Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О том, что храм является символом единого в Троице Бога
Храм, будучи домом Божиим, изображает собою весь мир, потому что Бог везде и превыше всего. Знаменуя это, храм разделён на три части, ибо Бог троичен. По той же причине из трёх частей состояла скиния Завета и Соломонов храм, о чём говорил апостол Павел. И там были святое святых, святилище и святое человеческое, ибо то была тень, которая прообразовала Истину. Ныне же священнейший алтарь служит образом пренебесных и горних обителей, где, как говорят святые, находится престол невещественного Бога, то есть место Его покоя. Этот престол Божий в храме представлен трапезой. В храме, как и на Небесах, присутствуют Небесные чины и священники, как их заместители. Иерарх же изображает Христа. Храм есть изображение видимого мира: его верхняя часть – это видимое небо, нижняя – то, что находится на земле, а также рай. Наружные же части изображают исключительно только землю, её самое низкое и грубое содержание – собственно земное, то, чем живут неразумные и не знающие ничего высшего. Но об этом скажем яснее впоследствии. Святейший алтарь – место пребывания иерарха, который изображает Богочеловека Иисуса и обладает Его силой. Прочие освящённые лица изображают апостолов и преимущественно самих Архангелов и Ангелов, каждый соответственно своей степени. Я говорю, что архиереи изображают вместе с Ангелами и апостолов потому, что Церковь едина на земле и на Небе: с тех пор как Бог низошел к нам, стал нам подобен и совершил ради нас дело нашего спасения, одно и то же священнодействие Господне, общение с Ним и созерцание Его совершается как на Небе, так и на земле. Различие только в том, что в горнем мире нет завес и символов, а здесь всё через символы, потому что мы облечены дебелой и тленной плотью. Вместе с Ангелами на Небесах находятся и души святых, которые вместе с ними призирают на нас, заботятся о нас с богоподражательной попечительностью и суть наши стражи. Вместе с Ангелами души святых пребывают и в святых храмах. Итак, внутрь алтаря, изображающего, как мы сказали, духовное и пренебесное, входит только архиерей с лицами освящёнными, и то, что находится в алтаре, изображает пренебесное. Так, священнейшее сопрестолие изображает Вознесение Иисуса и седение Его во плоти одесную Отца превыше всякого начальства, и власти, и силы. Поэтому ступени его означают степень и восхождение Ангелов и святых, ибо у Ангелов и святых есть соответствующие степени и чины. И наша иерархия церковная, по словам Дионисия, имеет их в подражание иерархии Небесной. 99. Что знаменует трапеза и всё, находящееся на ней. О том, что всё на ней – Христос Далее, страшная трапеза посреди святилища являет собою гроб Христов и таинство страдания, здесь совершена всемирная и живая Жертва, здесь Спаситель и почивает как Бог, и закалается как человек, и поэтому предлежит здесь посреди всех, и созерцается своими Ему, и вкушается. Потому-то она и называется трапезой, что на ней предлагается всем Иисус – животворная Пища и Хлеб. Хлеб – ибо Он укрепляет нас; чаша для вина – веселящая, животворящая, согревающая, упоевающая и совершающая дивные преобразования. И вода с вином – очищающая и истрезвляющая, орошающая и напояющая, способствующая плодоношению и подающая различные добрые свойства. Все обращают взор к этой трапезе и все участвуют в ней соответственно своему достоинству, а не питающийся от неё – мёртв. И пища предлагается на ней, достойная человека – она прилична существам словесным, потому что и Питающий есть Слово (λ ο γ ο ς) – пища бескровная, потому что питающиеся – не от плоти, как и Сам Питающий. Ибо Он родился и рождает Духом и как бесстрастный плод заимствует и символы от бесстрастных плодов земных, потому что и человек – из земли, и Сам Он бесстрастно принял земное тело. Итак, вот для чего трапеза, вот для чего и Таинство хлеба и вина с водою, и вот почему жертва бывает бескровная, а не плотская и бессловесная. 100. Что означают завеса и поддерживающие её четыре столба Трапеза – четырёхсторонняя, потому что ею напитаны и от неё питаются все концы земли. Она также устраивается на возвышении, дабы напоминать о высоте Небесной, ради высокого и пренебесного Таинства, превысшего всей земли. Она поддерживается столбами, потому что возвышается над землёй и потому что имеет на земле столпы – пророков и апостолов, закланных за нее и твердо ее поддерживающих. Иногда устраивается много столбов, как много пророков и апостолов, иногда же один, называемый тростью во образ одного превосходящего всех Иисуса, который тростью биен был по главе и принял тростниковый жезл. Трость есть также образ того, что Иисус как бы писал тростяным пером наше спасение, сокрушая змеиные главы. Ковчег под трапезой является образом гроба, на нём полагаются мощи убиенных за Христа, ибо здесь поистине гроб и место погребения Христова. Страждущие с Ним погребаются здесь вместе с Ним и сорадуются Закалаемому, как и впоследствии, совоскреснув с Ним, прославятся с Ним вместе. Завеса устраивается в честь дражайшего и многоценного Иисуса и как образ Небесной скинии. Она поддерживается четырьмя столбами, потому что множество верущих, питающихся от трапезы, явилось во всех концах земли, призванное четырьмя евангелистами и проповедниками Евангелия. Поэтому на четыре угла не покрытой ещё трапезы полагаются платы с именами евангелистов, потому что от земли также и те, которые написали Евангелие и поведали Небесное. Далее, срачица (κ α τ ά σ α ρ κ α) служит образом плащаницы, в которой был погребён Спаситель. А трапезофор (индития) есть образ одежды Божественной славы, так как здесь место и жертвенник Божий. Он присутствует на трапезе в честь Облекшегося в плоть и Одевавшегося в хитон, который просиял вместе с Ним во время Его прославления на горе Фавор и края которого исцеляли больных. Поверх полагается илитон, как образ находившегося на главе Спасителя убруса, отдельно свёрнутого на особом месте. Поверх же всего – Евангелие во образ самой евангельской проповеди, или, лучше сказать, Самого Проповеданного, дабы ясно созерцаемо было всё, как Сам Господь, так и дела Его, как и действительно Он созерцается закланным и предлежащим в Тайнах. Поэтому за жертвенником, по восточную его сторону, стоит и благословенное орудие Жертвы – Божественный крест. Он четырёхчастен, в честь Пригвождённого к нему, сотворившего и содержащего всё Небесное и земное, соединившего Небесное с земным, нисшедшего с Неба на землю и от земли вознёсшегося на Небо, в честь всё в Себе соединившего и призвавшего к Себе людей со всех концов земли, высотою Божества и уничижением Воплощения всё к Себе привлекшего и, наконец, в честь Того, Кто высотою славы, глубиной нищеты и уничижения и широтой милости и любви воссоздал нас, воззвал из ада и сделал из земных небесными – вот что означает собою крест. Равно, Крестом и образом его Спаситель преподал нам и учение о тайне Троицы, центральным древом знаменуя высочайшего Отца, а поперечным – Самого Сына и Святого Духа, которыми Отец, словно Своими руками воссозидает нас. Ибо и Давидом сказано: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118: 73), то есть сотворили Сын и Дух Божий. Вешается светильник как образ Церкви и получаемых через неё милости и просвещения, а ещё это означает, что свет нужно во славу приносить Свету и елей – Милосердному. Кадило, находящееся тут, служит тому, чтобы в нём, вместе с фимиамом, приносить Богу огонь, ему служащий, ибо достойно приносить Создателю дары всех стихий: и свет, и воду, и воздух, который изображается фимиамом, растворяющимся в воздухе, и наконец, то, что производит земля – хлеб, вино и прочее. Огонь как сила, сжигающая, освещающая и согревающая одушевлённых тварей, также изображает Божество. Ибо сказано: «Бог наш есть огнь поядающий» (Исх. 24: 17; 2Цар. 22: 9; Пс. 17: 9; Пс. 49: 3) и «Бог есть свет» (1Ин. 1: 5), а также: «Cогреяся сердце мое во мне» (Пс. 38: 4). Кадило и огонь служат, кроме того, для воскурения фимиама, который приносится во славу Божию и как благовонный дар Ему в честь Его упокоения, и ради нашего освящения. Погружаясь в воду во время крещения, мы очищаемся всем телом. Будучи окропляемы, мы очищаемся. Помазываемы миром, мы освящаемся, возвеселяемся, благовонием его согреваем и освящаем обоняние и сердце. Точно так же фимиамом мы очищаем наше обоняние и дыхание, как Божественным Хлебом и Чашей питаем и укрепляем душу, а видением и красотою святых и сиянием Божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение. Потому фимиам заповедан Церкви – во славу Создателя (ибо всё от Него), для прославления Его – причины причин, а также для нашего совершенного просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание, потому что благоухает, разливая с помощью огня благовоние на всё вокруг. Посему он также изображает Святого Духа, ибо Дух – один Сам в Себе, но всем разделяет дары, и все через Него получают благодать. Поэтому и архиерей, принося фимиам Богу и знаменуя его, говорит так: Кадило приносим Тебе, Христе Боже, еже приим, возниспосли нам благодать Всесвятаго Духа.
|