Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Божественной молитве






О молитве, братия, надобно бы говорить много и долго, потому что она поистине есть дело, преданное нам самим Богом, и со­ставляет венец всякого другого.

Молиться – значит быть в союзе с Богом, постоянно пребывать с Ним, прилепляться, как говорит Давид, к Богу душой, не отступая от Него и имея ум, неотступно устремлён­ный к Нему. «Прильпе, – говорит Псалмопевец, – душа моя по Тебе» (Пс. 62: 9); «Возжада Тебе душа моя» (Пс. 41: 3); «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41: 2); «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» (Пс. 17: 2); «Душа моя в руку Твоею выну с Тобою»(Пс. 118: 109). Ради сего-то и говорит: «Благо­словлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33: 2);

Молящийся вступает и в общение с Анге­лами, возносясь к ним силою любви и же­лания. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» (Пс. 148: 1–2), – не для того говорит это псалмопевец Давид, чтобы побудить их к хвалению, как если бы они не совершали хвалений, но чтобы восхвалить за то, что они усвоили себе молитву по любви к Богу как своё особенное и непрестанное дело, ибо у Ангелов молитва и хваление Бога неумолчны и непрерывны. Его слова име­ют намерение побудить их ещё усиленнее совершать это, и он относит такую обязан­ность и к себе самому.

К такому же делу добрый и ангельский псалмопевец этот, Давид, призывает и всю вселенную, предуказывая, по моему мне­нию, на спасительное Богоявление и на да­рованное через него язычникам познание Троицы и непрестанное славословие Её. «Хвалите, – говорит, – Господа вси язы́ цы, похвали­те его вси людие» (Пс. 116: 1). А что у Ангелов песнь Богу немолчная, этому учит Исаия, видевший Славу Божию и Ангелов, непрестанно пою­щих Трисвятую песнь. Также – и Иезекиль. Это – дело и первых чинов, Серафимов и Херувимов. Одни из них, по своей любви и ревности к песнословию, называются огненными и пламенеющими – это чин се­рафимов. Другие – «разливающимися», по богатству их ведения и хваления – это чин Херувимов. Они называются и многоочитыми, по многосторонности, тонкости и глубине созерцания, и немолчности славо­словия.

Есть и между нами люди святые, согре­тые и пламенеющие любовью к Богу и рев­ностью, и сердечной молитвой, как сказа­но: «Возгореся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38: 4); или: «не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24: 32); и: «Кто отлучит нас от любви Божией»(Рим. 8: 35); а также: «в усердии не ослабевайте; ду­хом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в мо­литве постоянны» (Рим. 12: 11–12).

И между нами многие имеют широту богопознания и любовь к Богу изливают, как обильную воду, как сказано: «излияся благо­дать во устнах твоих» (Пс. 44: 3); «разширил еси сердце мое» (Пс. 118: 32); пролияся милость Твоя на нас. И между нами некоторые обращают очи свои всегда к Богу, как сказано: «Очи мои выну ко Господу» (Пс. 24: 15); Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15: 8); и: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Есть между нами и такие, которые подра­жают третьему чину – чину Престолов. Как на этих почивает Бог (престол есть место покоя и седалище), так и на тех, так как они чтят Бога памятованием о Нем, пением, сло­вами и делами. А почитание и есть покой для Бога, по воле Которого они живут, как сказано: «Воскресни, Господи, в покой Твой» (Пс. 131: 8); «Пре­стол Твой, Боже, в век века» (Пс. 44: 7); «таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13: 16). «Вселюсь в них, – говорит Он, –и буду ходить в них» (2Кор. 6: 16); «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3: 16; 1Кор. 6: 15); «Так ли вы несмысленны?» (Гал. 3: 3)

Итак, иметь Христа, носить Его в серд­це и уме, непрестанно памятовать о Нем, помышлять о Нем и воспламеняться же­ланием Его, как Серафимы, созерцать Его всегда, как Херувимы, и иметь Его почи­вающим в сердце, как Престолы, означает молиться. И потому дело молитвы для ра­бов Христовых выше всех других. Все дру­гие дела – служебные и второстепенные. Отсюда и прочим Ангелам, имеющим наи­менования Божественных служений, Давид говорит: «Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его»(Пс. 102: 20).

