Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О возношении хлеба Пресвятой (Панагии)
По совершении сего со славословием, чтец, отслуживший братиям духовную службу, идёт служить им следующим духовным делом. Испросив и получив позволение (ибо чистые должны служить чистому, а позволение очищает), он при всеобщем молчании подъемлет хлеб и возглашает: «велие имя», и все взывают: «Святыя Троицы», то есть страшно имя единого всех Бога, в Троице сущего. Потом, делая знак креста, прибавляет: «Пресвятая Богородице, помогай нам», и все единогласно говорят: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. Ты еси исповедуемый и восхваляемый нами единый Бог наш, Святая Троица, ибо нет иного, кроме Тебя, сотворившего и сохраняющего нас». И тогда возносят хвалебные песни Богоматери и, согласно с Её пророчеством, говорят: «ублажаем Тя вси роди». В конце же сего – глас Ангела: «радуйся благодатная, Господь с тобою», исповедуя в этих словах следующее: через Тебя Господь с нами Своей благодатью. Потом начинают благоговейное и сладкогласное пение с непокрытыми головами, в знак того, что Она есть наша глава, родив нашу Главу – Христа, что Она есть Небесный Покров наш, Промыслительница и Спасительница, и поют «достойно есть», исповедуя Её Богородицей и воспевая «честнейшею Херувимов», как ипостасно Бога Слово зачавшую во чреве и нетленно родившую. И ублажают Её как истинную и сущую Богородицу. Слова же «величаем» и «ублажаем» заимствуются из Её песни, ибо Сама Она сказала: «Величит душа моя Господа», и: «се, отныне ублажат мя вси роди». Итак, возношение хлеба означает приношение его Богу; слова «велие имя Святыя Троицы» служат исповеданием в Троице Бога всяческих и указывают, что Ему приносится хлеб и Его имя величается. А слова «Пресвятая Богородице, помогай нам» служат и исповеданием воплощения Слова, на что указывает слово Богородица, и призыванием Богоматери, ибо мы веруем, что Она соприсутствует нам, будучи всегда готова на помощь. Эти слова служат также свидетельством, что хлеб приносится Ей как дар, или, лучше сказать, через Неё – Сыну Её, воплотившемуся от Неё ради нас и ради нас добровольно претерпевшему Крест, на что возносящий и указывает, делая крест хлебом. Хлеб сей, над которым призывается Божественное имя и совершается крестное знамение, провозглашается имя Богородицы и исповедуется воплощение Слова, и призывается на помощь Сама Богоматерь, хлеб этот имеет великую силу: избавляет от многих, или, лучше сказать, от всех бед, преисполняет всех благ и всегда спасителен. Поэтому мы должны делать это и днем, и ночью и, если возможно, во всякое время, должны величать Троицу и призывать на помощь Богородицу. Ибо кто сильнее Её заступления? Кто большее, чем Она, имеет дерзновение пред Богом? Кто более Неё имеет силы спасти нас? Я, со своей стороны делая это весьма часто, непрестанно произношу сии божественные слова и на многих налагал обязанность как можно чаще делать то же самое. Вы знаете, что я постановил, чтобы в соборных церквях ежедневно совершаем был упомянутый обряд и чтобы иерей на каждой утрени в конце девятой песни возносил сей хлеб и произносил обычные эти воспринятые нами от отцов священные слова. Произносил их во исповедание, как сказано, Святой Троицы, единого нашего Бога всяческих, и вочеловечения Слова так же, как и в честь Матери Его, единой Пресвятой Приснодевы и истинной Богородицы, и для призывания Её на помощь. Мы получаем благодаря этому великую помощь, поэтому убеждаю о Христе, завещаю, прошу и умоляю всех вас делать это ради нашего спасения. Если даже некоторые из иноверцев полагают за правило произносить поутру и вечером «радуйся, Благодатная», почитая это выражением чествования Пренепорочной Богородицы, хотя сия песнь и не ими изобретена, но была древним отеческим обычаем (о чём вскоре узнаешь), то тем более мы, православные чада истинной кафолической Церкви, должны делать это неопустительно и ревностно. А что петь в церкви «радуйся, Благодатная» было в обычае издревле, это можно уразуметь из вечерни во святую Четыредесятницу, когда прежде всего другого, в конце, после «Отче наш», мы тотчас говорим: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и из того, что это непременно говорится на вечерне бдения перед благословением хлебов. Да и в песненном чине на всякой вечерне, как вы знаете, есть обычай в Великой фессалоникийской Церкви говорить то же самое. Итак, если «радуйся, Благодатная» говорить необходимо в честь и славу Богоматери, ради того, что это – слово Архангела, которым разрешена клятва и дарована радость, слово, при котором вселился в Нее и принял от Неё плоть Спаситель всех Бог – Бог Слово, то тем более мы должны совершать это божественное и древнейшее, как переданное от отцов, дело. Этот обычай засвидетельствован всеми уставами и древним преданием, дошедшим до нас от отцов. Это есть Божественное служение возносимого и приносимого Богу хлеба. Это есть исповедание Троицы, призывание и хваление святой Богородицы, совершаемое в нашу помощь. Посему ублажаем тя вси роди и величаем, воспевается справедливо и будет благоугодно Ей, так как эта песнь есть Её же пророчество, Ею переданное и с Её слов повторяемое. И слова Ангела «радуйся, благодатная, Господь с Тобою» необходимо говорить, обращаясь к Ней, ибо Воплотившийся ипостасно был в Ней и ныне пребывает в Ней благодатию преимущественно перед всеми, а через Неё, по слову Исаии, и с нами Бог был и есть. О том и молим мы Её, взывая: «да будет через Тебя с нами то, чего всегда да станем сподобляться через Тебя. Аминь». Клирик: – Делать это, владыко, поистине нужно, полезно и всем необходимо, и мы тем охотнее делаем сие, что ты повелел совершать это и передал нам это дело. Мы исполняем его по твоему приказанию и в соборных церквях. И да совершаем всегда святыми молитвами твоими божественные службы неленостно. Архиерей: – Предстательством Богоматери да дарует сие Бог и вам и мне, потому что все мы имеем нужду в молитвенной помощи. И постоянно нужно и должно молиться и призывать в ходатаи за нас святых, прежде же всех – высшую всех святых и пренепорочную Богоматерь, могущую паче всех спасти нас. Ибо все мы совершаем много грехов. Теперь перейдем и к самой кончине нашей, чтобы таким образом выполнить всё, что обещали.
|