![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу
Если день праздничный, то после троичных и краткой ектении поются три первые псалма Псалтири, которые относятся преимущественно к Господу. Ибо вочеловечившееся Слово Божие Само было поистине единым блаженным Мужем и не сотворило греха. Оно есть Древо жизни и дало много плода – нас, уверовавших в Него. Оно оживёт, не увядая, как бессмертное. Оно не отвергнет нас, как имеющее вечно зеленеющий лист и плод, а нечестивых и демонов развеет как прах. Оно, когда восстали на Него цари и князи, победив их, посмеялось над ними и сделалось Царем Своей Церкви. Вочеловечившееся Слово Божие есть Сын Божий и имеет Своим наследием народы, содержит концы земли и есть Пастырь сильный. Умножились ненавидящие Его, поносители и гонители Его – те, которые и умертвили Его на Кресте. Но страдая плотию, будучи же бесстрастным по Божеству, Сын Божий был с Отцом и явился нашей помощью и славой и если смертью почил, то восстал, как от сна. Потому и сказано: «От Господа спасение, и на людех Твоих, – на нас, верующих, через Крест, – благословение Твое» (Пс. 3: 8–9). После этих псалмов, когда священник воздаст обычное благодарение и произнесёт совокупную ектению (σ υ ν α π τ ώ ν), или мирные прошения, и сделает возглас во славу Троицы, тогда поют «Господи, воззвах» с соединенными с ним псалмами, встречая вечер и воссылая Богу как бы мысленный фимиам. Между тем и реально приносят Ему фимиам, начиная от престола и наполняя им весь храм во славу Божию для нашего освящения, а также потому, что от воспеваемого Бога мы получаем Божественную благодать. Здесь уместно будет сказать, насколько возможно, и о так называемых мирных прошениях, или совокупной и малой ектениях, а также о сугубой ектении и прочих прошениях. Так как они читаются священником или диаконом во всякое время службы и на священной литургии, то нам нужно, по возможности, иметь понятие и о них и не смотреть на них безразлично. Во-первых, мы скажем о том, почему мирные прошения называются совокупной ектенией. Это потому, что в ней прежде всего испрашивается нам у Бога мир с Ним и между нами самими, притом совершается моление о всех нас вместе. Благословив Бога, поскольку следует прежде всего возвестить и восхвалить Его как виновника всего и подателя всякого блага, священник тотчас говорит: «Миром Господу помолимся». Эти слова научают нас иметь мир с Богом в правой вере и совести, ибо в этом состоит мир с Богом и мир со всеми, и научают стоять без гнева и сомнения, как говорит Павел, «воздевая чистые руки» (1Тим. 2: 8), и как говорит Спаситель: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11: 25), и еще: «Мир оставляю вам»(Ин. 14: 27), и: «мир вам» (Лк. 24: 36). Мир и должен быть прежде всего в нас (Ин. 14: 27), и в мире мы должны совершать молитву, потому-то священник в самом начале и возглашает: «Миром Господу помолимся», как бы говоря так: если вы не отпускаете, то и Отец ваш не отпустит вам грехопадений ваших. Потом, поскольку истинный мир от Бога, отпускающего нам грехи и дающего по милости Своей спасение, священник присовокупляет: «о свышнем мире и спасении душ наших». Потом молится об общем мире и говорит о мире всего мира, так как мир исходит от Бога, когда мы совершенно готовы к принятию его. Видишь, сколь великое дело – мир: ради него низошёл Бог! И далее: «о благостоянии святых Божиих церквей». И это – так же для мира в вере и для церковной жизни, равно как и следующее: «и соединении всех» в правой вере, любви и богоугодной жизни. Потом воспоминает «о святем храме и входящих в онь», ради единодушного и благоговейного собрания в нём, и принесения (части) из того, что мы получаем от Бога. Потом воспоминает об архиерее как источнике священства и всего христианства; «пресвитерстве» как сослужащем при святых Таинствах; «во Христе диаконстве» как о служителях Таинства; «о всем клире» как служащих Ему в песнопениях христианах всякого чина; «и о людех», так как они верны, и соединены со священнослужителями верой и жизнью, и освящаются через них. Видишь ли, почему ектения называется совокупной (σ υ ν α π τ ή)? Всех она сводит в одно целое, как и Спаситель молился. С людьми же Церковь соединила и царей, и правителей, и воинство. Впрочем, в виду того, что сии последние подвизаются за общее благо, упоминается о них и отдельно, если только они православны. Церковь, строго храня закон Павла, молится о царях и властях, и особенно ныне, когда они верны, и о том, чтобы споборствовал им Бог и покорил им врагов, чтобы и мы проводили жизнь тихую и безмятежную, соблюдая в чистоте свое благочестие. Поскольку же нам нужны и охранение, и правители, охраняющие нас, постольку мы молимся и об охраняющем нас граде и о всякой стране, ибо живём не в городах только, но и в селениях. Притом, в силу того, что цель городов суть сами живущие, Церковь говорит и о верою живущих в них (то есть о нечестивых молиться не следует). Поскольку же, опять-таки, для благосостояния городов нужно здоровье живущих в них людей, которые, как и сами мы, от Бога, то Церковь говорит «о благорастворении воздухов» для здравия тел, «о изобилии плодов земных» для потребы их в пищу, «и временех мирных», чтобы они благоприятствовали жизни, нашей пользе и общежитию, ибо возмущения сопровождаются стеснительностью и разрушением. Опять же, у живущих очень много случайностей и различны род жизни, потребности и обстоятельства, поэтому, молясь вообще обо всех, Церковь говорит «о плавающих», имея в виду тех, которые на море; «о путешествующих», то есть странствующих по суше; «недугующих», какой бы кто ни был одержим болезнью, «страждущих», «труждающихся и плененных», т. е. находящихся в рабстве; – и собирая всех, молится о спасении их. Видишь ли, что Церковь подражает Богу и промышляет обо всех? Понимаешь ли, как она всё соединяет и обо всех молится? Потому-то и сама молитва называется совокупной. Потом, призвав всех к молению обо всех и по апостольской заповеди повелев молиться друг за друга перед Тем, Кто может дать всё, Церковь обращается к Господу и громогласно говорит: «заступи», ибо Ты – один Заступник за нас слабых и погибающих; «спаси», ибо Ты – один Спаситель бедствующих и отчаянных; «помилуй», ибо ничего мы не сможем сделать для Тебя, если Ты, Милостивый, не помилуешь нас; «и сохрани», ибо много нападающих и притесняющих. Ты один можешь сохранить «нас, Боже, Твоею благодатию», – не по делам нашим и не по молению нашему, ибо мы нечисты и всё наше нечисто, но по единой Твоей благости. Особенный же дар – вочеловечение Единородного, он-то и называется благодатью. Склонив Бога на милость этой молитвой, которую произносит или сам иерей, или диакон, а также тайной молитвой внутри алтаря, иерей повелевает нам предать себя Богу как приношение Ему. Уразумей спасительность и дивность молитвы. Священник говорит: «Пресвятую, Пречистую» и пр. (присоединяя похвалы Всепетой Богородице, как уместно) «со всеми святыми помянувше». Она есть началоводительница святых, путеводительница освящения, общая посредница и Божественное орудие, через которое спасены мы со всеми, через Нее освященными, как едиными с нами по естеству и пекущимися о нас, и могущими печься о нас, поскольку они подвизались во славу Божию. Вместе с ними, говорит иерей, «помянувше» (вместо: призвав или воспомнив святых, памятующих о нас), «сами себе», как обязанные сами себя предать Богу, «и друг друга», как принявшие заповедь взаимной любви, «и весь живот наш», как данный от Бога (то есть всё: и помышления, и слова наши, и деяния, и души, и тела) «Христу Богу предадим». Он стал жертвой за нас – принесём и себя Ему в жертву живую; Он дал Себя нам – отдадим и себя Ему всецело и будем иметь дерзновение у Того, Кто душу Свою положил за нас и дал Себя в пищу нам, Кто промышляет о нас и любит нас, у Того, Кто всегда печётся и спасает и Кто единый есть Спаситель. Ибо без Него невозможно ни жить, ни мыслить, ни вообще делать что-либо. Предавшегося же Ему никто не может исхитить из рук Отца Его. А руки – Сам Он – мышца Его, и Дух Святой. Вот величайшее и совершеннейшее из всех благ от сей молитвы людям, приближающимся к Нему! Посему при других молениях предстоящие взывают только: «Господи, помилуй», призывая Божие милосердие, а здесь говорят: «Тебе, Господи», то есть Тебе предаём себя, Христе Боже. Эту преданность весьма необходимо исповедовать и словами, потому что она выражает правую нашу веру во Христа, а по вере в Него – и самое наше приношение. Вера соединяет нас с Богом и привлекает Его помощь, она связывает нас с Пресвятой Матерью Слова и со святыми, и посредничество их за нас творит действенным. И делами оправдывать веру также весьма необходимо для нас. Оправдывать же делами – значит право веровать, и христиански, в истинной чистоте и справедливости, жить и упражняться в молитвах. Ибо, возносясь к Богу, мы становимся совершеннее, бываем освящены Таинствами, посвящены Ему исповеданием и, как преданные Христу и искупленные Им, обязываемся ничего другого не делать, кроме дел Христовых. Ради сей-то преданности воспоминаются все святые, и Спаситель, вступая на путь страданий, Сам первый сотворил предание, вверяя нас Отцу и говоря: «Соблюди их во имя Твое, святи их во истину Твою» и пр.; а истина – Он. Совершив это моление, иерей запечатлевает его гласом и произносит славословие Троицы: «яко Тебе подобает», богословием и славословием утверждая всё вышесказанное, и свидетельствуя, что это будет нам от Бога. Потом поются тропари и самогласны, именуемые стихирами, в неделю (κ υ ρ ι α κ ή) включаемые в число десяти стихов ради совершенства сего числа, а в праздники святых – в число восьми ради восьмого нескончаемого дня, в который святые пребудут с Богом всегда, как уже и теперь пребывают со Христом в Духе. В обычные же дни – в число шести ради того, что святые пребывают ныне на Небе выше пяти чувств, а также и в честь Троицы, к которой число шесть относится как двукратное. В недели, или в другие праздники и дни святых, стихиры поются обоими ликами попеременно. При последнем стихе лики сходятся, показывая согласие и единение, совершенное Спасителем всего мира. Потом, вместе преклоняясь перед алтарем, взывают: «Яко утвердися милость Его на нас»(Пс. 116: 2), чем указывают на содеянное Христом спасение языков и на то, что, по милости Своей пострадав за нас, и Крестом Своим утвердив Свою державу, и победив, Он привел нас к Себе. А вслед за тем опять поют: «слава, и ныне», нераздельно славословя Троицу нераздельную. В завершение же величают Богоматерь Деву ради многого и сильного Её посредничества, а также дабы исповедать воплощение Воплотившегося от Неё.
|