![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В учебной группе по данным наблюдения.
ЦЕЛЬ. Составить карты групповой дифференциации наблюдаемой группы: а) опираясь на данные наблюдения за работой учащихся по ходу занятия; б) по результатам социометрии; в) сравнить показатели обеих карт. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ. 1) Знакомство с заданием. Работа с информационным блоком. 2) Выполнение задания. Наблюдение за учебной группой по месту прохождение практики. Проведение социометрии. 3) Оформление отчета: обработка полученных данных, анализ результатов. 4) Подведение итога. Отчет о проделанной работе. Сопоставление результатов, полученных разными исследователями в одной и той же группе. 1. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ. На основании материала информационного блока данной разработки вам предстоит ответить на следующие вопросы: 1) Чем группа отличается от простого скопления людей? 2) Что такое референтная группа? 3) Как описывается структура группы? Что такое карта групповой диф- ферентации? 4) Какие виды лидерства существуют? 5) Какие черты отличают стихийного лидера от руководителя? 6) Какова процедура и каковы правила использования социометрической методики? 7) По каким показателям можно определить структуру межличностных отношений в группе в процессе наблюдения? 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. 1. В дневнике наблюдений записывается: - тема практики, - дата наблюдения, тема занятия в наблюдаемой группе, N группы, - сведения о группе, полученные от преподавателя: состав группы, число учащихся, пол, успеваемость, социальная активность, ее официальные руководители (староста, педагог), неофициальные лидеры, имеющиеся группировки, дисциплина; 2. Далее фиксируются результаты социометрии, а именно: - критерии выбора, социометрическая матрица; - карта групповой дифферентации (КГД-1). На карте отмечаются официальные руководители группы, выявляются неофициальные лидеры, группировки. 3. В дневнике наблюдений отмечаются также данные наблюдения за межличностными отношениями в группе во время занятия. Общая схема наблюдения. В данном задании применяется нестандартизованное наблюдение. Ориентировочные критерии наблюдения таковы: – кто где сидит, – кто как обращается, высказывается (речь, интонация, поза, жест, громкость), – кто к кому обращается, – кто с кем садится для выполнения работы (как делятся на подгруппы), – кто больше влияет на эмоциональный настрой группы, – бывает ли, что вместе работают, но друг к другу относятся плохо. Отметьте состояние дисциплины в группе (все ли присутствуют, наличие опозданий, разговоры во время объяснения преподавателя, все ли работают самостоятельно в отведенное для этого время и пр.) Укажите обратившие на себя внимание привычки социального поведения учащихся (одежда, яркая косметика, способ обращения друг к другу, наличие улыбки, громкость речи, как обращаются к преподавателю, боятся ли задавать вопросы, высказывать собственные суждения и т.д.) По результатам наблюдения за поведением отдельных студентов и совместной работой составьте карту групповой дифференциации (КГД-2). 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА. Отчет строится по следующему плану: 1) Введение. Кратко описываются задачи работы. 2) Методика. Излагаются способы сбора материала. 3) Результаты. Проводится анализ и сравнение КГД-1 и КГД-2 по следующему плану: – кто в группе деловой и эмоциональный лидер, совпадают ли они, – какие в группе имеются группировки, – кто изолирован, – какова структура взаимодействий между отдельными студентами, – соотношение между структурой взаимодействия и структурой взаимоотношений, – совпадают ли данные наблюдения и данные социометрии.
|