Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О том, что на усопших монахов возливается елей, а на мирян сыплют пепел из кадильницы
Мы так и поступаем. На умерших во Христе братий мы возливаем елей. Впрочем, не тот святой елей, который преподается живым и о котором говорит брат Божий, но из лампады, находящейся в храме, и преимущественно – в алтаре. Мы ни одного монаха не погребаем иначе, чем вылив на его останки елей из лампады, который был освящён тем, что горел перед Господом. А на скончавшихся мирских во Христе братий, прежде нежели посыплем простой земли, крестообразно сыплем пепел из кадильницы, как священный и освящённый крестным знамением посредством фимиама, предавая, соответственно Божественному определению, освящённого во Христе освящённой земле, в которой он будет оставаться до воскресения. Иные из людей благочестивых при жизни совершают над собой Таинство елеосвящения, в умилостивление Бога за себя и ради окончательного отпущения грехов. И если они близки к смерти, то это всё-таки выполняется. Лежащих, их помазывают сродники ради священнейшего запечатления преподобных останков отшедшего, и чести, и освящения. Потому что подвизавшиеся достойны того, чтобы их почтить священным помазанием, и живших по Христу нужно запечатлевать печатью Христовой; и потому при погребении их возливают на них елей, призывая Божию милость. Такова цель святого елея, когда он преподаётся живым, чтобы им оставляема была жизнь и сообщалось очищение, а отнюдь не то, чтобы эти живые непременно умерли и не думали о выздоровлении. Ибо елей преимущественно с той целью и преподается, чтобы Господь восстановил помазанных и отпустил им грехи. И совершать елеосвящение над одним и тем же лицом можно во всякое время, а не один только раз, потому что сказано: «Признавайтесь друг пред другом в проступках», очевидно, что во всякое время, а не однажды, и: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5: 16), – не один только раз, но постоянно, потому что мы и падаем постоянно. Для последнего помазания елей берется из горящей в храме лампады, ради запечатления и освящения останков отшедшего, так как они прежде были очищены и освящены в Таинствах Христовых: крещении, миропомазании и страшном причащении. Некоторые, впрочем, совершают священнодействие елея и над усопшими во Христе, что одни из архиереев запрещают, так как об этом не сказано в Писании, а другие – нет, потому что оно совершается над душами. Я, со своей стороны, сколько мог исследовал и нашёл, что совершать упомянутое помазание похвально, и потому желающим это делать не должно препятствовать. Однако, хотя святой елей один, а не много, и священнодействие его одно, и он – одно из семи Таинств, которое завещано Спасителем и апостолами и о котором говорит, как мы упомянули, Евангелие: «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13), и пишет в своём соборном послании брат Божий, но за усопших приносится елей в умилостивление и славу Божию, дабы испросить помилование и прощение отшедшим, подобно тому, как в храме и в гробницах приносят за них восковые свечи, фимиам и прочее. Принося всё это как дары, мы ходатайствуем за отшедших, и они получают Божественную милость, как учит совершающая это Церковь и как пишут почти все отцы, а в особенности истинно великий и священный Афанасий, который о восковых свечах и елее пишет, что их должно приносить за умерших, несмотря на то, что от огня они обращаются в пепел или дым. Свечи означают всеплодие, а елей есть как бы жертва Богу за усопших, и потому святой Афанасий повелевает приносить их. Не запрещается также возжигать свечи при гробах умерших и вместе со священными молитвами о них приносить елей, потому что, возжигая свечи и принося фимиам, мы молимся за них перед Богом – и это в обычае в Церкви. Но рассмотрим то, что относится к елеосвящению.
|