Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое священная молитва
Эта божественная молитва – призывание Спасителя нашего: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, есть и молитва (π ρ ο σ ε υ χ ή), и обет (ε υ χ η). Эта молитва есть: • исповедание веры; • орудие общения со Святым Духом; • проводник Божественных даров; • очищение сердца; • отгнание демонов; • вселение Христа; • источник духовных мыслей и Божественных помыслов; • освобождение от грехов; • врачевство душ и телес; • посредница Божественного озарения; • привлечение Божия милосердия; • раздаятельница откровений и Божественных тайн для смиренных; • источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего. А нам одно только имя и следует призывать – имя Иисуса Христа, Сына Божия, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»(Деян. 4: 12), как говорит апостол. Таким образом она есть: • молитва, потому что в ней мы испрашиваем Божественного милосердия; • и обет, потому что через призывание Христа мы обещаем себя самих Христу; • и исповедание, потому что, исповедав это, Петр был назван блаженным; • и дарование Духа, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12: 3); • и проводник Божественных даров, потому что за неё Христос обещал Петру: «дам тебе ключи Царства Небесного»(Мф. 16: 17–19); • и очищение сердца, потому что молящийся благодаря ей видит и призывает Бога и, взирая на Него, очищается; • и отгнание демонов, потому что именем Иисуса Христа демоны и были прогоняемы, и ныне прогоняются; • и вселение Христа, потому что Христос, при памятовании о Нём, в нас пребывает, за памятование это вселяется и исполняет нас веселием: «Помянух, – сказано, – Бога и возвеселихся» (Пс. 76: 4); • и источник духовных мыслей и помышлений, потому что Христос есть сокровище всякой мудрости и знания, и дарует таковые тем, в ком обитает; • и освобождение от грехов, потому что ради неё сказано: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»(Мф. 16: 19); • и врачевство душ и тел, потому что сказано: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3: 6), и еще: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос» (Деян. 9: 34); • и проводник Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и Свою светлость и благодать сообщает призывающим Его: «И буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89: 17), и еще: «кто последует за Мною, тот... будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12); • и привлечение Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему; • раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных, потому что сама она дана была рыбаку Петру через откровение Отца Небесного, и Павел был восхищен Христом и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие; • и источник спасения, потому что, говорит апостол, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12), и еще: «Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42), так что в последний день всякий язык волею или неволею исповедует и воспоет, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 11); • и знамение нашей веры, так как мы христиане и христианами называемся; • и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы ранее сказали, «всякий дух, который исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4: 2–3). Посему всем верующим надлежит непрестанно исповедовать имя Христово ради провозвещения веры, ради любви ко Господу нашему Иисусу Христу, от которой ничто никогда совершенно не может отделить нас, ради благодати, проистекающей от Его имени, ради оставления и отпущения грехов, врачевания, освящения, озарения и, более всего, ради спасения. О сем Божественном имени апостолы учили и совершили дивные дела. И божественный евангелист говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий»: вот вера! – «и, веруя, имели жизнь во имя Его»(Ин. 20: 31): вот спасение и жизнь! 261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне – должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере, в определенное время Такое призывание, как молитву, всякий благочестивый христианин пусть произносит всегда и своим умом, и языком, стоя и на ходу, сидя и лёжа, разговаривая и трудясь, и пусть к этому принуждает себя постоянно. Такой обретёт величайшую тишину и веселие, как по опыту знают это люди, упражняющиеся в ней. Но так как это не всегда вполне удобно для людей, живущих в миру, и для самых монахов, когда они находятся в миру, то каждый должен посвящать молитве, по крайней мере, определенное время. И все должны иметь сию молитву за образец и совершать её по возможности, как священные лица, так и монахи, и миряне. Монахи, как обрекшие себя на это и в отношении к этой молитве имеющие безусловный долг, хотя бы находились среди суеты служебных занятий, пусть принуждают себя совершать ее и молиться Господу непрестанно, хотя бы они и находились в смущении и смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь. Пусть они не предаются беспечности, чтобы не быть окраденными врагом, но пусть обращаются к молитве – в ней найдут они для себя отраду. Лица священные пусть заботятся об этом деле как об апостольском и божественном проповедании, как о деле, производящем божественные плоды, свидетельствуя тем свою любовь ко Христу. Живущие в миру пусть совершают сию молитву, сколько позволяют силы, видя в ней печать и знамение своей веры, охранение, освящение и оружие против всякого искушения. Итак, все: и священные лица, и миряне, и монахи, – восстав от сна, должны первым делом помыслить о Христе и прежде всего вспомнить о Нём, чем и представить Христу начаток и жертву всякого помышления. Мы должны вспомнить о Христе прежде всего, потому что Он спас нас и сильно возлюбил нас. Мы – христиане и называемся христианами, мы облеклись во Христа в божественном крещении, мы запечатлены Его миром, приобщены и приобщаемся Святой Его Плоти и Крови, мы Его члены и храмы, в Него облечены, и Он обитает в нас – мы должны Его любить и памятовать о Нем всегда. Посему пусть каждый вменит себе в обязанность, по возможности, совершать эту молитву в определенное время и определенное число раз. И об этом довольно, так как еще весьма многое остается сказать в наставление предложившим нам вопросы. Прежде всего, нам нужно сказать, как уже упоминалось, о Божественных молениях Церкви, которые совершаются по чину, так как нас спрашивали и об этом. По возможности мы это и рассмотрим. Итак, прежде всего мы говорим, что молитва – дело ангельское и что Церковь о ней заботится как о деле самом святом. Ибо всякое другое дело, как-то: милостыня, служение братьям, посещение немощных, забота о заключённых в темнице, выкуп пленных и тому подобные дела, совершаемые из любви к братьям – только через этих наших ближних доходит до Бога. Равно и добровольная нищета, пост, лежание на голой земле, коленопреклонение, бдение и другие подвиги, предпринимаемые для удручения тела, для очищения, приближения к Богу и угождения Ему, хороши как жертва Богу, но не относятся непосредственно к Нему, а молитва восходит к Самому Богу, возносится прямо к Нему, делает молящегося другом Его, вводит в беседу с Ним, внушает дерзновение пред Ним, умоляет Его и творит одно с Ним. Итак, молитве надлежало бы быть немолчной и непрестанной, как у Ангелов, так как того только Бог и требует от нас, чтобы мы памятовали о Нем и пребывали с Ним, Его единого искали, любили и созерцали, дабы таким образом и блага Его получали от Него прямо и непосредственно. Но поскольку, по причине нашей телесности и необходимых требований плоти, это для нас невозможно, этот дар Божий сообщается изредка и только некоторым – равноангельным людям, постольку Церковь, по необходимости, установила длямолитвы определенные и безусловно обязательные часы, в которые молиться каждый верующий уже обязан.
|