![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров
Теперь скажем о чине третьешестого (τ ρ ι θ ε κ τ η) часа во время постов, который мирские иереи по необходимости соединяют с литургией и совершают во святую Четыредесятницу в соборных церквях. Третьешестой час сохраняет чин святой литургии до великого входа. Это придумано древними отцами по той причине, что во святую Четыредесятницу не бывает полной литургии. Третьешестой час совершается следующим образом. Взяв благословение, диакон говорит: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно Царство». Диакон произносит мирныя прошения. Иерей – молитву первого антифона «Боже, на Херувимех седяй» и возглас «яко Ты еси Бог наш, Бог миловати», а певцы поют весь псалом «к Тебе, Господи, возведох душу мою» (Пс. 24: 1), и поют по стихам: «Молитвами Богородицы, на «слава, и ныне» – то же. Диакон опять: «паки и паки». Иерей – тайно молитву второго антифона «молим Тя, Господи Боже наш», и возглас «яко прославися Всесвятое имя Твое», а певцы второй антифон – весь псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой» (Пс. 26: 1). Оба лика говорят по стихам: «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуйа»; «слава, и ныне» – то же. Диакон – «паки и паки». Иерей – тайно антифон с прибавлением по стихам «аллилуйа». При пении стихов «ходяй по пути непорочне», под конец псалма, за один стих, совершается вход диакона и иерея к солее без светильников и кадила, знаменующий приведение Господа на крестную смерть, что происходило в шестой час. Посему он и совершается на третьешестом часе. Диакон говорит: «Благослови, владыко святый, вход», а иерей – молитву: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно». Сей вход, как сказано, изображает влечение Спасителя на крестную смерть, а когда Его отводили и пригвождали, был шестой час. В это же время сораспятый с ним разбойник, за свои немногие слова покаяния, введён был в рай. Диакон и иерей бывают облечены в это время в багряные ризы, знаменуя этим страдания и смерть Господа. После же входа диакон опять произносит мирныя прошения, а иерей читает молитву «Господи Боже отец наших», относящуюся к шестому часу, и молится сохранить нас «от стрелы, летящия во дни, от вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденного» (Пс. 90: 5, 6) и возносит к Богу много других прошений, потом взывает: «Яко подобает Тебе». А певцы тотчас поют тропарь пророчества. Чтец же на амвоне читает пророчество, после которого диакон говорит: «Рцем вси». А иерей – читает про себя молитву ектении и возглашает: «яко милостив». Прочее бывает по уставу святой литургии с Евангелием. Ибо вместе с Апостолом и Евангелием бывает чтение Исаии, яснее других проповедавшего о Спасителе, особенно же о Страданиях Его. Что это также есть древний обычай отцов, видно из того, что в монастырях на шестом часе во всю Четыредесятницу читается пророчество Исаии, а пророчество Иезекииля – на Страстной седмице, потому что и оно проповедует о Страданиях и Воскресении Спасителя. Потом диакон говорит: «Помолитеся, оглашеннии». А иерей творит молитву об оглашенных. От среды же четвертой недели диакон возносит прошения и о приготовляющихся к святому просвещению, а иерей читает о них молитву «Господи Боже наш, яви милосердие Твое» и возглас «яко Ты еси просвещение наше». Потом диакон опять произносит обычное «елицы оглашеннии», а иерей – первую молитву верных «Господи Боже наш, иже многобожного заблуждения». Диакон – «премудрость, прости». Иерей – «яко Ты еси Бог наш». Диакон – «мирные прошения». Иерей – вторую молитву верных «Господи Боже наш, иже в малое время». Диакон – «премудрость». Иерей возглашает: «яко благословися и прославися». Диакон – «исполним молитву нашу Господеви». Иерей – великую молитву «Господи Боже наш, единый благий и человеколюбивый», в которой упоминает о Распятии Спасителя, и о Восстании Его, и о Вознесении, и возносит прошение, да приидет на нас благодать Божия, да укрепит и освятит нас, и многие другие, а также испрашивает у Бога необходимое и полезное, и наконец, произносит: «да будет всегда с нами благодать и милость Бога», и возглашает: «яко Твоя держава». Потом говорит: «мир всем»: а диакон тотчас – «главы наша». Иерей же – молитву главопреклонения «Господи Боже наш, седяй на престоле славы», и возглашает: «Да будет всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно». Диакон – «с миром изыдем». И когда иерей выходит, оба они идут за амвон, чтобы славословить Бога среди всех, и начинают вечерню. Диакон говорит: «Господу помолимся». Иерей, смотря на восток, возглашает: «Благословенна слава Господня от места святого Его всегда, ныне и присно, и во веки веков». На литаниях это бывает началом литаний. Когда архиерей говорит сие за амвоном, это – начало светильна. И тотчас в стороне храма певцы поют вечерню, как параклисис, там же читаются и псалтирь, и стихиры Триоди и Минеи, по уставу монастырей, и «Свете тихий», и «сподоби», так как это – последование сокрушения, подобное монашескому. И постиховно – самогласны, «Ныне отпущаеши», «Трисвятое» и «Богородице Дево». «Господи, помилуй» не говорится, не бывает и поклонов, и отпуста, не возжигается и светильников до паремии на литургии Преждеосвященных Даров. Ибо после «Богородице Дево» и прочего, что обычно бывает, все идут на свои места.
|