Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О возношении хлеба Пресвятой (Панагии)






По совершении сего со славословием, чтец, отслуживший братиям духовную службу, идёт служить им следующим духовным де­лом. Испросив и получив позволение (ибо чистые должны служить чистому, а позволе­ние очищает), он при всеобщем молчании подъемлет хлеб и возглашает: «велие имя», и все взывают: «Святыя Троицы», то есть страшно имя единого всех Бога, в Троице сущего.

Потом, делая знак креста, прибавляет: «Пре­святая Богородице, помогай нам», и все едино­гласно говорят: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. Ты еси исповедуемый и восхваля­емый нами единый Бог наш, Святая Троица, ибо нет иного, кроме Тебя, сотворившего и сохраняющего нас».

И тогда возносят хвалебные песни Бого­матери и, согласно с Её пророчеством, говорят: «ублажаем Тя вси роди». В конце же сего – глас Ангела: «радуйся благодатная, Господь с тобою», исповедуя в этих словах сле­дующее: через Тебя Господь с нами Своей благодатью.

Потом начинают благоговейное и сладко­гласное пение с непокрытыми головами, в знак того, что Она есть наша глава, родив на­шу Главу – Христа, что Она есть Небесный Покров наш, Промыслительница и Спаси­тельница, и поют «достойно есть», исповедуя Её Богородицей и воспевая «честнейшею Херу­вимов», как ипостасно Бога Слово зачавшую во чреве и нетленно родившую. И ублажают Её как истинную и сущую Богородицу. Слова же «величаем» и «ублажаем» заимствуются из Её песни, ибо Сама Она сказала: «Величит душа моя Господа», и: «се, отныне ублажат мя вси роди».

Итак, возношение хлеба означает при­ношение его Богу; слова «велие имя Святыя Троицы» служат исповеданием в Троице Бога всяческих и указывают, что Ему приносится хлеб и Его имя величается. А слова «Пресвятая Богородице, помогай нам» служат и исповедани­ем воплощения Слова, на что указывает сло­во Богородица, и призыванием Богоматери, ибо мы веруем, что Она соприсутствует нам, будучи всегда готова на помощь. Эти слова служат также свидетельством, что хлеб при­носится Ей как дар, или, лучше сказать, че­рез Неё – Сыну Её, воплотившемуся от Неё ради нас и ради нас добровольно претерпев­шему Крест, на что возносящий и указывает, делая крест хлебом.

Хлеб сей, над которым призывается Бо­жественное имя и совершается крест­ное знамение, провозглашается имя Бо­городицы и исповедуется воплощение Слова, и призывается на помощь Сама Богоматерь, хлеб этот имеет великую силу: избавляет от многих, или, лучше сказать, от всех бед, преисполняет всех благ и всег­да спасителен.

Поэтому мы должны делать это и днем, и ночью и, если возможно, во всякое время, должны величать Троицу и призывать на по­мощь Богородицу. Ибо кто сильнее Её засту­пления? Кто большее, чем Она, имеет дерз­новение пред Богом? Кто более Неё имеет силы спасти нас?

Я, со своей стороны делая это весьма ча­сто, непрестанно произношу сии божествен­ные слова и на многих налагал обязанность как можно чаще делать то же самое. Вы зна­ете, что я постановил, чтобы в соборных церквях ежедневно совершаем был упомяну­тый обряд и чтобы иерей на каждой утрени в конце девятой песни возносил сей хлеб и произносил обычные эти воспринятые на­ми от отцов священные слова. Произносил их во исповедание, как сказано, Святой Троицы, единого нашего Бога всяческих, и вочеловечения Слова так же, как и в честь Матери Его, единой Пресвятой Приснодевы и истинной Богородицы, и для призыва­ния Её на помощь. Мы получаем благодаря этому великую помощь, поэтому убеждаю о Христе, завещаю, прошу и умоляю всех вас делать это ради нашего спасения.

Если даже некоторые из иноверцев пола­гают за правило произносить поутру и ве­чером «радуйся, Благодатная», почитая это выражением чествования Пренепорочной Богородицы, хотя сия песнь и не ими изо­бретена, но была древним отеческим обыча­ем (о чём вскоре узнаешь), то тем более мы, православные чада истинной кафолической Церкви, должны делать это неопустительно и ревностно.

А что петь в церкви «радуйся, Благодатная» было в обычае издревле, это можно уразу­меть из вечерни во святую Четыредесятницу, когда прежде всего другого, в конце, после «Отче наш», мы тотчас говорим: «Бого­родице Дево, радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и из того, что это непременно гово­рится на вечерне бдения перед благосло­вением хлебов. Да и в песненном чине на всякой вечерне, как вы знаете, есть обычай в Великой фессалоникийской Церкви гово­рить то же самое.

Итак, если «радуйся, Благодатная» говорить необходимо в честь и славу Богоматери, ра­ди того, что это – слово Архангела, которым разрешена клятва и дарована радость, сло­во, при котором вселился в Нее и принял от Неё плоть Спаситель всех Бог – Бог Слово, то тем более мы должны совершать это бо­жественное и древнейшее, как переданное от отцов, дело.

Этот обычай засвидетельствован всеми уставами и древним преданием, дошедшим до нас от отцов. Это есть Божественное служение возносимого и приносимого Богу хлеба. Это есть исповедание Троицы, при­зывание и хваление святой Богородицы, со­вершаемое в нашу помощь. Посему ублажаем тя вси роди и величаем, воспевается справед­ливо и будет благоугодно Ей, так как эта песнь есть Её же пророчество, Ею передан­ное и с Её слов повторяемое.

И слова Ангела «радуйся, благодатная, Господь с Тобою» необходимо говорить, обращаясь к Ней, ибо Воплотившийся ипостасно был в Ней и ныне пребывает в Ней благодатию преимущественно перед всеми, а через Неё, по слову Исаии, и с нами Бог был и есть.

О том и молим мы Её, взывая: «да будет че­рез Тебя с нами то, чего всегда да станем сподобляться через Тебя. Аминь».

Клирик:

– Делать это, владыко, поистине нужно, по­лезно и всем необходимо, и мы тем охотнее делаем сие, что ты повелел совершать это и передал нам это дело. Мы исполняем его по твоему приказанию и в соборных церквях. И да совершаем всегда святыми молитвами твоими божественные службы неленостно.

Архиерей:

– Предстательством Богоматери да дару­ет сие Бог и вам и мне, потому что все мы имеем нужду в молитвенной помощи. И по­стоянно нужно и должно молиться и при­зывать в ходатаи за нас святых, прежде же всех – высшую всех святых и пренепорочную Богоматерь, могущую паче всех спасти нас. Ибо все мы совершаем много грехов.

Теперь перейдем и к самой кончине на­шей, чтобы таким образом выполнить всё, что обещали.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал