Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В чем сила молитв, читаемых перед пострижением волос
Перед пострижением волос, после произнесения обетов постригаемый принимает от иерея священные молитвы. Во-первых, иерей молится, чтобы Всещедрый Бог принял посвящаемого как обратившегося и обнял его, как блудного, и защитил от присно ратующих врагов, и пребывал с ним всегда, веселя и услаждая сердце его утешением Божественного Духа, сподобляя его и части преподобных, в образ которых он облекается. И чтобы постригаемый, как и они, унаследовал Царство Небесное в Самом Христе, во имя Которого, со Отцом и Святым Духом, иерей благословляет посвящаемого. Такое призывание подает ему все Божественные дары и освящает его. Затем, осенив его крестом и повернувшись на восток, иерей произносит совершеннейшую молитву, между тем как посвящаемый лежит долу: «Сый Владыко Господи с Живым и Ипостасным Словом Твоим и от Тебя исходящим Духом истины, – иерей называет Господа и Богом Ангелов, – пред которым и Серафимы, песнословя, предстоят, свидетельствует, что Бог есть истинный Свет, просвещающий всех и всё, и что Его умоляет вся Небесная Церковь первородных на Небе». Иерей молится, чтобы Господь призрел на смирение посвящаемого, исповедавшего перед людьми обеты; и чтобы через этот ангеловидный образ приобщил его данного во святом крещении дара сыноположения; чтобы посвящаемый сохранился в нем и укрепился на брань против невидимого врага, силою Духа низложил восстания плоти и, оставив ветхого человека, облекся в нового. Он молится, чтобы постригаемый, укрепившись во всём, и посредством молитвы приобретя силу для жизни в преподобии и правде, и сделавшись орудием Божиим и жилищем Духа, вместе со всеми избранными удостоился Царства Небесного. Затем в возглашении славословит Троицу, Которая нам подаёт всякий совершенный дар. И когда священник возгласит: «Мир всем», а также: «Преклоните главы», все преклоняют их в знак подчинения вместе с посвящаемым монахом, на котором во время чтения священных молитв рука иерарха не простёрта (так как он не хиротонию принимает), но на главе его лежит только молитвослов. Далее иерей читает другую молитву: «Святый Господи сил, Отче Господа нашего Иисуса Христа, приими раба Твоего (имя рек)», и запечатлевает его трижды в знак посвящения его и во славу Троицы. Освящая его этим знамением и произнеся оставшуюся часть молитвы, иерей снова возглашает и славословит и, обратившись к лежащему, поднимает его, показывая этим, что тот восстал от греха и получил прощение и что Отец принял его и вновь усыновляет, возвращает ему прежнюю одежду чистоты и приобщает к Ангелам. Посему, взяв его за правую руку и указав на Евангелие, как на образ Самого Спасителя, иерей повелевает посвящаемому облобызать эту святую Книгу, чем показывается, что он пришел в объятия Отца и облобызал Его. Затем иерей говорит: «Се Христос невидимо предстоит здесь», и наказывает посвященному быть внимательным, чтобы не пасть, так как никто не принуждает его идти против воли, но он приходит сам, по собственной воле. Посвящаемый исповедует, что идет по своему изволению. Потом иерей опять говорит: «Се Христос невидимо предстоит здесь», то есть: смотри, к Кому приступаешь – ко Христу, и с Кем сочетаешься – с Самим Христом. И помни, от чего отвращаешься – от мира и того, что в мире. И дав ему ножницы, иерей говорит: «Возьми и подай мне», дабы тот показал свое изволение. Если постригающий иерей есть и восприемлющий отец, то он сам берёт ножницы у постригаемого в монахи, который перед тем целует их. А если берёт их иной восприемник, то он и подает их иерею. А иерей снова подаёт их посвящаемому, который снова целует их и дает восприемнику, а тот вновь подаёт их иерею. И так до трёх раз – в честь Святой Троицы и в подтверждение совершающегося. Подавая в третий раз, иерей говорит: «Се от руки Христовы приемлеши я!» Страшные слова, приводящие слышащих в трепет! Потом, взяв ножницы, он прибавляет: «Благословен Бог, хотяй всем спастися», и прочее, ибо нужно благодарить Бога за все спасительные дела. Вслед за тем иерей постригает посвящаемого во имя Троицы, крестообразно остригая сверху, а волосы полагает на жертвенник, выражая этим, что они суть начало и дар Богу, как и посвящаемый, который всецело принёс себя Богу в жертву живую и богоугодную. Далее иерей надевает на посвящаемого и принадлежности монашеского образа, запечатлевая каждую крестным знамением и произнося: «Облекается раб Божий, и: препоясуется, и: Покрывается, и т. п. – во имя Отца и Сына и Святого Духа, и: Рцем о нем: Господи, помилуй», что и говорится всеми каждый раз трижды в знак того, что посвящаемый обретает себе защиту в Троице, и что на нем милость Божия, и что именно эта молитва, по преимуществу, приличествует монаху, так как испрашивает милости у Иисуса Христа.
|