![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О так называемом благословении хлебов
Потом совершается и другое священнодействие, преподанное свыше Самим Спасителем. На некоей трапезе полагаются пять хлебов и в приличных торжеству сосудах – немного пшеницы, вина и елея. Иерей кадит всё это крестообразно, обходя вокруг при пении «Богородице Дево», кадит не как святое, но как долженствующее освятиться, или, лучше сказать, предосвящаемое крестом и фимиамом. Потом, перестав кадить, преклоняет главу и, отдав кадило, становится перед трапезой. Подражая Спасителю, Которого изображает, и призвав Его, берет один из хлебов. И между тем, как диакон говорит: «Господу помолимся», иерей возглашает: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, сам благослови и хлебы сия», и говоря это, одним хлебом делает знамение креста над прочими четырьмя хлебами, чем показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов. Потом, положив хлеб, благословляет их крестообразно рукой и свидетельствует, что Христос благословляет их, равно как пшеницу, вино и елей, и, запечатлевая так же это, говорит: «умножисия во святой обители сей и во всем мире Твоем», ибо Сам Господь, отверзая руку, как написано, «исполняет всё живое благоволения». Молитву эту священник заключает подобающим славословием: «Яко Ты еси блгагословляяй и освящаяй всяческая», и прославляет Хлеб жизни со Отцом и Духом. Потом произносится благодарение от имени всех, как сказано у Иова: «Буди имя Господне благословенно» (Пс. 112: 2), и: «Благословлю Господа» (Пс.33) – самый подобающий псалом, изречённый Давидом Богу за подаяние потребной пищи. Запечатлев таким образом всех и всем испросив благословение Бога, Который есть истинная пища и питие (тогда как чувственная снедь не ставит нас пред лицом Божиим) и Который есть податель всякого блага, иерей уходит, не делая отпуста. Ибо между тем как исполняется положенное чтение, начинается утреня. Хлеб же и вино, как освящённые благословением, раздаются присутствующим, которые принимают их с верой в то, что от них истекают дарования, и исцеления, и другие многие дары. Это совершается, если бывает всенощное бдение. Если же нет, то после преклонения глав не бывает ни литии, ни благословения хлебов. Поются только стиховны и читается «ныне отпущаеши», молитва «Трисвятого» и отпуст. У иных же ревностных, если когда-либо по немощи или по недостатку братий не бывает бдения, лития совершается на вечерне; затем поются стиховны и тотчас отпуст. Но благословения хлебов в таком случае не бывает, потому что оно соединяется исключительно с трудом бдения, чтобы братия, ради труда получив и благословение Христово, и малое утешение, хранили необходимое молитвенное внимание к страшным тайнам общения, а особенно – освящённые. Итак, вечерню мы обозрели, остается сказать о повечерии. О нём скажем кратко. Клирик: – Исполни, святой владыка, и об этом мзду твою, чтобы все учение твоё для нас было окончено.
|