Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О пятидесятом псалме






Пентикостарий – то же, что и пятидесятый псалом. Произнесённый по случаю вино­вности Давида в убийстве и любодеянии, этот псалом подходит всем благочестивым людям как псалом покаяния, а особенно праотцу нашего рода Адаму, который обрёк смерти себя и всё своё потомство и впал в блуд, вкусив от древа, не дозволенного ему в снедь, и возмечтав о равнобожии, которо­го не имел по природе, так как был не Бог, а создание. Сей псалом равно подходит всем падшим людям, поэтому поётся в церкви прежде всего.

Он призывает милость Божию и отпуще­ние грехов и умоляет о чистом сердце, об об­новлении в нас Духа Святого, которого мы лишились через растление, умоляет о неот­ступлении Его от нас. Пятидесятый псалом приносит в жертву дух сокрушен, то есть вме­сто бессловесных ветхозаветных жертв – покаяние, предзнаменуя собою заповеди Евангелия и устраняя закон обрядовый, как несовершенный закон сени. Ибо через при­несение в жертву неразумного животного невозможно спастись человеку, имеющему разумную душу, если он не исправится опять-таки через самую эту душу, если, следова­тельно, не принесёт глубокого покаяния и не пожертвует ветхим человеком в себе ра­ди человека безгрешного – Иисуса Христа, вочеловечившегося ради нас Сына Божия, давшего Себя в благоприятную жертву за всех. Псалом выражает и надежду создания нового Иерусалима, или церкви, в которой приносится жертва хвалы – исповедание Христа и упитанный Агнец – Сам Господь.

Итак, пентикостарий в сем случае произ­носится по стиху обоими ликами вместе с отпустительными или дня, или праздника, или святого. Во Владычные же праздники – «слава, и ныне» праздника, а в простые дни – «слава, и ныне» дня. И на стих: «Не отвержи мене от лица Твоего» читается «предстательство христиан»; на «слава» – «Единородный», на «ныне» – «Преславную».

И тотчас – каноны праздника или святого, которыми служба дополняется для бла­голепия и благочиния церковного, во славу Бога и святых Его. Они поются на восемь, если их два; на шесть, если это великий свя­той; или на четыре, если святому не положе­но особенного празднества. Каноны также положены ради пользы, утешения и посто­янного упражнения благочестивых, как лю­дей, привыкших проводить время в пении канонов. Прежде на песненной утрени не пели их, но по пятидесятом псалме и по ма­лой ектении тотчас читали «хвалите», а теперь уже после канонов читаются ексапостиларии, потом малая ектения и тотчас – «хвалите».

Певец первого лика на стих «хвалите Господа с небес»(Пс. 148: 1) отвечает: «Тебе подобает песнь Богу», а другой – на другой стих то же самое. Таким образом произносят и прочие шесть стихов. Из этого явствует, что песненная утреня по­дала повод и монастырям вначале говорить так же: «Тебе подобает песнь Богу», а на стих «хва­лите Господа от земли» – «дайте славу Богу» (Пс. 148: 7). То же и на прочие шесть стихов.

На стих «вознесеся имя Его» – «Ему подобает хва­ла»; а на стих «да восхвалят имя Его» (Пс. 149: 3) – «слава Тебе, святый Отче», то же и на другой.

На стих «связати цари их путы» (Пс. 149: 8) – «пощади ныГосподи, ради Духа Твоего Святого» (ибо Дух Святой, говорит Павел, есть Господь), да воспета будет Троица. И подобным образом на прочие стихи.

На стих: «Хвалите Бога во святых Его» – «Сыне Божий, помилуй нас», ради воплощения опять; и дальнейшее подобно сему.

На стих: «Хвалите Господа в кимвалех доброгласных»(Пс. 150: 5) – «слава Тебе показавшему свет», и на следующий за ним то же. Потом – «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1: 68). И это говорят на все стихи, ибо сия песнь есть пророчество о во­площении Слова, предначатие его и благо­дарение, высказанное Захарией незадолго до рождения Предтечи и Крестителя. И по­тому Церковь торжественно поёт эту песнь как благодарственную.

На «славу» – «благословен Господь Иисус Царь, яко посети», причём поётся громогласно. На «и ныне» – то же, и прибавляется: «Божию Матерь воспоем вси, Еюже получихом грехопадений про­щение и заступление душ наших». Этим велича­ется предвозвещение домостроительства Христова, и особенно, как сказали мы, че­рез рождение Крестителя.

Затем тотчас чтец, возгласив: «Слава в вы­шних Богу», берёт на амвоне крест в руки и становится на амвон, а певцы присоединя­ют великое славословие. Это бывает всякий раз. В день же воскресный – хвалите на глас и, наконец, стихиры воскресны, или празд­ника, или великого святого, если праздну­ется его память; на «славу» – утренняя стихи­ра, причём бывает вход иереев с крестом и святым Евангелием. Совершаемый на утре­ни, он знаменует Воскресение Спасителя. Поэтому, когда иерей, преклоняясь, гово­рит молитву утреннего входа, что означает, как мы многократно говорили, уничижение Господа, нисшествие Его к нам даже до ада и восстановление падших, тогда поднимается Евангелие, проповедующее о Воскресении, и говорится: «премудрость, прости», тоже как проповедание Воскресения.

Потом на «и ныне» поётся «Преблагословенна еси», так как через Богородицу даровано нам спасение и снято проклятие Евы. Когда ие­реи войдут внутрь, тогда сначала чтец, дер­жа на амвоне крест, говорит: «Слава в вышних Богу», потом певцы поют на соответствующий распев.

Затем все произносят славословие, ие­реи – в святом алтаре. И со слов «во человецех благоволение» оно совершается единогласно вне и внутри, ибо через Христа мы сделались единой Церковью горе и долу – и это в проповедание и славу Воскресения Христова. Посему и тропарь воскресный «днесь спасе­ние» поётся в одну неделю, а «воскрес из гро­ба» – в другую. Он трижды сладкогласно по­ётся, как певцами вне алтаря, так и иереями внутри его – и этот чин ясно изображает Воскресение Спасителя. По этой причине тотчас же поётся «воскресни, Господи», и пресви­тер, являя совершеннейший чин Ангелов, читает с амвона утреннее Евангелие.

Затем следуют сугубая ектения и ектения прошений, главопреклонение и отпуст.

Так совершается служение утрени. А о со­вершении литургии прежде написано в дру­гих местах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал