Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему во всех Таинствах по две молитвы
Потому, что во всех Таинствах, как и в елеосвящении, две совершительные молитвы означают два естества в Иисусе, Который, будучи неописуем, бестелесен и неизречен, восприял ради нас плоть и стал доступным осязанию, и общался с людьми, неизменно пребывая Богом, дабы и нас освятить двояко: и по отношению к невидимой стороне нашей, и по отношению к видимой. Я разумею – по отношению к душе и телу. 254. О том, что Таинства двойственны: они вещественны и духовны, соответственно нам, природа которых двойственна Это – установление Господне, дабы Таинства, с одной стороны, были основаны на видимом и материальном, т. к. мы сами телесны, а с другой – чтобы они оставались мысленными, сокровенными, исполненными невидимой благодати – ради нашего духа. Ибо в Таинствах мы очищаемся и просвещаемся телом и душой, делаемся причастниками исцеления и, вместе с тем, освящения. По этой причине и в Таинстве святого елея – две совершительные молитвы, как и в святом крещении, и в освящении воды, и в миропомазании, равно как и при рукоположении и монашеском постриге. Итак, во время Таинства, как скоро все иереи произнесут первую молитву и совершат Божественное знамение креста, первый иерей читает вторую молитву с тем, чтобы запечатлеть елей, а вместе с ним запечатлевают его и все иереи. Молитвачитается так: «Безначальне, Вечне, Святе Святых» – дивное начало! То есть: Ты от начала и всегда милостив и не имеешь преемства, потому что Ты с Сыном Своим и Духом всегда – Отец неизменный. Ты – Святой Святых, т. е. един Свят и Освящение освящаемых, а мы – грешники и полны всякой нечистоты, так как мы получили начало и изменяемы. И далее: «Ты, по милости Своей, Единороднаго Сына низпославый, исцеляющего всякие болезни и страсти наши, низпосли Святого Твоего Духа и освяти елей сей». Тотчас после этого первый иерей запечатлевает помазуемого (а за ним и прочие) и продолжает: «сотвори и помазующемуся твоему рабу в совершенное избавление грехов его» – дар поистине величайший! И продолжает: «В освящение души и тела» – вот и вторая величайшая благодать! «в наследие Царства Небесного» – вот и последний дар: наше спасение и наследие Царства и славы Божией. Откуда же нам такое благодеяние? «Яко Бог милости и человеколюбия еси», – говорит иерей и возгласом славословит Отца с Сыном и Духом. Таким образом елей уже освящён и обладает Божественной силой, и всё, просимое в молитве, он дарует тем, которые помазуются им с верой. Ибо действительны все слова молитв, когда они произносятся иереем, имеющим благодать Божию по силе рукоположения. После же молитвы тотчас читаются апостольские слова Иакова, брата Божия, ясно свидетельствующие, откуда мы взяли это предание. Потом поётся «аллилуйа» в знак того, что совершилось нисшествие Божией благодати и что Евангелие благовествует пришествие Господне. Посему во славу Его и ради нашего освящения нам подаётся благоуханный фимиам, сообщающий Божественную благодать. Вслед за тем первый иерей читает Евангелие над главой того, для кого совершается священнодействие, дабы оградить его от всего враждебного, а также ему в благословение, в очищение его ума и всех чувств. После Евангелия читается молитва прошения об оставлении грехов его и ради исцеления тела и души – это первая молитва, и она произносится вслух. В это время молятся и прочие иереи, а после неё, в соответствии с уже изъяснённым, тайно читается другая молитва – также о здравии и отпущении грехов. В ней призывается Святой Отец, Врач душ и телес, пославший в мир Сына Своего Единородного, исцеляющего всякую болезнь и освобождающего от смерти. Он призывается исцелить припадающего раба Своего от всякой обдержащей его болезни благодатью Христа Своего и оживотворить его предстательством Богоматери и всех святых Своих. Молитву эту иерей произносит положив руку на голову кающегося, показывая тем, что и он совершает исцеление, подражая Владыке, возлагавшему руку на немощных и врачевавшему прикосновением. И что он действует силой благодати Божией, будучи освящён рукоположением, очищая и освящая прикосновением руки. В конце молитвы он крестообразно помазует елеем чело больного ради исправления внутренних помыслов, помазывает органы чувств, находящиеся на лице, и, наконец, руки, очищая исцеляемого от лукавых намерений и действий, и укрепляя святым елеем и крестным знамением, и всецело освящая. При каждом запечатлении иерей присовокупляет слова: «помощь наша о имени Господнем», свидетельствуя, что помощь приходит не от кого-либо другого, но от милостивого Бога. Рукою осенив помазываемого крестным знамением, иерей отходит, между тем как тот целует преподавшую ему освящение руку. Потом и другие иереи, один за другим, делают то же. Итак, первые две молитвы произносятся для совершения и освящения елея, а две последние суть молитвы просительные за помазываемого и возносятся к Богу об исцелении души и тела. Первая молитва громко читается иереями поочерёдно, подобно тому, как читаются зачала Апостола и Евангелия, и все они таким образом участвуют. А вторая молитва: «Отче Святый», произносится, как уже сказано, тайно и всеми иереями, что свидетельствует о единодушном прошении. Эта молитва призывает в помощники всех святых с общей Ходатаицей – Всесвятой Богородицей. Затем следует окончательный возглас, завершающий священнодействие и выражающий предмет молений: «Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш». Таким образом, когда помазывается чело всеми иереями, освящается ум. Потом крестообразно помазывается лицо – в освящение чувственных органов. И наконец, когда иереи во имя милосердного Христа освящают святым елеем руки, тогда очищают этим помрачённые чувства, а молитвами – душу, и крестным знамением и благодатью преподают всецелое освящение. Итак, каждый иерей совершает, как мы сказали, весь чин, диакон или чтец прочитывают Апостол, а иерей – Евангелие. Затем он же – первую священную молитву вслух, а вторую, при помазании, – тайно. Наконец, запечатлев помазанного правой рукой, которую получивший благословение целует, священнослужители отходят. После же совершения всеми обряда, во время великой ектении, вновь первый иерей над главой приемлющего помазание читает окончательную молитву – разрешительную, а все другие иереи прикасаются к читающему иерею руками, как сотрудники и сомолитвенники. Посему в молитве упоминает он и их, сослужителей своих и сопресвитеров. Потом, громогласно возгласив о Боге как Боге кающихся и кающемся о злобах наших и воздав должное славословие, совершает молитву отпуста. Тот же, кто созвал их и над кем совершено было священнодействие, опять после этого кланяется иереям и трижды испрашивает у них прощения, от всех получает его и уверяется, что получил отпущение. Наконец, он выслушивает от первого иерея и наставление о том, что теперь, получив отпущение, должен быть внимателен и не грешить более. Именно таким было обращение Спасителя к первому из двух евангельских расслабленных, а потому и освящённый, наклонив голову, как внимающий учению, принимает от всех благословение. И иереи удаляются. Вот что следовало сказать о святом елее.
|