Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О частицах, приносимых на проскомидии за святых и всех благочестивых






Вынимая же копием крестообразно части­цы из другой просфоры, из печати, иерей творит память всех святых и полагает выну­тые частицы с левой стороны.

Одну частицу он вынимает в честь и па­мять честных Небесных Сил – и так и по­добает, потому что они послужили таинству воплощения. Ибо они соединились с нами, и мы составляем с ними одну Церковь. Они желают проникнуть в Таинства Церкви, подвизаясь и сами в степенях восхождения. Они пребывают с нами, будучи нашими хра­нителями и ходатаями пред Богом.

Вторую частицу иерей вынимает в честь и память честного Предтечи и всех святых пророков и праведных, предвозвестивших вочеловечение Господа.

Третью частицу – в честь и память святых и всехвальных апостолов, как слуг Хрис­товых, как первых иереев и учителей веры, и тех, которые после них ревновали о благо­честии – святых иерархов, святых и добропобедных мучеников и преподобных со все­ми святыми.

Затем – частицу в честь и память очеред­ного или празднуемого святого, а также от­ца нашего Златоуста, или Василия Великого, смотря по тому, чья бывает литургия.

И опять – за всех святых вместе, так как все они соединяются во Христе и так как не­обходимо, после воспоминания о Господе, совершать воспоминание и о рабах Его. И во-первых, как сказано, о неискусомужно Родившей Его, через Которую совершены таинства нашего спасения. Потом – о свя­тых Ангелах, как послуживших Таинству и через него соединившихся с нами и охра­няющих нас. Затем – о предвозвестивших Таинство пророках и праведниках, между которыми высший и печать – Креститель. Потом – о Боговидцах: проповедниках и апостолах, которые просветили мир. После того – и о преемниках их: иерархах и о тех, которые явились плодом проповеди – муче­никах и преподобных. Наконец, о всех вме­сте, так как этой священной Жертвой все вместе: и ангелы, и святые люди – соедини­лись со Христом, и освятились в Нем, и че­рез Него соединяются с нами.

«Тех молитвами, – говорит иерей, – посети нас, Боже, и даруй нам вся, яже ко спасению проше­ния и жизнь вечную».

Замечаешь ли, что частицы символизи­руют святых и приносятся в память и честь их, и через них во спасение нам? И святые, как подвизавшиеся Христу, в этом страшном Таинстве делаются причастниками ещё большей славы и восхождения – через при­частие спасительной Жертвы. Они и при­миряют нас со Христом и соединяют, осо­бенно тогда, когда мы вспоминаем их.

Однако частицы не прелагаются ни в тело Господне, ни в тела святых, но суть только дары, приношения и жертвы из хлеба – в подражание Господу. Эти дары приносятся Ему во имя святых. А при священнодей­ствии Тайн, через соединение и общение со святыми, частицы освящаются и низво­дят освящение на тех людей, за которых в данный момент в алтаре служат. В то же время, через частицы за святых освящение нисходит на нас, подобно тому, как это быва­ет и через молитвы, когда мы воспоминаем этих святых или когда приносим что-нибудь в храмы к их мощам или иконам. Сами же святые приемлют освящение от Бога, а при­нимая приношения от нас, через них освя­щают нас.

Итак, если в других случаях они могут при­нимать приношение в честь и память свою, то тем более они примут его во время свя­щеннейшей Жертвы. Ибо, хотя они невеще­ственно и мысленно участвуют душами свои­ми в причащении Христовом, однако и чрез священнодействие, Которое заповедал Он совершать за мир, они, как потрудившиеся и прославленные вместе с Ним, имеют уча­стие в величайшей славе Его.

Да и Божественнейшие Ангелы, как сое­диненные с нами и послужившие Таинству, суть причастники благодати. Особенно же Матерь Бога Слова, послужившая велико­му домостроительству, есть орудие соеди­нения Божия с нами. Она – корень сей Божественной Жертвы. Ибо Она сделалась родительницей и виновницей жизни Творца во плоти. Потому Она прежде всех прием­лет славу и ближайшее озарение от Того, Кто воплотился через Неё неизреченно, девственно и свято, Кто соединился с нами по крайней Своей благости.

Поэтому и предстоит Она одесную Его. Поэтому с правой стороны священного хле­ба мы полагаем за Неё частицу, выражая этим, что Она – выше всех и ближе к Богу.

С левой же стороны полагаем частицы за Ангелов и всех святых, так как все они зани­мают второе место, или, лучше сказать, сту­пень, не достигающую Её величия. Ибо они уже через Неё приемлют озарение. А мы – прежде всего через Неё спасаемся (при по­средстве святых). Точно так же, как через Неё соединились и с Богом.

Только после этого иерей приносит и прочие частицы. Прежде всего – за архие­рея, так как он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин, за слу­жащих Таинству, потому что должно напе­ред принимать труждающегося, как и Павел внушает (2Тим. 2: 6). Далее – за православных царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ. После них, если служба совершается в обители, приносит частицы за начальствующего и прочую бра­тию, а если в храме каком-нибудь, то за стро­ителя его или за совершающего память и за собравшихся там, также за принесшего дары и за тех, за кого он принёс дары. Наконец, – за почивших во Христе, за весь священниче­ский и иноческий чин. Далее – за всех вер­ных, православно скончавшихся, и за тех, кого хочет или должен бывает иерей помянуть сам. В заключение иерей полагает ча­стицу вообще за всякую душу христиан пра­вославных и, обращая слова к Богу, читает всю молитву, которую произносим на литии всенощного бдения: «Приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник о всякой хри­стианской, скорбящей же и озлобленной, милости Твоея и помощи требующей» – и прочее до конца.

Эти частицы за живых и умерших он по­лагает внизу священного хлеба, так как они принесены за нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидаю­щих от Бога великих милостей. Но надобно заметить, что при приобщении страшней­ших Таин иерей должен быть внимателен, должен брать не от этих частиц, но от Тела Господня, и причащать приступающих.

Конечно, истинно, что через соединение со Всесвятой Кровью всё сделалось единым и что причащение Крови Господней проис­ходит и в том случае, когда кто-нибудь при­частится частицей. Но поскольку всякий верующий должен причащаться и Тела и Крови Христовой, постольку иерей дол­жен преподавать Причастие приступаю­щему, беря лжицей вместе с Кровью и Тело Господне. И хотя все частицы, будучи поло­жены в Чашу, сообщаются с Телом и Кровью Христовыми и принимающий Тело и Кровь причащается вместе с соединенными с ними частицами, но я думаю что священнику луч­ше причащать со вниманием и брать лжицей только от одного лишь Божественного Тела, а не с частицами вместе.

В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некото­рым образом Самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии все­го видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, по­лагаемого в середине. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с ле­вой – святые и Ангелы, и внизу – благочести­вое собрание всех уверовавших в Него.

Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотив­шегося ради них.

Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами!

Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?»(2Кор. 6: 14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды правед­ных. Поэтому иерей вообще не должен при­носить частиц за инославных или совершать поминовение их.

Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.

Потому что приношение служит им к осуж­дению, как в осуждение служит и причаще­ние тем, которые без покаяния причащают­ся страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11: 29).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал