868 — далее Правила ЦЭ-868), Инст-рукцией по обеспечению безопасности движения поездов при производст-ве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на же-лезных дорогах» (МПС, утверждена 28.08.2001 г. ЦЭ-852 — далее Инст-рукция ЦЭ-852), Инструкцией по обеспечению безопасности движения поез-дов при производстве работ на контактной сети с изолирующих съемных вы-шек (МПС, утверждена 18.09.1999 г. ЦЭ 683 — далее Инструкция ЦЭ-683). Каждый работник ОАО «РЖД» в случае обнаружения нарушений на-стоящих Правил или неисправностей устройств контактной сети, ВЛ и свя-занных с ними устройств, представляющих опасность для людей или дви-жения поездов, обязан принять все возможные, указанные в настоящих Правилах меры, и немедленно сообщить об этом непосредственному на-чальнику или энергодиспетчеру. 1.2. В настоящих Правилах применяются следующие основные терми- АТП — автотрансформаторный пункт питания контактной сети на уча-стках 2x25 кВ. Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) — сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораз-дел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токо-приемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются. ВЛ (КЛ) — воздушная (кабельная) линия электропередачи, включая от-пайки. Волновод — провод, подвешенный по опорам контактной сети или по са-мостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машини-стов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых ма-шин, мотовозов, автомотрис с дежурными по станциям и диспетчерами. ДПР — воздушная линия продольного электроснабжения (два прово-да — рельс) на участках контактной сети переменного тока. Дроссель — трансформатор (ДТ) — индуктивная катушка из двух по-луобмоток значительного реактивного и малого активного сопротивлений, включаемая в тяговую рельсовую сеть на электрифицированных участках для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков; одно-временно является трансформатором рельсовой цепи (питающим или ре-лейным). ЕДЦУ — единый дорожный центр управления. Заземляющий проводник (заземление опоры) — проводник, осуществляющий металлическую связь между заземляемой конструкцией и контуром заземления (рельсом). Защитное заземление — заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности. Знаки безопасности труда — знаки, предназначенные для предупреждения работающих о возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещающие определенные действия работающих. Изолирующий стык — (ИС) — стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга. Контактная сеть — совокупность проводов, конструкций и оборудова-ния, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых под-станций к токоприемникам электроподвижного состава. Контактная сеть над одним путем — контактная подвеска. КТП — комплектная трансформаторная подстанция. Наведенное напряжение — напряжение выше 25В, возникающее вслед-ствие электромагнитного влияния на отключенных проводах и оборудова-нии, расположенных в зоне наведенного напряжения. Неэлектротехнический персонал — производственный персонал, который в процессе выполнения работы не использует электрическую энергию: переносной электроинструмент, ручные электрические машины, перенос-ные светильники. Нейтральная вставка — участок контактной подвески между двумя воз-душными промежутками (изолирующими сопряжениями) или секционны-ми изоляторами специального изготовления, на котором нормально отсут-ствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков. Отсасывающая линия — (один из видов рабочего заземления) — провода, присоединяемые к средним точкам дроссель — трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую подстанцию. ПГП — пункт группировки переключателей контактной сети. Первая помощь — комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Персонал неэлектротехнический — производственный персонал, не по-падающий под определение «электротехнического», «электротехнологиче-ского» персонала. Персонал электротехнический — административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок. Персонал электротехнологический — персонал, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия, например, электросварка, персонал, использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией установлено знание настоящих Правил. ППП — пункт подготовки к рейсу пассажирских поездов. ППР — проект производства работ. ППС — пункт параллельного соединения контактных подвесок. ПС — пост секционирования контактной сети. ПУЭ — Правила устройства электроустановок. ПЭ — продольное электроснабжение (ВЛ ПЭ). Рабочее заземление — заземление какой-либо точки токоведущих частей электроустановки, необходимое для обеспечения работы электроустановки. К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых подстанций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) АТП на участках 2x25 кВ; на участках переменного тока — заземляющие провода ПС, ППС КП, ПГП, ППП, а также КТП, питаемые от системы ДПР; соеди-нения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока — заземляющие провода защитного заземления ПС, ППС, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, относятся также к рабо-чему заземлению. Производитель (руководитель) работ — ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах. СМО — строительно-монтажная организация. Специальный заземлитель — забитая в грунт на глубину не менее 1, 0 м стальная труба диаметром не менее 50 мм или угловая сталь размером не менее 50х50 мм длиной не менее 1, 0 м с болтовым зажимом диаметром не менее 10 мм для присоединения заземляющего проводника (ЦБТ). Специальный подвижной состав — несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу: специальный самоходный подвижной состав (ССПС) — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов и доставки работников ОАО «РЖД» к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном ре-жиме; специальный несамоходный подвижной состав — железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для про-изводства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда. СЦБ — сигнализация, централизация и блокировка (ВЛ СЦБ). Тяговая рельсовая сеть — электрическая непрерывная цепь обратных токов тягового электроснабжения, представляющая собой систему элек-трически объединенных (последовательно и параллельно) ходовых рельсов электрифицированных путей. Фронт путевых работ — участок пути, длина которого состоит из ре-монтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведения в рабочее положение. Электробезопасность — система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромаг-нитного поля и статического электричества. Электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий и вспомо-гательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в кото-рых они установлены), предназначенных для производства, преобразова-ния, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (контактная сеть, подвешенные по опорам контактной сети провода ВЛ6, 10, 35 кВ, провода системы ДПР, ВЛ напряжением до 1 кВ; ВЛ 6, 10 кВ, подвешенные на самостоятельных опорах, тяговые и трансформаторные подстанции, ПС, ППС КП, АТП, ППП, ПГП, КТП). Фронт путевых работ — участок отключенной контактной сети, длина которого состоит из ремонтируемого участка пути и длины путеразбороч- ного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведе-ния в рабочее положение. ЭПС — электроподвижной состав. 1.3. На вновь электрифицируемых железнодорожных путях 1.4. Начальники отделений железных дорог, а при отсутствии отделе- изучение настоящих Правил и проверку знаний их всеми причастными работниками ОАО «РЖД», а также проведение необходимого инструктажа в объеме согласно приложению №1 к настоящим Правилам; подготовку поездных диспетчеров и других работников, связанных с обслуживанием устройств электрической тяги, к работе в условиях элек-трифицированных железнодорожных путей ОАО «РЖД»; оповещение населения по имеющейся громкоговорящей связи о сроке подачи напряжения в контактную сеть, а также вывешивание в населенных пунктах в общедоступных местах (перронах, посадочных площадках, пе-реездах) и производственных помещениях плакатов и объявлений, преду-преждающих об опасности приближения к устройствам контактной сети и ВЛ, находящимся под напряжением; уведомление о сроке подачи напряжения в контактную сеть всех струк-турных подразделений ОАО «РЖД». 1.5. Организация обучения работников и проверка знаний настоящих Проверка знаний настоящих Правил производится при назначении на должность, а также периодически при сдаче экзаменов по охране труда. Перечень работников служб по должностям, которые обязаны знать на-стоящие Правила, дан в приложении №1 к настоящим Правилам. Руково-дители структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечивают постоян-ный контроль за обучением и проверкой знаний настоящих Правил работ-никами подразделений. 1.6. Работники структурных подразделений ОАО «РЖД», которые по Работники, командируемые для временной работы, например, для вы-полнения путевых, строительных и других работ, по прибытии в организа-цию (предприятие) проходят инструктаж по электробезопасности с учетом особенностей выполнения работ в месте командировки. Содержание инст-руктажа определяется инструктирующим лицом в зависимости от характе-ра и сложности работы. 1.7. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над элек- Предохранительные щиты на лестницах пешеходных мостов устанав-ливаются, когда расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее 2 м. В местах прохода над пешеходными мостами питающих и отсасываю-щих линий контактной сети и воздушных линий сверху на мостах устанав-ливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть пол-ностью или частично металлической. На каждом предохранительном щите дистанцией электроснабжения должен быть укреплен предупреждающий знак безопасности «Осторожно! Электрическое напряжение» (рисунок 1 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. №261). Соответствующими подразделениями этот знак безо-пасности устанавливается или наносится несмываемой черной краской трафаретом также на опорах контактной сети и ВЛ в общедоступных мес-тах, на верхних частях путевых машин, дрезин, автомотрис и локомотивов. Осмотр и необходимый ремонт предохранительных щитов во время эксплуатации производится дистанциями электроснабжения. 