![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О песненной утрени
Изложу и утреню недельную, по образцу которой отправляются и утрени ежедневные. Из этого изложения виден будет чин ее. В то время как бывают заперты царские врата храма, иерей, как посредник и как лицо, имеющее образ Ангела, становится пред вратами и благословляет Бога, Единого в Троице, говоря: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», и тотчас же возглашает мирные прошения и «заступи, спаси, помилуй». Певец сразу же поёт часть надлежащего для пения псалма, по Божественным книгам: «и спах» (Пс. 3: 6); «слава Тебе, Боже». Храм же, пред вратами которого становится иерей, изображает древний рай и Небо, или, лучше сказать, он поистине есть рай и Небо, потому что на престоле, стоящем посредине в святом алтаре, как в раю, имеется древо жизни – священнодействуемый Христос и всесвятой крест Его. Здесь – священная трапеза, как Небо, престол, где в своих тайнах и Евангелии восседает Царь славы Христос, а вокруг Него ангельские силы, святительские чины, святое миро, святые останки мучеников, сонм апостольских и пророческих душ, часто посылаемых, и предстоящих, и доселе присутствующих в своих святейших писаниях. Также вокруг Христа и престола – сонм Ангелов, действительно приходящих как бы сосвященнодействовать нам, когда они воспевают ту же хвалебную песнь, какую воспеваем мы, и когда совершается то же служение горе и долу. Здесь – рай и Небо, которые мы заключили и непрестанно заключаем для себя своими преступлениями. Потом иерей говорит: «Пресвятую, Пречистую», и, предав Богу и себя и всех, громогласно славословит Бога и говорит: «Яко подобает Тебе всякая слава». После пения певец читает: «Аз уснух и спах» и «слава Тебе, Боже». И таким образом, начав псалом: «Господи, что ся умножиша» (Пс. 3: 2), продолжая следующее по стихам, оканчивает его весь, а оба лика попеременно поют: «Слава Тебе, Боже». Затем читаются кряду три псалма во образ и честь Всесвятой Троицы, именно: «что ся умножиша», и «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю» (Пс. 62: 2), и «Се, ныне благословите Господа» (Пс. 133: 1). Между этими тремя псалмами на праздники поются и троичны, то есть «слава Тебе, Отче, слава Тебе, Сыне, и слава Тебе, Душе Святый», и подобные, а в дни обыкновенные и в недели, кроме недели Праотцев и Отцев, поются только «слава Тебе, Боже»; потом при «славе» опять «слава Тебе, Боже», при «и ныне» – то же самое и, наконец, добавляемое то же – громогласно. Иерей – «паки и паки» и «заступи»; певец – «вселенную» и «аллилуйа». Иерей – «Пресвятую» и возглас. А певец тотчас – «непорочнии в путь» и «аллилуйа»; «блажени непорочнии в путь» и следующее за тем в стихе и «аллилуйа». Таким образом, пока совершается вся первая часть, стихи поются попеременно обоими ликами с «аллилуйа». Потом – «слава, и ныне» и добавляемое «аллилуйа». Иерей вслед за тем возглашает малую ектению, а певец – «вразуми мя, Господи». Иерей – «Пресвятую, Пречистую» и возглас, а певец – «руце Твои сотвористе мя и создасте мя»(Пс. 118: 73) и остальную часть стиха с припевом «вразуми мя, Господи», и оба лика поют прочие стихи с припевом «вразуми мя, Господи». «Слава, и ныне» поется с прибавлением того же – «вразуми мя, Господи». Потом иерей опять произносит малую ектению, а певец – «вселенную», «аллилуйа». Иерей в это время отверзает одну дверь храма, показывая, что воплощением Господа, призревшего на нас с Небес и вочеловечившегося из небесной и живой Двери – Богородицы, отверзлось нам Небо, а также, что Господь уже прежде Страдания и Воскресения отверз нам Небесное, как и о Крещении Его написано, ибо Он узрел тогда отверзшиеся Небеса, которые для нас прежде были совершенно заключены, и потом, взойдя туда Сам, возвёл и нас. Итак, стихи поются обоими ликами до: «да внидет достояние мое пред Тя, Господи». А тогда, так как домостроительство уже совершилось, Спаситель пострадал, крестная жертва принесена, восстанием Господа все искуплены и вознесением Его сущие во аде и на земле взошли на Небо, тогда иерей отверзает врата и громогласно поёт глаголемую входную с «аллилуйа» и все вступают внутрь храма, как в самое Небо, следуя за иереем, держащим крест и изображающим Господа, Крестом нас спасшего. В кресте утверждены три свечи, знаменующие трисолнечный свет, ибо и через Крест открылось и воссияло ведение Святой Троицы и слава Её. Войдя, иерей тотчас преклоняет главу, благодаря Владыку. Если же присутствует и архиерей, то и он преклоняет голову вместе с иереем, и оба читают молитву входа, а архиерей запечатлевает, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Итак, предшествуемый иереем и диаконом, которые изображают Ангелов, архиерей, носящий образ Христа, Который отверз нам двери рая и Неба, один входит в великие врата и, войдя, хвалит и благодарит Его, что Он через Крест отверз нам горняя и, как Царь и Бог, есть единый Вождь. Благодарит Его, что Он, через обращённые к востоку врата – через Свою Матерь Приснодеву – есть единый, так вошедший в мир, и что через Неё обновил нам вход в горняя. Прочие же входят в боковые двери, и все – позади иерея, ибо, последуя Христу, через Него все мы входим на Небо. Между тем оба лика, став посредине, поют попеременно окончание псалма, возвещая Воскресение Христово – жизнь и спасение наше, и говорят: «Да будет рука Твоя еже спасти мя» (Пс. 118: 173); «Жива будет душа моя и восхвалит Тя»(Пс. 118: 175); «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего» (Пс. 118: 176). Потом «слава, и ныне», и в славословие Воскресшего и нас воскресившего Господа опять громогласно поётся «аллилуйа», и тотчас начинается согласное пение: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»(Дан. 3: 57). Во время сего пения, с крестом в руках, иерей, как Ангел, и архиерей, как Господь, восходят в сопровождении всех в алтарь, как к Престолу Божию. Архиерей вступает на свой престол, изображая восхождение и седение на Небеси. Престолом же я называю и стасидию. Крест водружается на амвоне против алтаря, через возжжённые перед ним три светильника свидетельствуя всем о смерти и восстании Спасителя и о проповеди Троицы. Затем согласно и громко поётся вся песнь трёх отроков, с припевом благословите, так как в печи они изображали и славословили Троицу и вочеловечение Слова. Потом поётся: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа, Господа, и ныне и присно». И наконец, добавляется: «Хвалим, благословим, воспеваем и поклоняемся Господу», потому что все свои блага мы получили от единого Бога, Всесвятой Троицы, и через домостроительство Слова, единого от Троицы, и призваны от великого грехопадения, и восстали, и озарились истинным светом, и вознесены на Небеса. Посему тотчас восхваляем Виновницу воплощения Слова, Богоматерь, говоря: «Тебе, необоримую стену и утверждение спасения».
|