Ибо хотя они и пламенны, и ревностны в исполнении повеленного им Богом, и ока­зывают истинное послушание и смирение, Давид, однако же, говорит: «Благословите» и: «славлословите Его всегда», не предписывая им, но обращаясь к ним как к исполняющим не­престанно, при других видах почитания и служения, и этот, также вменяя и себе, и всем благословить и славословить Бога. Это только и относится к Богу.

Служение Ему необходимо ради нас самих, потому что мы в нём имеем нужду – Бог же не имеет нужды ни в чем и, как Благодетель, только достоин воспевания, что является делом приемлющих благодеяния.

За тремя высшими чинами остальные но­сят наименования, соответствующие роду их служения.

И одни называются Силами, потому что получают силы от Бога и высших себя чи­нов, и передают их чинам низшим.

Другие – Властями, потому что, как и те, находятся под властью Бога и первых чинов и сами властвуют над чинами, которые под ними.

Иные называются Господствами, потому что над ними господствует Бог и первейшие чины: Бог господствует по природе, первей­шие чины – по достоинству и превосходству знания. И сами они господствуют над низ­шими их чинами.

Есть также и третий, посредствующий чин, примыкающий к предыдущему, по­тому что он возносится к Богу, творящему Силы, Власти и Господства, и в свою оче­редь умножает любовь и хваление в людях. Между ними одни называются Началами, так как находятся под начальством и управлением первого единого Начала, начальственнейшей Троицы, и сами началь­ствуют над подчиненными им. Другие – Архангелами, как первые провозвестники Божественных судеб и повелений и прави­тели находящихся под ними. Последние из всех прочих носят название Ангелов, как посылаемые для нашего спасения и возвещающие Божественные желания. Все они суть служебные духи, посылаемые на служе­ние для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1: 14).

Притом они имеют обязанность непре­станной молитвы. Поэтому когда они слу­жат нашему спасению и являются нам, то являются с песнопениями и молитвами, возвещая нам Создателя нашего – Бога и повелевая воспевать Его единого. Так, явившийся Моисею Ангел сказал ему: «сними обувь твою с ног твоих в честь Бога» (Исх. 3: 5). Слышали поющих Ангелов и Исаия, и Иезекииль, и Даниил. И пастыри по рождении Христа ви­дели, как «явилось с Ангелом многочисленное во­инство небесное, славящее Бога и взывающее: сла­ва в вышних Богу» (Лк. 2: 13–14). А в Апокалипсисе Иоанн слышал и других поющих: «двадцать четы­ре старца» (Откр. 4: 10–11; Откр. 19: 4), закланных за Агнца, Который есть Иисус Христос, живой Агнец Божий. Слышал он еще и посвящавшего его в тай­ны откровения Ангела, который сказал ему: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и бра­тьям твоим... Богу поклонись»(Откр. 19: 10).

Видишь ли, что все воздают честь Богу и при делах служения постоянно и более все­го возносят Ему песни? Потому и говорит нам ангельский, серафимский, восходив­ший даже до третьего неба богоглаголивый Павел: «Непрестанно молитесь»(1Сол. 5: 17). И этому он научает нас, имея в виду наставления Владыки всего: «бодрствуйте на всякое время и молитесь»(Лк. 21: 36); «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42); «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22: 46); «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвраще­ния господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12: 35–36). Это Он говорит о внутренней молитве, и хранении ума, и непрестанной молитве. И присовоку­пляет: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так» (Лк. 12: 43). Замечает и о дарах за бдение и молитвы: «Истинно гово­рю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лк. 12: 44), сделает богами, небесными царями и сияющими светлее солнца и как бы Сам по­служит им. «Препояшется и посадит их, и, под­ходя, станет служить им» (Лк. 12: 37), т. е. всё Своё от­даст им.

Видишь ли, какие награды от Бога ожида­ют трезвенно молящихся? Их да сподобим­ся и мы, всегда бодрствуя и непрестанно мо­лясь, как научены.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал