![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О Петре Кнафее
К этой «Трисвятой» песни было сделано еретиками весьма важное и вместе с тем бессмысленное прибавление через некоего бесчестного Петра Кнафея, который захотел к песни бесстрастной Троице прибавить «распныйся за ны». Прибавление в высшей степени богохульное, потому что Троица бесстрастна, неизменна и бестелесна и потому что Бог Слово, единый воплощённый, одно из Лиц нераздельной Троицы, пострадал не Божеством, но плотью, между тем как Божество Его осталось бесстрастным и нераспятым, как при ковке и калении железа огонь не терпит ничего вместе с ним, не изменяется и не подвергается превращению, но очищает и раскаляет железо, как говорит божественный Василий. Однако же ересь Кнафея, на долгое время возжегшая в Церкви огненное испытание, была опять погашена силой Божией, совершившей в христолюбивом граде Константиновом, в царствование Феодосия Младшего, во время церковного молебствия чудо: один отрок из среды народа был поднят на воздух и, возвратившись, объявил, что Ангелы поют так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Сказав это, он умер. Итак, вот, Церковь приняла Трисвятую песнь от Духа Святого не только чрез пророков, но и через своих чад во Святом Духе. Бог-Троица дал свидетельство, что эта ангельская песнь немолчно поётся той же Троице. Эта песнь, уже получившая свой настоящий вид, немедленно остановила бывшее тогда землетрясение. С тех пор Церковь поёт ее как богодарованную, вместе с Ангелами при всех богослужениях, особенно же вместе с богодухновенной песнью и великим славословием в конце утрени и на священной литургии. Великое же славословие поётся каждый раз в праздники и дни памяти празднуемых святых, а в другие дни, как и в дни скорби, по чиноположению устава оно читается одним и после него молитва Трисвятого, о которой нам необходимо было вкратце сказать ради тех, которые спрашивали нас. 282. Когда читается «Трисвятое» Молитва «Трисвятого» читается и в начале, и в середине, а часто и в конце каждого последования, потому что вся она относится к нашему Богу, Единому в Троице. Начинается она ангельской песней, а заканчивается молитвой Спасителя. Слова последней вы знаете, а смысл заключает в себе такой: трижды произносится Трисвятое, чтобы трижды восхвалить Святую Троицу, как мы сказали. 283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена И другая песнь во славу Святой Троицы составлена святыми отцами, а именно, как говорят, святыми Мелетием и Флавианом, Антиохийскими патриархами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Все это – против Ария и Савеллия, нечестиво мыслящих. «Слава» – против ариан, потому что едина слава Святой Троицы и Троица единосущна; «Отцу и Сыну и Святому Духу» – против Савеллия, богохульно проповедовавшего, что Святая Троица есть единое Лицо; «ныне, и присно» и прочее – потому что Святая Троица одна и та же, существует всегда, и является неизменной, и слава Троицы есть ныне, и всегда, и будет вечно. Затем «Пресвятая Троице, помилуй нас». И эта молитва составлена отцами. Во-первых, в ней упоминаются три Лица вместе, потому что Они – единое Божество, и единое существо, и единая сила, и, таким образом, Троица нераздельна. Потом, число Лиц определяется их особенностями. Об Отце говорится: «Господи, очисти грехи наша»; о Сыне: «Владыко, прости беззакония наша»; о Святом Духе: «Святый, посети и исцели немощи наша». И непосредственно за тем выражается единение трех Лиц: «имене Твоего ради». Отец – Господь, равно как и единосущен, и Сын – Господь, и Дух – Господь, так как едино господство трёх Лиц, и единая Троица есть един Господь. Сын – Владыка, потому что и Отец владычествует над всем, и Святой Дух. Дух – Святой, потому что Отец – Святой и Сын – Святой. «Помилуй нас» – взято у Давида; «очисти грехи наша» – вопль мытаря из божественного Евангелия; «прости беззакония наша» – из евангельских слов; «остави нам» – из пророческих и отеческих; «посети и исцели немощи наша» – из Евангелия и псалмов; «имене Твоего ради» – также из псалмов. Далее, «Господи, помилуй» трижды. Это в честь Святой Троицы, так как Троица – един Господь, и трижды говорится в честь Троицы: «Свят, Свят, Свят» (Господь). Потом тотчас слава Отцу и прочее в честь Единосущ ной Троицы. Наконец, читается молитва Спасителя, смысл которой мы кратко изъясним, насколько в наших силах. 284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш» «Отче наш!» – потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати. «Иже еси на небесех» – потому что Он почивает во святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли – Небо. Потому Бог преимущественно и есть на Небесах. «Да святится имя Твое». Поелику Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли святить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить. «Да приидет Царствие Твое». Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела. И да приидет Царствие Твое – последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть. Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени. «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и земли». Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но Твоя, бесстрастная и святая. И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего существования и хлеба, зная, что и он – от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но – необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться о завтрашнем дне, потому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь – Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова. Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет «иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Это – Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освящает душу и тело, и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 51). «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность божественного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило всё: пролило Свою Кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило. «Прощайте, и прощены будет», – говорит Оно (Лк. 6: 37). И на вопрос Петра, сколько раз в день отпускать согрешившему, отвечает: «до седмижды семидесяти раз», имея в виду: без счета (Мф. 18: 22). Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит (Лк. 6: 36–38) грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога. «И не введи нас во искушение», потому что весьма много у нас искусителей, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела и от беспечности души. Искушениям подвергаются все: и подвизающиеся, и нерадящие о спасении, праведники даже больше, для их испытания и возвышения. Они тем более имеют нужду в терпении, потому что дух, хотя и бодр, но плоть немощна. Искушение будет и в том случае, если ты презришь брата, если соблазнишь его, оскорбишь, или покажешь беспечность и нерадение о делах благочестия. Поэтому, чем бы мы ни согрешили перед Богом и братом, мы просим помиловать нас, сами милуя и отпуская, и просим не ввести нас во искушение. Если кто даже и праведен, пусть не надеется на себя самого, потому что праведным можно быть только при смирении, милосердии и отпущении другим их грехов. «Но избави нас от лукаваго», потому что он – непримиримый, неутомимый и неистовый враг наш, а мы перед ним слабы, так как он имеет тончайшую и неусыпную природу – враг лукавый, изобретающий и сплетающий нам тысячи козней и всегда измышляющий для нас опасности. И если нас не исхитишь из них Ты, Создатель и Владыко всего и самого лукавого, диавола с его клевретами, и Ангелов, и нас, то кто возможет исторгнуть нас? У нас нет сил постоянно противоборствовать этому невещественному врагу, столь завистливому, коварному и хитрому. Избави же нас Сам от него. «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь». И кто искусит и оскорбит находящихся под Твоим владычеством, Боже всего и Владыко, владеющий и Ангелами? Или кто противостанет Твоей силе? – Никто, ибо всех Ты сотворил и соблюдаешь. Или кто противостанет славе Твоей? Кто дерзнет? Или кто может объять её? Ею исполнены небо и земля, и она превыше Небес и Ангелов, потому что Ты един – всегда сущий и вечный. И Твоя слава, Царство и сила Отца и Сына и Святого Духа во веки веков, аминь, т. е. поистине, несомненно и подлинно. Ты – Царь сильный и славимый вовеки. Вот кратко смысл священной молитвы «Отче наш». И её всю непременно должен знать всякий православный христианин и возносить к Богу: восстав от сна, выходя из дома, отправляясь в святой храм Божий, перед вкушением и после вкушения пищи, вечером и отходя ко сну, ибо молитва Отче наш содержит в себе всё: и исповедание Бога, и славословие, и смиренномудрие, и исповедание грехов, и мольбу об оставлении их, и надежду благ будущих, и прошение необходимого, и отречение от излишнего, и упование на Бога, и молитву о том, чтобы не постигло нас искушение и чтобы мы были свободны от диавола, чтобы творили волю Божию, были сынами Божиими и сподобились Царствия Божия. Потому-то Церковь совершает эту молитву многократно днем и ночью. Вот, мы отчасти, насколько позволили наши силы, и сказали об этой молитве. Заключим же во Христе наши рассуждения об утрени.
|