![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно
Но что я говорю об этом? Такие люди, всё смешивающие в своих действиях, не находящие никакого различия между святым и не святым, дерзают делать и то, что позволяют входить к святому престолу людям, не достойным престола, и без архиерейского благословения повелевают читать в церквиСвященное Писание. И это нечестивейшее дело дошло до такой степени, что беспорядок вошел в обычай. Многие даже не считают нужным святое благословение и просят его едва не тогда только, когда приступают к принятию рукоположения, да и в эту минуту принимают его едва ли не по одному только обычаю. Человек! Не считаешь ли ты маловажным то, что выходишь за пределы учения отцов, установленные свыше? Нет, ничего нет маловажного в Церкви великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения, ибо она есть Церковь Самого живого Слова. Всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать по собственному произволу совершенно презирать уставы и делать самого себя законоположником, уничтожая их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Ибо Бог, как говорит богоглаголивый Павел, «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14: 33) и порядка. Не знаешь, что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на Небе? Не разрушай же горнего чина, но, напротив, поддерживай его и ревнуй о нём, сколько есть сил. Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми правилами и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святой чин, получить от Бога многоразличную мзду. Принадлежности же алтаря чти преимущественно перед всем, соответственно их степени, как имеющие священную печать, и воздавай им почтение приобщением Святых Таин, и предстоянием, и принятием антидора и святой воды, и поклонением честным иконам и всесвятому кресту. 330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших Входить в алтарь могут только рукоположенные и избранные на служение вечному Царю. И никому другому не позволяй входить в алтарь! После них дай место монахам, а за ними – мирянам. Людям, заражённым тщеславием, не позволяй входить и во святое: входя несмысленно, они вносят сюда свои страсти и выказывают их близ бесстрастного и божественного и не только не получают освящения, но заслуживают осуждения и отвержения. Ибо таковые хотят быть причастниками Божественных Тайн наравне с людьми низкими и немощными, и, по причине своего богатства, председательствовать с пренебрежением к бедным и, по расчетам человеческим, перед всеми величаются мирскими преимуществами. Но не это избрал Бог. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1Кор. 1: 26), – говорит апостол, то есть редки между людьми мужи знаменитые и великие, но не из них Бог избрал Себе служителей, потому что таковы понятия мира, однако не таковы мысли Божии. Бог сотворил одного человека и из одного – всех. И чтобы посрамить тех, которые мыслят только о земном, «избрал Бог», говорит апостол, «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее»(1Кор. 1: 27–28). Избрал Бог ничего не значащих и ничего о себе не думающих, чтобы значащих, т. е. многодумающих и высящихся, упразднить смирением и истиной. «Да непохвалится никакая плоть пред Богом» (1Кор. 1: 29), да не скажет какой-либо мудрец, или благородный, или сильный, или богатый, что он устроил наше спасение. Ибо Смиривший Себя до плоти, и воплотившийся от смиренной, но святой Жены, названный плотником и сыном плотника, и осужденный даже на Крест, Сам спас нас и мир через рыбарей, скинотворцев1), мытарей и язычников, уверовавших в Него. Итак, не хвались о плоти, кто бы ты ни был, ибо ты персть и чем больше от земли богатеешь, тем больше приобретаешь тления. Но зная, что ты принадлежишь к мирянам, и не имеешь священного сана, и не избрал монашеского, смиряй себя, и будь истинным судией, и, не будучи из сословия иереев и монахов, приходи как мирянин к истинному, непорочному и единому Судии. Будучи же мирянином, когда молишься, смотри, кто из мирян лучше тебя и кто непорочнее, ибо не смотрит Бог на лица, смотри, кто любезнее тебя Богу, тем более что ты можешь судить об этом по чертогам царским. Ибо, если к царю близки друзья его, то тем ближе будут к Богу Его друзья. Итак, согрешая, приходи как согрешающий и не приступай прежде монахов, с пренебрежением к ним. Я знавал благороднейших в миру людей, которые, будучи мудры по отношению к божественным вещам, когда подходили к антидору и освящённой воде, уступали место простым монахам. Не предпочитай себя и клирикам, но оставайся в том чине, в котором находишься. Со смирением и сиди, и стой, и приступай ко Господу, ибо «Господь, сказано, гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6). Но довольно об этом чине, принятом в святой Церкви в подражание Небу, и о благоговении к божественным вещам. Итак, когда умерший положен по чину, священник благословляет Бога, и тогда-то особенно необходимо благословлять Господа, Который привёл человека к концу поприща, принял душу его, а тело отдал земле, и через смерть дал нам внимание память смертную, преложил человека из этой жизни в другую жизнь, вечную, и наказание соделал, поистине, из человеколюбия. И особенно надобно благословлять Его потому, что Он, воплотившись и умерев за нас, восстановил и спас нас, и опять воскресит и спасёт, как Человеколюбец. Поэтому поющие тотчас присоединяют соответствующую песнь: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Пс. 118: 12). Потом читаются псалмы непорочны. Они разделяются на три статьи, во образ и славу Троицы. Псалмы эти предызображают Царство Спасителя и жизнь святых, которую должен проводить и всякий благочестивый. При служении каждой статьи священники совершают молитву и опять начинаются псалмы, между тем как на каждый стих говорится «аллилуйа», что значит «Господь грядет» и указывает на Его Второе Пришествие, в которое Он, явившись, воскресит всех нас умерших. Во время служения одной статьи возглашается «упокой раба Твоего», а во время другой – «помилуй мя, Господи», как бы от лица лежащего, – самая подобающая и полезная молитва. Молитва же священников совершается таким образом. Диакон, взяв кадильницу, положив в неё фимиам и взяв благословение от иерея, становится в изголовье лежащего посреди Церкви и, кадя над останками, молится о них, приносит Богу кадило и говорит громко: «Паки и паки миром Господу помолимся», научая нас через случившуюся смерть примирению, потому что и мы умрем, и тому, чтобы мы, примирившись между собой, молились об умершем, и хоть в чём-нибудь помогли бы ему своей молитвой, и чтобы был мир с ним, после того как он примирился с Богом. Потом молится об упокоении души почившего, о прощении ему всех грехов и о том, чтобы Господь вселил душу его в селении праведных. И все единогласно поют спасительнейшую молитву «Господи, помилуй». Диакон также призывает всех испросить у Христа Его милости почившему, Царство Небесное и оставление грехов. Священник же ещё прежде этого тайно приносит с благоговением молитву Богу и именует Его «Богом духов», то есть Ангелов, и душ, «и всякия плоти», то есть облеченных плотью людей, назвав Богом, «упразднившим смертию смерть», через Крест «поправшим диавола» и через смерть «даровавшим жизнь миру». Священник молит Его упокоить и душу усопшего в месте покоя, откуда отбеже, то есть удалилась, всякая печаль и воздыхание. Он молит простить почившему всякий грех, совершённый делом, словом и мыслью, потому что никто не без греха, разве Он один, безгрешно вочеловечившийся. Он праведен, и слово Его – истина, потому что Он есть истина и Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11: 25). Посему и священник, возглашая это, говорит, обращаясь к Богу: «яко Ты еси воскресение», ибо мы надеемся, что и почивший будет жить, и воскреснет, и найдёт упокоение в Господе. Итак, это совершается при чтении трёх статей псалмов непорочных, а после непорочных читаются за усопшего тропари, необходимейшие для умоления Бога. Потом – зачало Апостола о надежде воскресения; поэтому и верных Апостол называет не умершими, но усопшими, так как они воскреснут. Потом – «аллилуйа» как знак Пришествия Божия и как проповедь о Пришествии Христа и о нашем воскресении из мёртвых через Него. И – каждение, в ознаменование благодати Божией, сходящей и на останки усопшего, как верного. И читается священником Евангелие, которое как бы через Ангела Божия предваряет самое воскресение наше. Вслед за этим – опять молитва, и после неё – песнь целования.
|