Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров






Теперь скажем о чине третьешестого (τ ρ ι θ ε κ τ η) часа во время постов, который мирские иереи по необходимости соеди­няют с литургией и совершают во святую Четыредесятницу в соборных церквях.

Третьешестой час сохраняет чин святой литургии до великого входа. Это придумано древними отцами по той причине, что во святую Четыредесятницу не бывает полной литургии.

Третьешестой час совершается следующим образом. Взяв благословение, диакон гово­рит: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно Царство». Диакон произносит мирныя про­шения. Иерей – молитву первого антифона «Боже, на Херувимех седяй» и возглас «яко Ты еси Бог наш, Бог миловати», а певцы поют весь пса­лом «к Тебе, Господи, возведох душу мою» (Пс. 24: 1), и поют по стихам: «Молитвами Богородицы, на «слава, и ныне» – то же.

Диакон опять: «паки и паки». Иерей – тайно молитву второго антифона «молим Тя, Господи Боже наш», и возглас «яко прославися Всесвятое имя Твое», а певцы второй антифон – весь пса­лом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой» (Пс. 26: 1). Оба лика говорят по стихам: «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуйа»; «слава, и ныне» – то же. Диакон – «паки и паки». Иерей – тайно ан­тифон с прибавлением по стихам «аллилуйа». При пении стихов «ходяй по пути непорочне», под конец псалма, за один стих, совершает­ся вход диакона и иерея к солее без светиль­ников и кадила, знаменующий приведение Господа на крестную смерть, что происходи­ло в шестой час. Посему он и совершается на третьешестом часе. Диакон говорит: «Бла­гослови, владыко святый, вход», а иерей – мо­литву: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно».

Сей вход, как сказано, изображает влече­ние Спасителя на крестную смерть, а когда Его отводили и пригвождали, был шестой час. В это же время сораспятый с ним раз­бойник, за свои немногие слова покаяния, введён был в рай.

Диакон и иерей бывают облечены в это время в багряные ризы, знаменуя этим страдания и смерть Господа. После же входа диа­кон опять произносит мирныя прошения, а иерей читает молитву «Господи Боже отец на­ших», относящуюся к шестому часу, и молит­ся сохранить нас «от стрелы, летящия во дни, от вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденного» (Пс. 90: 5, 6) и возносит к Богу много других прошений, потом взывает: «Яко подобает Тебе». А певцы тотчас поют тропарь пророчества. Чтец же на амвоне читает пророчество, после которого диакон говорит: «Рцем вси». А иерей – читает про себя молитву ектении и возглашает: «яко милостив».

Прочее бывает по уставу святой литур­гии с Евангелием. Ибо вместе с Апостолом и Евангелием бывает чтение Исаии, яснее других проповедавшего о Спасителе, осо­бенно же о Страданиях Его. Что это также есть древний обычай отцов, видно из то­го, что в монастырях на шестом часе во всю Четыредесятницу читается пророчест­во Исаии, а пророчество Иезекииля – на Страстной седмице, потому что и оно про­поведует о Страданиях и Воскресении Спа­сителя.

Потом диакон говорит: «Помолитеся, оглашеннии». А иерей творит молитву об оглашен­ных. От среды же четвертой недели диакон возносит прошения и о приготовляющихся к святому просвещению, а иерей читает о них молитву «Господи Боже наш, яви милосердие Твое» и возглас «яко Ты еси просвещение наше».

Потом диакон опять произносит обычное «елицы оглашеннии», а иерей – первую молитву верных «Господи Боже наш, иже многобожного заблуждения». Диакон – «премудрость, прости». Иерей – «яко Ты еси Бог наш». Диакон – «мир­ные прошения». Иерей – вторую молитву верных «Господи Боже наш, иже в малое время». Диакон – «премудрость». Иерей возглашает: «яко благословися и прославися». Диакон – «испол­ним молитву нашу Господеви». Иерей – великую молитву «Господи Боже наш, единый благий и че­ловеколюбивый», в которой упоминает о Распя­тии Спасителя, и о Восстании Его, и о Воз­несении, и возносит прошение, да приидет на нас благодать Божия, да укрепит и освя­тит нас, и многие другие, а также испраши­вает у Бога необходимое и полезное, и на­конец, произносит: «да будет всегда с нами благодать и милость Бога», и возглашает: «яко Твоя держава». Потом говорит: «мир всем»: а диа­кон тотчас – «главы наша». Иерей же – молит­ву главопреклонения «Господи Боже наш, седяй на престоле славы», и возглашает: «Да будет всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно». Диакон – «с миром изыдем».

И когда иерей выходит, оба они идут за ам­вон, чтобы славословить Бога среди всех, и начинают вечерню. Диакон говорит: «Господу помолимся». Иерей, смотря на восток, возгла­шает: «Благословенна слава Господня от места святого Его всегда, ныне и присно, и во веки веков».

На литаниях это бывает началом литаний. Когда архиерей говорит сие за амвоном, это – начало светильна. И тотчас в стороне храма певцы поют вечерню, как параклисис, там же читаются и псалтирь, и стихиры Триоди и Минеи, по уставу монастырей, и «Свете тихий», и «сподоби», так как это – последование сокрушения, подобное монашескому. И постиховно – самогласны, «Ныне отпущае­ши», «Трисвятое» и «Богородице Дево». «Господи, поми­луй» не говорится, не бывает и поклонов, и отпуста, не возжигается и светильников до паремии на литургии Преждеосвященных Даров. Ибо после «Богородице Дево» и прочего, что обычно бывает, все идут на свои места.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал