Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О екзапостиларии, хвалитех и великом славословии
Потом читается перед хвалитнами екзапостиларий, называемый так от слов «ниспосли свет Твой», как песнь световодственная. Затем следует пение хвалитных, в которых призывается вся тварь: Ангелы и все создания – к хвалению их Творца и возвещается, что все дела Божии произведены Словом и Духом. «Той рече, – сказано, – и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 32: 9): «рече» – Словом, «повеле» – силой Духа. После положенных хвалитных песней и слава и ныне в честь Троицы, совершается великое славословие, о котором кратко было сказано прежде: «Слава в вышних Богу». Только теперь оно поётся раздельнее и по частям, и всеми вместе: как бы таинство открылось уже всему миру: не пастырям только, а и всем народам. Потому и говорится: «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемся Ти, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Ибо исполнь небо и земля славы Его. Чьей? – Бога в Троице. Потому Церковь и богословствует, взывая: «Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе». Вот: она возвещает три Лица в едином Божестве, ибо, говоря: «в вышних Богу» и «хвалим Тя», она указывает на единство, а числом определяет Лица. Далее она ясно воспевает и Воплощение Бога, когда взывает: «Господи Боже, Агнче Божий», взяв такое название Его у Исаии и Предтечи (Ис. 53: 7; Ин. 1: 29), по причине Его страдания и заклания; «Сыне Отчий» – заимствовав из Евангелия; «вземляй грех мира, помилуй нас, вземляй грехи мира, приими молитву нашу» – из Исаии (Ис. 53: 5); «седяй одесную Отца, помилуй нас» – из Евангелия; а «приими и помилуй» – из Давида; «яко Ты еси един свят, Ты еси единГосподь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь» – из Павла(Флп. 2: 11); «на всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века» – из божественного Давида (Пс. 33: 2); остальное же в молитве и прошении – из книг пророческих. 278. О «Трисвятой» песни В заключение поётся ангельская песнь, которая есть печать всякой песни, потому что она возносится к единому Богу – Святой Троице: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Эта песнь, как мы сказали ранее, сложена издревле отцами и называется, как сказано, великим славословием. И каждому верующему должно вникать в неё и разуметь её, и каждый день утром и вечером возносить к Богу, потому что она есть исповедание и славословие единого Бога во Святой Троице, и хвала воплощения и искупления, распятия и вознесения Слова Божия, одного из Лиц Троицы. Она есть и благодарное моление о том, чтобы нам каждый день и ночь сохранять себя безгрешными, чтобы на нас, как мы надеемся, была милость Божия и чтобы Господь, сделавшийся через Воплощение прибежищем нашим, помиловал нас, вопиющих с Давидом: «Помилуй и исцели душу мою, яко согреших Тебе» (вот исповедание); «к Тебе прибегох», прибежищу всех, «научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» – Отец с Сыном и Духом. Потому и присовокупляется: «Яко у Тебе источник живота» – Духа Святого, «во свете Твоем» – в Духе Святом, «узрим свет» – Сына; «пробави милость твою ведущим Тя» – истинного Бога и Отца со Словом Твоим и Духом, по силе воплощения Твоего Сына. По этой причине по порядку и поётся Трисвятая песнь. 279. Что означают в «Трисвятом» слова «Святый, Святый, Святый» и прочее У Ангелов эта песнь, как мы узнали от Исаии, поётся так: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и землиславы Его» (Ис. 6: 3). Её значение следующее, как этому мы научены святым Афанасием и другими отцами: свят Отец, свят Сын, свят Дух Святой – вот три Лица. Господь Саваоф – вот единство Божества, тождество естества и равенство славы. Таким образом, говорится трижды свят для обозначения троичности Лиц и один раз – Господь для обозначения единства Божества. Исполнь небо и земля славы его – по причине познания Трисвятого Бога, Всесвятой Троицы, дарованного, по Божественному Домостроительству, народам через Ангелов и апостолов Христовых и наполнившего горнее и дольнее. Славы Его сказано потому, что едина слава Троицы, едина сила и хотение и действие, и един Бог в Троице. 280. Что означают слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас» Хорошо издревле составили отцы «Трисвятую» песнь, взяв из песни ангельской: «Святый, Святый, Святый», из слов же Давида, воспевающего Бога в Троице: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41: 3) (слова Боже, крепкий, бессмертный), и опять из Давида же заимствовав для молитвы: «помилуй нас» (Пс.50). Они говорят: «Святый Боже» – Святый со слов Ангелов, «Боже» – со слов Давида; также: «святый крепкий» – Святый со слов Ангелов, крепкий – со слов Давида; и в третий раз: «Святый бессмертный» – святый со слов Ангелов, бессмертный – со слов Давида, употребляя бессмертный вместо живый. «Помилуй нас» – со слов его же, так как Давид изрек это Святым Духом. Об этом свидетельствует Спаситель, говоря: «сказал Давид Духом» (Мф. 22: 43). Далее. «Боже» – сказано об Отце, потому что Он есть источник и корень Божества и виновник Сына и Духа; «крепкий» – о Сыне, потому что Он есть мышца Отца и ипостасная сила, так как Христос, по словам Павла, есть«Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1: 24); «бессмертный» – о Духе Святом, потому что жизнь от Духа, «Дух», как сказано, «животворит» (2Кор. 3: 6) и есть крепкая сила Бога и бессмертная жизнь Живущего всегда.
|