1.8. Демонтаж и восстановление заземлений при смене рельсов и дру- Рисунок 1. Знак безопасности труда «Осторожно! Электрическое напряжение» (фон желтый, кайма и стрела черные). Представитель дистанции электроснабжения в инструктаже исполните-лям на месте работ должен указать, что заземление опоры контактной сети разрешается отсоединять от рельса только по его команде после снятия на-пряжения с контактной подвески, с воздушной линии и их заземления ус-тановленным порядком. Отключенное от рельса заземление опоры следует завести за опору. Точно также следует отключать от рельсов или от сред-них точек дроссель-трансформаторов заземления напольных устройств сигнализации, централизации и блокировки. 1.9. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий экс-плуатации контактной сети, воздушных линий и связанных с ними уст-ройств и предотвращения несчастных случаев в соответствии с Межотрас-левыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при экс-плуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, ут-вержденными постановлением Министерства труда и социального разви-тия Российской Федерации от 05.01.2001 г. №3 и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.12.2000 г. №163, вдоль них уста-навливаются охранные зоны в виде земельного участка и воздушного про-странства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии: Для воздушных линий напряжением, кВ: до 1.................................................... 2 м свыше 1 до 20*.................................. 10 м 35...................................... 15 м 110..................................... 20 м Вдоль подземных кабельных линий электропередачи охранная зона представляет собой земельный участок, ограниченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий от крайних кабелей на расстоянии 1 м. Охрана электрических сетей осуществляется подразделениями ОАО «РЖД», в ведении которых находятся эти электрические сети. Пере-сечение воздушных линий с электрифицированными железнодорожными путями ОАО «РЖД» должно удовлетворять требованиям Правил устрой-ства электроустановок, утвержденных Минэнерго 20.05.2003 г., и главы 9 настоящих Правил. 1.10. В охранных зонах контактной сети, воздушных и кабельных ли- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; _______________ * Провода контактной сети переменного тока и связанные с ними устройства на-пряжением 27, 5 кВ по допустимым расстояниям (охранным зонам) относятся к линиям до 20 кВ. осуществлять погрузочно-разгрузочные, мелиоративные и другие рабо-ты, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать загоны для скота и т. п.; совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с гру-зом и без груза от поверхности дороги более 4, 5 м; производить в охранных зонах подземных кабельных линий электропере-дачи земляные работы на глубине более 0, 3 м, а также планировку грунта. После получения письменного разрешения работу в охранной зоне не-обходимо выполнять с соблюдением условий, обеспечивающих сохран-ность электрических сетей. 1.11. В охранных зонах контактной сети, воздушных и кабельных ли- размещать автозаправочные станции и иные хранилища горюче-смазочных материалов; загромождать подъезды и подходы к объектам электрических сетей; набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние пред-меты, а также подниматься на опоры; устраивать свалки; складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материа-лы, разводить огонь; устраивать спортивные площадки для игр, стадионы, рынки, остано-вочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скопле-нием людей, не занятых выполнением работ, разрешенных в установлен-ном порядке; производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов. 1.12. В аварийных ситуациях помощь пострадавшим и устранение по-следствий аварии должны производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил. Работники ОАО «РЖД», перечисленные в приложении №1 к настоя-щим Правилам, должны периодически один раз в год проходить теорети-ческое и практическое обучение приемам освобождения от действия элек-трического тока и оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока (приложение №2 к настоящим Правилам). Занятия должны проводить компетентные работники из числа соответствующего медицинского персонала совместно с инженерно-техническими работни-ками структурного подразделения. Ответственность за организацию обу-чения несут руководители подразделений. Первую помощь должен оказывать тот, кто находится рядом с постра-давшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибы-тия медицинского работника.
|