Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О трех малых антифонах на песненной вечерне






Сперва поются три антифона, называемые малыми, потому что содержат в себе не це­лые псалмы, но по выбору четыре стиха из каждого. Потом «слава, и ныне». Их три – во об­раз и честь Святой Троицы.

Первый антифон: «возлюбих, яко услышит Господь»(Пс. 114: 1), призывает Богородицу словами мо­литвами Богородицы, «Спасе, спаси нас», ибо, воз­любив Бога более всякой словесной твари, Она, по Своему смирению и высочайший Своей чистоте, явилась достойной иметь в Себе вселившегося Бога и, послужив вопло­щению возлюбленного Сына, через Себя сделала и нас присными Богу-Отцу.

После же стихов, поющихся обоими лика­ми, и после «слава, и ныне» тотчас идёт малая ектения и делается возглас: «Благоволением и благостию», ибо Единородный Сын благово­лил снизойти к нам.

Второй антифон: «веровах, темже возглаголах» (Пс. 115: 1), призывает Господа воплотившегося и говорит: «Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти» или соответственное празднику.

Если же будет и не неделя, и не праздник, а память святого, то поётся «во святых дивен» (Пс. 67: 36). Антифон «веровах, темже возглаголах» указыва­ет на веру апостолов и святых, через кото­рую все язычники от неверия привлечены были к вере. А антифон «чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 4) означает общение со Христом и спасение посредством того, что святые пролили кровь и таким обра­зом сделались сопричастниками страданий Христовых. Они, мучением и подвигами до­стигнув спасения, спасают и нас: через них мы соединяемся с Господом.

Посему-то на слава говорим: «Единородный Сыне», указывая на общение Его с нами; и этот стих изложен святым Кириллом. А на «и ныне» ублажаем Преславную Божию Матерь, так как через Неё соединяется с нами Единородный и так как Она есть освящение и вознесена превыше всех святых Ангелов и людей.

После же стихов «слава, и ныне» опять идут ма­лая ектения и возглас «яко свят еси, Боже наш», и певец тотчас поёт третий антифон. Этот антифон – «хвалите Господа вси язы́ цы»(Пс. 116: 1) есть ангельская хвалебная песнь, призывающая весь мир к прославлению Троицы.

Затем следует «Святый Боже» и, когда стихи произнесены обоими ликами, и воспето «слава, и ныне», читается ещё раз прибавляемое «Святый Боже», то есть после того, что произ­носится при «слава, и ныне». «Трисвятая» песнь поётся громогласно, и в это время все слу­жащие вечерню стоят непокровенные, как восхваляющие Бога.

Итак, смотри, каков порядок церковных пений в этих трех антифонах.

В первом антифоне Церковь призывает предстательство Богоматери.

Во втором, ещё более возвышенно, умоля­ет воплотившегося из Неё Господа молитва­ми святых.

В третьем же, и последнем, вместе с Анге­лами восхваляет Трисвятого Бога, испра­шивая Его милости и постепенно восходя к высшему прославлению.

По окончании сего архиерей, изображая Господа, благословляющего с Небес, трижды запечатлевает народ со своего престола, или стасидии. Потом следует великая ектения и ектения просительная. Диакон говорит: «исполним молитву», а иерей преподает мир и читает молитву главопреклонения, чем зна­менуется рабство и смирение наше перед Богом, и уничижение Бога до образа раба.

А когда иерей, показывая восстание наше от падения и смерти и благодаря Спасшего нас, подъемлет голову и громогласно, от всей души возглашает: «Буди держава Царст­вия Твоего», тогда немедленно служится заамвонная лития, в умилостивление Бога ко всем верным.

После того, как будут пропеты поочерёд­но воскресны постиховно и «слава, и ныне», иерей совершает протяжённое моление, и как всегда поётся «Господи, помилуй», словно бы пред гробом Христа. И после «услыши ны, Боже» читают отпустительные тропари и бывает отпуст.

Но если день общий, то литии не бывает, а отпустительный тропарь читается, ког­да иерей выходит так, как на литию, и ста­новится позади амвона, а певцы пропоют «Богородице Дево».

После этой песни иерей возглашает: «Господу помолимся. Яко Ты еси просвещение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем». Эти слова означают: Ты дал нам свет чувственный и мысленный, Ты повелеваешь заходить и вос­ходить солнцу, Ты – свет истинный, явив­шийся нам и взятый от нас, и снова грядущий озарить нас. Так совершается отпуст.

Последняя из всех молитв есть молитва главопреклонения и отпуста – то же и на утрени, и во всяком другом молитвословии. Из этого явствует, что песненное последование предпочтительнее и древнее другого и что таково именно его начало. Да смотри и чин: за молитвословием он предписывает, в знак рабской преданности, преклонение го­лов и этим оканчивает молитвословие, ибо должно во всём смиряться и преклоняться пред Владыкой и исповедовать перед Ним своё рабство Ему.

Если же случится праздник или память празднуемого святого, то после возгласа о главопреклонении совершаются установ­ленные чтения, через которые проповедует­ся и свидетельствуется нам всё, что касается праздника или древних святых. Поэтому и в хвалебные песни сначала входят псалмы Давида и других святых пророков, а уже потом поются хвалебные песни времён бла­годати, ибо первые преварили последних.

Тотчас, по совершении всех хвалебных песен, читаются поучения о совершаемых празднествах.

Так служат вечерню.

Столь же духовно и в таком же соответ­ствии с праздниками или памятью святых отправляется и утреня. В ней дивно изобра­жено всё от начала творения. Она изобража­ет и описывает, с одной стороны, события ветхозаветные и пророческие, с другой – до­мостроительство Спасителя. Она и препода­ет, и раскрывает нам обстоятельства нашего спасения и в хвалебных песнопениях, и в об­рядовых действиях. Также показывает, что мы через Спасителя нашего обрели вход и восход на Небо.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал