Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О трех малых антифонах на песненной вечерне
Сперва поются три антифона, называемые малыми, потому что содержат в себе не целые псалмы, но по выбору четыре стиха из каждого. Потом «слава, и ныне». Их три – во образ и честь Святой Троицы. Первый антифон: «возлюбих, яко услышит Господь»(Пс. 114: 1), призывает Богородицу словами молитвами Богородицы, «Спасе, спаси нас», ибо, возлюбив Бога более всякой словесной твари, Она, по Своему смирению и высочайший Своей чистоте, явилась достойной иметь в Себе вселившегося Бога и, послужив воплощению возлюбленного Сына, через Себя сделала и нас присными Богу-Отцу. После же стихов, поющихся обоими ликами, и после «слава, и ныне» тотчас идёт малая ектения и делается возглас: «Благоволением и благостию», ибо Единородный Сын благоволил снизойти к нам. Второй антифон: «веровах, темже возглаголах» (Пс. 115: 1), призывает Господа воплотившегося и говорит: «Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти» или соответственное празднику. Если же будет и не неделя, и не праздник, а память святого, то поётся «во святых дивен» (Пс. 67: 36). Антифон «веровах, темже возглаголах» указывает на веру апостолов и святых, через которую все язычники от неверия привлечены были к вере. А антифон «чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 4) означает общение со Христом и спасение посредством того, что святые пролили кровь и таким образом сделались сопричастниками страданий Христовых. Они, мучением и подвигами достигнув спасения, спасают и нас: через них мы соединяемся с Господом. Посему-то на слава говорим: «Единородный Сыне», указывая на общение Его с нами; и этот стих изложен святым Кириллом. А на «и ныне» ублажаем Преславную Божию Матерь, так как через Неё соединяется с нами Единородный и так как Она есть освящение и вознесена превыше всех святых Ангелов и людей. После же стихов «слава, и ныне» опять идут малая ектения и возглас «яко свят еси, Боже наш», и певец тотчас поёт третий антифон. Этот антифон – «хвалите Господа вси язы́ цы»(Пс. 116: 1) есть ангельская хвалебная песнь, призывающая весь мир к прославлению Троицы. Затем следует «Святый Боже» и, когда стихи произнесены обоими ликами, и воспето «слава, и ныне», читается ещё раз прибавляемое «Святый Боже», то есть после того, что произносится при «слава, и ныне». «Трисвятая» песнь поётся громогласно, и в это время все служащие вечерню стоят непокровенные, как восхваляющие Бога. Итак, смотри, каков порядок церковных пений в этих трех антифонах. В первом антифоне Церковь призывает предстательство Богоматери. Во втором, ещё более возвышенно, умоляет воплотившегося из Неё Господа молитвами святых. В третьем же, и последнем, вместе с Ангелами восхваляет Трисвятого Бога, испрашивая Его милости и постепенно восходя к высшему прославлению. По окончании сего архиерей, изображая Господа, благословляющего с Небес, трижды запечатлевает народ со своего престола, или стасидии. Потом следует великая ектения и ектения просительная. Диакон говорит: «исполним молитву», а иерей преподает мир и читает молитву главопреклонения, чем знаменуется рабство и смирение наше перед Богом, и уничижение Бога до образа раба. А когда иерей, показывая восстание наше от падения и смерти и благодаря Спасшего нас, подъемлет голову и громогласно, от всей души возглашает: «Буди держава Царствия Твоего», тогда немедленно служится заамвонная лития, в умилостивление Бога ко всем верным. После того, как будут пропеты поочерёдно воскресны постиховно и «слава, и ныне», иерей совершает протяжённое моление, и как всегда поётся «Господи, помилуй», словно бы пред гробом Христа. И после «услыши ны, Боже» читают отпустительные тропари и бывает отпуст. Но если день общий, то литии не бывает, а отпустительный тропарь читается, когда иерей выходит так, как на литию, и становится позади амвона, а певцы пропоют «Богородице Дево». После этой песни иерей возглашает: «Господу помолимся. Яко Ты еси просвещение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем». Эти слова означают: Ты дал нам свет чувственный и мысленный, Ты повелеваешь заходить и восходить солнцу, Ты – свет истинный, явившийся нам и взятый от нас, и снова грядущий озарить нас. Так совершается отпуст. Последняя из всех молитв есть молитва главопреклонения и отпуста – то же и на утрени, и во всяком другом молитвословии. Из этого явствует, что песненное последование предпочтительнее и древнее другого и что таково именно его начало. Да смотри и чин: за молитвословием он предписывает, в знак рабской преданности, преклонение голов и этим оканчивает молитвословие, ибо должно во всём смиряться и преклоняться пред Владыкой и исповедовать перед Ним своё рабство Ему. Если же случится праздник или память празднуемого святого, то после возгласа о главопреклонении совершаются установленные чтения, через которые проповедуется и свидетельствуется нам всё, что касается праздника или древних святых. Поэтому и в хвалебные песни сначала входят псалмы Давида и других святых пророков, а уже потом поются хвалебные песни времён благодати, ибо первые преварили последних. Тотчас, по совершении всех хвалебных песен, читаются поучения о совершаемых празднествах. Так служат вечерню. Столь же духовно и в таком же соответствии с праздниками или памятью святых отправляется и утреня. В ней дивно изображено всё от начала творения. Она изображает и описывает, с одной стороны, события ветхозаветные и пророческие, с другой – домостроительство Спасителя. Она и преподает, и раскрывает нам обстоятельства нашего спасения и в хвалебных песнопениях, и в обрядовых действиях. Также показывает, что мы через Спасителя нашего обрели вход и восход на Небо.
|